Борьба парламента с королевской властью при Стюартах
Конфликт между королем и парламентом по конституционным и церковным вопросам привёл к английской революции середины XVII века 1640-1660 годов. В 1603 г. в Англии утверждается королевская династия Стю’артов. Она пыталась установить в Англии абсолютизм по французскому образцу. Это не соответствовало исторической неписаной конституции Англии. Английский абсолютизм носил незавершённый характер. У королевской власти для установления абсолютизма не хватало постоянных денежных доходов - налогов, постоянной армии, разветвлённого бюрократического аппарата. Эти притязания Стюартов привели к столкновению, конфликту между королём и парламентом, в котором имели представительство наиболее влиятельные силы страны - джéнтри и буржуазия. Новые классы проявляли недовольство изъятием налогов без согласия парламента, деятельностью чрезвычайных королевских судов Звездной палаты и Высокой комиссии, неудачной внешней политикой Стюартов. Стюарты претендовали на право взимать налоги без согласия парламента. Парламент, в свою очередь, стал требовать участия в управлении, стремился ограничить власть короля, давал расширительное толкование историческим правам парламента. Историческими правами парламента являлись: участие в законодательстве, утверждение налогов и право суда - импúчмента над советниками короля. В парламенте, однако, стали выдвигаться требования участия в управлении, то есть требования, чтобы король назначал советников - министров с согласия парламента. Это и являлось расширительным толкованием исторических прав парламента. Естественно, что такие притязания парламента вызывали острое неприятие королевской власти. Между королём и парламентом имелись расхождения и по церковным вопросам. Английский король являлся главой англикáнской церкви, назначал высшее духовенство. Наряду с официальной реформацией происходила неофициальная реформация, более резко порывавшая с традициями католицизма. Среди новых классов получил широкое распространение пуританúзм. Он подвергался государственной властью, англиканской церковью гонениям. Пуританство представляет собой протестантизм кальвинúстского толка на английской почве. Пуритáне - это английские кальвинисты. Основатель кальвинизма Жан Кальвúн (1509-1556) выдвинул учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог предопределил, избрал одних людей к спасению, к раю, а других - к погибели, к аду совершенно независимо от их воли. Видимым признаком «богоизбранности» стало богатство, а бедность есть признак отверженности. Тем самым освящалось материальное обогащение, оправдывалась «богоизбранность» одних для богатства и эксплуатации других, бедных. Это обеспечивало по оценке выдающего немецкого социолога Макса Вéбера (1864-1920) «фарисейски спокойную совесть при наживе денег». Поэтому пуритане считали смыслом жизни материальное обогащение, наживу. Пуритане потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов, очищения англиканской церкви от остатков католицизма, выступали за вывод церкви из-под королевской власти, упразднение сана епúскопа. Основой церковного устройства у пуритан является церковная община с пресвитéром во главе, избираемым верующими общины. Именно пуритане совершили Английскую революцию 1640-166 гг. и промышленную революцию в Англии, создали индустриальную Англию и Соединённые штаты Америки. В индустриальном обществе (его ещё именуют капитализмом) множество частных предпринимателей - капиталистов оперировали сравнительно большими суммами денег - капиталами с целью получения прибыли (наживы) путём организации производства товаров на рынок на основе использования наёмного труда. Для существования капитализма необходимы три условия: 1. Капиталистический дух наживы. Пуритане считали, что необходимо копить деньги, быть прижимистым, экономным, чтобы вкладывать деньги не в потребление, не в приобретение недвижимости (купил имение и стал дворянином, живущим за счёт оброка с крестьян), а вкладывать деньги в дело, в производство товаров. 2. Наличие массы юридически свободных людей, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам, чтобы добыть средства к существованию. В Англии к концу XVIII в. крестьян согнали с земли, превратив в массе своей в безземельный пролетариат.
|