Что есть истинный богоизбранный народ
На чтение о гергесинских бесноватых 30.07.1977г. Сегодня в евангельском чтении слышали мы рассказ об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватых в земле Гергесинской. В евангельском повествовании (Мф 8:28-34) рассказывается, что, когда Господь проходил страну Гадаринскую и Гергесинскую (это часть Галилеи, где было смешанное население: еврейское (иудейское) и языческое), то там на пути Ему встретились два душевнобольных человека. Они вели образ жизни помешанных, или, как тогда верили и говорили, — бесноватых, они жили в пещерах, нападали на проходящих, так что страшно было проходить там, и, как вы знаете, Господь их исцелил. Сегодня в моем слове я не буду обращать внимание ваше на обстоятельства исцеления, хотя это тоже очень интересный и очень важный для нас вопрос. Я хочу обратить ваше внимание на другое — на последствие этого чуда, на последствие этой милости Божией, этого вмешательства Бога в дела людей. Как восприняли люди эту милость Божию, это чудо Божие, это Божественное милосердие, милующее вмешательство, вхождение Бога в жизнь людей. Когда стадо свиное утонуло в море, в этом озере, потому что Господь повелел войти бесам в стадо свиное, то пастухи побежали и рассказали жителям, и те тогда вышли навстречу Господу и просили Его удалиться, уйти от них. Почему? Ибо, во-первых, Господь причинил им материальный ущерб. Они язычники. Как вы знаете, евреи не едят свиного мяса. Но язычники имели тогда свиней. И вот, когда был причинен ущерб этому их богатству, этому свиному стаду, то они все попросили Господа удалиться. Да, это были люди. И это было очень естественно, это очень обычное явление, это так было во всю историю человечества, ведь люди не терпят, когда они несут какой-либо материальный ущерб, урон. И это свое материальное благополучие, свое материальное благоденствие ставят как самое важное в жизни. К сожалению, это так бывает. Второе. Эти люди испугались нарушения обычного течения их жизни. Люди привыкают, как и все мы с вами, к известному какому-нибудь порядку жизни, знают, что вот есть такие-то дела, за этими делами следуют такие-то последствия, и когда они видят, что образ их жизни нарушается, вторгается в их жизнь что-то непонятное, что-то чудесное, что-то сверхъестественное, что-то такое, что перечит обычным их привычкам, то люди обыкновенно пугаются и уходят от этого, и как бы отталкивают это от себя. И это, к сожалению, бывает всегда, во всю историю человечества. Таким образом, люди сами попросили Господа удалиться, ибо свое материальное благополучие, обычный, размеренный порядок, уклад своей жизни, обычай и способ жизни они ставили превыше всего. Они не были готовы к жертвенности, не были готовы пострадать материально и не были готовы смотреть в лицо каким-то новым необычным изменениям. Так, дорогие братья и сестры, бывает во всей человеческой истории. Эта история касается не тех времен только и не тех людей только, эта история касается всех людей, всех времен, всех мест, и нас с вами. И дальше сказано, что Господь удалился от них и пошел во Свой град, в тот город, который Он считал Своим. Дорогие братья и сестры! Господь на протяжении истории христианства, истории церкви, с тех времен, когда Он воплотился, пострадал, воскрес, искупил род человеческий и основал Свою Церковь, часто вынужден был уходить от людей. Очень часто люди как бы удалялись от Господа, как бы удаляли Его от себя из-за своего материального благополучия, из-за своих материальных соображений и из соображения способа, обычая и образа своей жизни. И Господь удалялся и удаляется, как тогда, во град Свой. Тогда было понятно, какой Его град. А теперь, дорогие братья и сестры, когда Он воскрес и вознесся на небо, когда Церковь Божия распространилась по лицу всей земли, теперь, когда люди просят удалиться Господа, когда люди изгоняют Его от себя, — где Его град, куда Он идет? И вот ответ на это дает апостол Павел в сегодняшнем послании, которое читано сегодня и читано будет завтра. В 10 главе Послания к римлянам он пишет: «Братья! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». Апостол Павел в Послании к римлянам затрагивает вопрос о богоизбранном народе. В Ветхом Завете до явления Христа был народ израильский, Богом избранный народ, с которым Господь Бог заключил союз, с тем, чтобы этот народ среди зла, среди язычества, среди всеобщего омрачения умов того времени сохранил истинную веру в Бога, истинное богооткровение, истинное богопочитание, и чтобы из этого народа вышел Спаситель мира. И народ Израиля, ветхозаветный народ Божий, чувствовал себя народом избранным, народом Божиим, народом, который имеет обетование Божие. По их понятиям, ответ на поставленный вопрос — куда Господь удаляется, если люди Его удаляют, если люди просят Его уйти, где этот Его град, куда Он идет, где Он бывает как бы дома? — тогда был бы таков. Они ответили бы: в нашем городе. Ибо народ наш богоизбранный, народ наш имеет Божие обетование. Когда народ еврейский отпал от обетования, ибо не принял Мессию, отвергнул Спасителя мира, Которого ждал, Которого обещали пророки, Который явился, чтобы спасти род человеческий, когда народ богоизбранный отверг Его и, мало того, требовал распятия Его, требовал смерти Его, когда богоизбранный народ перестал быть богоизбранным народом, — тогда стала Церковь Христова, тогда стали верующие в Господа Иисуса Христа новым Израилем, новым богоизбранным народом Божиим, народом, имеющим обетование, народом, имеющим союз с Богом. Дорогие братья и сестры, но что случилось потом? Случилось почти то же самое, что и с богоизбранным народом еврейским, ветхозаветным, который так крепко веровал в свою праведность, свою законность, свою богоизбранность, в свое призвание народа Божия, что поставил это свое богоизбрание, эту свою веру во главу угла всей свой жизни, а когда пришел Господь, Который сказал, что Он принес спасение всем людям, что Он пришел спасти всех людей, а не только богоизбранный народ, то народ еврейский не принял Его, ибо это, по их понятиям, противоречило этому чувству богоизбранности, этому чувству, что спасение у них, спасение от них. Дорогие братья и сестры! Когда Церковь Христова, христиане стали новым Израилем, с которым Бог заключил союз, через который должен был спастись весь мир, то и мы столкнулись с подобным искушением. Мы тоже, церковь наша тоже стала в этом искушении чувствовать, что только мы богоизбранные, только мы спасемся. А остальные? Остальные погибнут — ибо они не богоизбранные, ибо они неверующие, ибо они не христиане, ибо они не исповедуют Бога. Таким образом и пред нами встал этот соблазн — соблазн собственной праведности вместо праведности Божией, как апостол говорит: «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге (мы тоже имеем ревность по Боге), но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим 10:2,3). Вот это случилось и с нами — христианами, это случилось и с церковью Божией, когда мы в этом своем уверовании, что это мы — народ Божий, что это мы — праведники, которые верны Богу, которые наследуют спасение, мы поставили собственную праведность выше праведности Божией. А праведность Божия заключается в том, что Бог хочет каждому человеку спастись и в разум истинный придти, каждому человеку, а не только богоизбранному, а не только этому законному, а не только этому праведному, не только тому, кто посещает, кто бывает в храме. Каждому человеку Бог хочет спастись и в разум истинный придти. Дальше апостол говорит: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим 10:13-15) Таким образом, апостол дальше говорит этому богоизбранному народу Божию, что они не только поставили свою праведность выше праведности Божией (а праведность Божия заключалась в том, что все люди должны спастись, все люди одинаковы пред Богом), но они и перестали другим людям проповедовать эту истину, и апостол говорит: конечно, всякий, призывающий имя Божие спасется. Но как они будут призывать, если они не уверовали? А как уверовать, если они не слышали, а как слышать можно, если не проповедано? Таким образом задача, обязанность каждого верующего не состоит в том, чтобы он чувствовал себя праведником, избранником, а задача состоит в том, чтобы он проповедовал, свидетельствовал Божию истину, Божие наследие, Божие бытие, Божие спасение пред всеми людьми. Нет общины христианской, нет церкви христианской, если нет проповеди, если нет миссионеров, если нет распространения учения Христова по лицу земли. Это наша святая обязанность, это не право наше, это наша обязанность. Ибо сказано: «А как будут проповедовать, если не будут посланы?» и дальше: «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благое». Мы все посланы на проповедь слова Божия, мы все свидетели Божий на земле. И через нас люди могут и должны приходить ко Христу. А что если они не приходят? Апостол говорит об этом словами пророка Исайи: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?» (Ис 53;1)- И говорит, что глаза их слепы, уши их немы, мы проповедуем, а они не принимают. Да, так бывает. Бывает, что истина Божия падает на каменистую почву, у людей как бы глаза ослепли, у людей как бы уши не слышат, и они глухи и слепы по отношению к истине Божией. Так бывает часто. И апостол спрашивает: а что же, если они неверующие, что же, они погибнут? И отвечает: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?», который был избран Им? Ничуть не бывало. Бог не отверг народ Свой, даже если он не верит и отвергает Его. А каким это образом? А таким образом — апостол говорит, — что сохранился среди общего моря неверия начаток, корень верующих, и вот этот начаток, этот корень, эта основа, эта группа верующих, этот стержень Церкви Христовой, он пребывает вовеки, он никогда не исчезнет. И из-за них, из-за этих верующих, из-за этих святых праведников Бог может спасти и помиловать всех остальных. Мало того, что спасти и помиловать, апостол говорит в этом Послании дальше, что Господь через этих сохранившихся верующих, через этот начаток, через этот корень, через этот стержень Церкви, который вовеки пребывает верный Господу, может со временем обратить и неверующих к Богу. Дорогие братья и сестры, вот таким образом нам надо понимать этот рассказ евангельский и послание апостола. Господь, когда люди Его изгоняют, удаляется в Свой город, а город этот — наши сердца, город этот — мы с вами, верующие Ему до конца жизни нашей, и все остальные верующие, которые будут до скончания века. Мы тот город, где Господь обитает. Но мы не просто город, где Господь обитает. Наша обязанность, как апостол говорит — проповедовать, сеять слово Божие, показывать жизнью и деятельностью своей, свидетельством своим спасение людям так, чтобы обратить их от стези неверия и беззакония на стезю истины, праведности и святости. А если нам это не удастся, если они будут иметь уши — и не слышать, глаза — и не видеть, то все равно праведностью праведников Божиих, которыми свята церковь, спасутся все по милости Божией. И апостол заканчивает в своем послании так: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им, и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим и:33-3б).
|