Число один
Число один по Пифагору соответствует первичному, изначальному. Это первичное содержит в себе Всё и покоится в себе самом. Из нашего словаря для обозначения его больше всего подходит слово Бог. Однако это Всё находится в непроявленном виде, то есть скрыто. Так в куске глины в непроявленном виде заключены и кувшин, и горшок, и фигурка животного, и свисток. Гончару нужно только проявить их, то есть убрать лишнюю глину, которая не входит в их форму. Бог — это и глина, и гончар с его руками и воображением. Материал, средство для обработки материала и идея, — все слито воедино. Если Бог содержит в себе Всё, то живое тоже находится в нем. Значит, он по-своему живой. А всему живому присуще стремление. К чему же может стремиться Бог, если в нем есть Всё. Пожалуй, только к одному — познанию своих возможностей. В состоянии покоя Бог не может знать о своих возможностях, так как познание — это движение. Чтобы начать процесс познания, надо божественную идею превратить в команду, то есть соединить идею с импульсом силы. Так появляется божественное слово или Логос. Согласно этой команде Бог принимает образ Вселенной, раскрывая свои возможности в создании великого множества форм. А для того, чтобы познать себя, он создает живых существ, в том числе и нас с вами. Он наделяет живых существ чувствами, а некоторую их часть и разумом, чтобы мы могли ощущать и осознавать окружающий мир, то есть Бога. Бог также нас наделил способностью сохранять эту информацию до конца нашей жизни. Затем Бог забирает эту информацию себе. Как говорят в народе, бог прибрал. Однако вернемся к началу сотворения. Бог не сомневался, из чего строить Вселенную. Только из самого себя. Другого, как говорится, по определению не было. Метод строительства, точнее, его начала — один. Это отделение от себя части или разделение на части. Здесь появляется двузначность. Если в Боге все находится в непроявленном виде, то формой он не обладает. Получается, что делить нечего. Невозможно разделить буханку хлеба, если ее нет. С другой стороны, Бог разделился, раз Вселенная существует. Значит, он должен хоть на мгновение принять какую-то форму. Вот эта божественная форма перед моментом разделения и соответствует числу 1. Как выглядела эта форма в той многомерной дали, никто не знает. Можно говорить только о проекции этой формы на наше трехмерное пространство или на плоскость. Пифагор определил ее как шар или сферу. На плоскости им соответствует круг или окружность. То есть, числу 1 соответствует геометрическая форма — окружность и сфера. Присмотритесь к окружности. Все ее точки находятся на одинаковом расстоянии от центра. Полная симметрия, полное равновесие, полный покой. А если посмотреть на вращающийся шар, создается впечатление, что он неподвижен. Однако в этом единстве намечена скрытая двойственность. Диаметр шара равен двум радиусам. Рис 2
|