Студопедия — Некоторые философские идеи Ф.В.И. Шеллинга
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Некоторые философские идеи Ф.В.И. Шеллинга






Первоначально Шеллинг выступил продолжателем философии Фихте. Но вскоре замечает несовершенство фихтеанского субъективного идеализма. Он считает, что субъективно-идеалистическое Я не может быть принято в качестве исходного пункта философии, хотя его существование несомненно. Не может быть принято и бытие, независимое от субъекта. По мысли Шеллинга, первоосновой всего существующего является абсолютное тождество бытия и мышления, материи и духа, объекта и субъекта. Высшее начало, отмечал Шеллинг, не может быть ни субъектом, ни объектом, ни тем и другим одновременно, но исключительно лишь абсолютной тождественностью.

Устраняя недостатки фихтеанства, Шеллинг ставил перед собой задачу охарактеризовать "Не-Я", то есть природу, противостоящую "Я". Так появляется шеллингианская натурфилософия, необходимость которой определялась потребностью философского обобщения новых естественнонаучных материалов, накопившихся к концу ХVIII в. К этому времени в науке прочно укоренилась мысль, что природа в целом существенно изменяется. Развитие природы от низшего к высшему поставило вопрос об источнике этого движения.

Шеллинг исходит из положения, что абсолютное тождество, абсолютное "Я" в философии обладает бессознательным хотением и действованием, следствием которых является возникновение и развитие природы. Потенцирование (развитие природы от низшего к высшему) есть постепенное восхождение от бессознательного к сознательному. Но весь этот процесс рассматривается Шеллингом как диалектическое саморазвитие мирового духа. Все качества природы являются лишь ощущениями мирового духа, Абсолюта, его самосовершенствованием. Поэтому, по Шеллингу, природа есть всего лишь несозревшая разумность, а история природы есть лишь история мирового духа.

Шеллинг пытается конструировать материю (природу) из движения мирового духа от бессознательного к сознательному. Многообразие видов в природе он объяснял тем, что мировой дух делает множество попыток создать совершенный организм. Низшие формы природы стоят от идеала далеко. Высшие – близко. Иначе говоря, природа стремится к идеалу, но поскольку она действует слепо, без разумно поставленной цели, она создает все новые и новые формы и виды живых существ. В этом проявляется "хотение" и "действование" мирового духа, стремящегося к преодолению материи и порождению мыслящего существа (человека).

Считая сущностью материи ее протяженность, толкуя последнюю как способность образовывать пространственную трехмерность, Шеллинг выводит последнюю из магнетизма, электричества и химизма. Магнетизм он рассматривает как активность сил по прямой линии, на которой можно представить расположенными полюса магнита. Далее Шеллинг полагал, что взаимодействие электрических зарядов осуществляется под некоторым углом, отличным от 180. Это второе измерение материи – ширина. Химические взаимодействия – это все возможные направления. Они характеризуют собою высоту. Нет необходимости доказывать надуманность этой конструкции, которая, однако, имеет и нечто положительное, а именно: единство динамических и пространственных определенностей материи.

Эта триада использовалась Шеллингом и для понимания развития природы. Переход материи с физической ступени существования понимался им как материализованное выражение "потенцирования", подъема на высшую ступень, которая, в свою очередь, характеризуется новой триадой: чувствительностью, раздражимостью и стремлением к воспроизведению.

В натурфилософии Шеллинга мыслящий человек появляется лишь на высшей ступени развития природы. Это подрывало субъективный идеализм Фихте. Природа у Шеллинга выступала по отношению к Я как первичная объективная реальность. Абсолютное же Я, предшествующее природе, приобретает у него черты абсолютного духа. Так немецкая классическая философия переходит на позиции объективного идеализма. Впоследствии Шеллинг перешел на позиции философии откровения, которая не прибавила ее автору славы.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 353. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия