Господь всегда находит пути для свидетельства и возрождения Своей Церкви
Тихвинской иконы Божией Матери 8.07.1977г. Дорогие братья и сестры, я глубоко сожалею, что я был занят своими делами перед отъездом и не мог принять участие в акафисте Пресвятой Деве. Но когда я сейчас, перед отъездом пришел приложиться к иконе, у меня появилась мысль поделиться с вами, воспользовавшись этим праздником, кое-какими идеями, кое-каким смыслом, который мы можем и должны извлечь из этого праздника и из чудесной истории этой иконы. Что-то особое, символическое и глубоко чудесное связано с судьбой этой иконы. В 8о-х годах XIV века появилась она, по поверию, по сказанию народному, на водах Ладожского озера, на северо-западе Руси, на стыке Руси с иноземными финскими племенами, с католическим и враждебным в то время населением — появилась на водах и, по народному поверию, водами была несена она до города Тихвина, где на реке Тихвинке был построен монастырь. И с тех пор эта святая икона прославлялась в том месте и стала известна всей России. И вот волею Божией суждено было ей еще шествовать по водам, ибо в результате несчастной трагической войны, нападения врагов на нашу страну, эта икона была вывезена, и, как бы несомая по водам, очутилась в Америке и стала известна там всем православным, не только русским. Я имел честь и радость молиться перед этой иконой, когда я был там. Дорогие братья и сестры, в этом историческом стечении обстоятельств — икона появилась в 8о-х годах XIV века на водах Ладожского озера и совершила небольшое шествие до Тихвина и стала известна всей России, сейчас, а в 4О-х годах XX столетия, была несена по водам на другой конец мира и стала известна всему миру — и в этом есть чудесное свидетельство Божие, чудесная проповедь Божия, свидетельство истины и святости нашей православной веры. Когда Господь Иисус Христос совершал Свой торжественный вход в Иерусалим, и когда Его встретили дети с вайями, с ветвями и прославляли Его: «Осанна в вышних!» — то книжники и фарисеи, ученые богословы того времени, пылая ненавистью и завистью к Господу Иисусу Христу, упрекали Его и говорили: «Не слышишь, что они говорят? Несмысленные дети, малые дети. Как Ты допускаешь, чтобы они Тебя так прославляли?» Тогда Господь им сказал: «Если они замолкнут, камни будут вопить». Дорогие братья и сестры, так и с нами случилось. Мы, собственно говоря, молчащий народ, мы не проповедуем Христа по всей стране, везде и всюду, на улицах, в учреждениях, в школах. Нет! Мы здесь только, в церкви, молимся, верим, прославляем Христа, только здесь. Мы проповедуем Христа здесь. А вне этого — мы молчащий народ. Но Господь сказал: «Если они будут молчать, то камни возопиют». И так случается путями, неведомыми нам, путями чудесного воздействия Святого Духа. Люди, которые, казалось бы, не слышат от нас ничего и не могут услышать, через воздейст вне церковного искусства, через воздействие чудесного церковного пения, чудесных икон наших, через многие и многие, казалось бы, внешние, не словесные воздействия на них, приходят к вере. Таким образом, истину нашей веры свидетельствует вся история, и если мы молчим, все остальное говорит за нас. Когда-то древняя церковь в первые века была закрытой общиной. Что это значит? Жила она тогда на нелегальном положении, она была не признана государством. Римская империя преследовала христиан, запрещала существовать христианским общинам — и общины христианские были тайными. На молитвенные собрания приходили только крещеные, только члены этой общины, только те люди, которые знали друг друга и принадлежали этой местной общине. Никто посторонний на молитвенное собрание христиан в то время придти не мог. Двери были закрыты, никого не пускали, собирались тайно по ночам. И теперь у нас в литургии, когда наступает момент совершения таинства Евхаристии, после первой части нашей литургии, которая называется Литургией оглашенных, где мы больше всего обращаем внимание на научение: псалмы, Апостол и Евангелие, проповедь — когда наступает само таинство, то и сейчас диакон говорит: «Двери, двери! Премудростию вонмем». Это значит — закройте двери, смотрители дверей, чтобы никто не вышел и никто не вошел, потому что дальше будет глубокая премудрость; а вы все будьте внимательны! Таким образом, это были закрытые общины, по условиям жизни того времени. Наша церковь сейчас — открытая церковь, всякий может сюда придти — верующий и неверующий, тот, кто пришел по настоящему молиться и тот, кто пришел только поинтересоваться, посмотреть, иногда, может быть, даже и посмеяться над нами. Всякому здесь открыто: мы — открытая община, мы — открытая церковь! И теперь наши ценности, наши храмы, наши иконы, наши исторические достижения в искусстве — они принадлежат, как вы знаете, всему народу; не только нам, не только верующим, но и неверующим. Они являются национальным культурным, историческим достоянием всей нашей страны, всего нашего народа, они ценны всем. И вот они-то и служат очень часто свидетельством о нас, средством воздействия истин нашей веры на неверующих людей. Таким образом, здесь получается то, что случилось с Тихвинской иконой Божией Матери: своим явлением в северо-западной части Руси в XIV веке она как бы освятила эту страну, как бы свидетельствовала в ней благодатью Божией, а сейчас далеко-далеко, в Новом Свете, она свидетельствует истину православия, истину нашей веры — как свидетельствуют ее здесь, в нашей стране те святые иконы, которые не находятся в церкви. Дорогие братья и сестры! Будем же мы, совершая праздник в честь иконы Божией Матери Тихвинской, радоваться и прославлять Христа и Пресвятую Его Матерь, что Они по милости Своей помогают нам Своей благодатью, своим воздействием в нашем немощном, ограниченном свидетельстве, помогают нам быть проповедниками истины христианской веры и вместе с тем собирают сюда, как бы духовно приглашают в церковь все новых и новых людей. Будем верить, дорогие братья и сестры, твердо верить во глубине нашего сердца, что будет время — когда? Кто знает? Тогда, когда Богу будет угодно, когда благословит это Сама Пресвятая Дева — что чудотворная икона Божией Матери Тихвинская вернется опять в великую Россию, вернется опять в наново построенный монастырь в Ее честь в городе Тихвине, и там опять засияет солнцем над всей нашей землей. Когда это будет? Конечно, никто не знает, дорогие братья и сестры. Но это будет! И тогда наши потомки — второе, третье, пятое поколение после нас — опять торжественно, в самом городе Тихвине, у иконы этой в новом монастыре скажут: «Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, — новая, обновленная, верующая Россия! — яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприимши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно». Аминь.
|