Студопедия — МЕГАФАКТОРЫ И МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕГАФАКТОРЫ И МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ






Мегафакторы социализации

Космос

Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь мп цц на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей чинности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептически относятся к идее о зависимости человеческой жизни от космических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в Космосе источник мшимого влияния на жизнь человеческого сообщества и отдель-ишо человека. Подобные идеи так или иначе постоянно присутвовали в массовом сознании, а в определенные периоды раз-птмя того или иного общества приобретали довольно большой вес.

Сейчас у нас в стране на смену тотальному отрицанию связи человека с Космосом пришло массовое увлечение «сверхъестественным». Огромная популярность экстрасенсов, колдунов, ясновидящих и прорицателей, распространение гороскопов и иных предсказаний, конечно, неслучайны. И вряд ли стоит видеть за мим только всплеск массового суеверия. Совершенно очевидно, что за этим есть некая, еще не познанная наукой реальность.

Выдающийся отечественный психиатр В.М.Бехтерев в начале ХХ столетия высказал мысль о том, что «...отношения в социальной среде не замыкаются в круг одной лишь окружающей природы нашей земли, но имеют значительно более широкую пространственность, простирающуюся во глубь вселенной с ее неиссякае­мом количеством притекающей к нам мировой энергии».

Другой выдающийся ученый России начала XX в. биофизик А. Л. Чижевский предпринял специальное исследование, в котором проследил связь общественных движений и судеб отдельных исторических деятелей с периодами солнечной активности. Это позволило ему сделать вывод о том, что эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности, а периоды относительного общественного спокой­ствия в обществе землян совпадают с эпохами минимальной ак­тивности солнцедеятельности. Из таблиц совпадений, составлен­ных исследователем, приведем лишь несколько примеров совпа­дения солнечной и человеческой активности: 1492 г. — открытие Америки, 1648 г. — революция в Англии, 1789 г. — революция во Франции, 1870 г. — Парижская коммуна, 1905 и 1917 гг. — рево­люции в России. Если продолжить этот ряд, то 1929 г. — год «вели­кого перелома» у нас и жесточайшего экономического кризиса на Западе, 1941 г. — начало самой кровавой войны в истории Рос­сии, 1953 г. — смерть самого кровавого тирана в истории чело­вечества, 1989 г. — Первый съезд народных депутатов СССР, положивший начало судьбоносным событиям для нашего наро­да, 2001 г. — трагедия в Нью-Йорке и многое другое. Весьма инте­ресные совпадения зарегистрированы А.Л.Чижевским и в судьбах выдающихся исторических деятелей (например, Наполеона).

Аналогичную идею сформулировал в 1922 г. био- и геофизик академик П. П.Лазарев, с 1918 г. много лет руководивший иссле­дованиями Курской магнитной аномалии: «Изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космичес­кими должно пролить некоторый свет на общий закон, управля­ющий массовыми действиями людей, и дать возможность научно­го обоснования изучения законов человеческого общества».

В развитие этой идеи можно привести слова А.Л.Чижевского: «История знает отличные примеры массовых возбуждений в пе­риод максимума (солнечной активности. — А.М.), не имеющих ничего общего с кровавыми событиями, а именно: религиозные движения, паломничества, расцвет парламентаризма, локализа­ция общественного внимания на судебных процессах, реформах, сооружениях и т.д. Это дает повод лелеять прекрасную надежду на то, что грядущая культура отыщет пути гуманного использования массового подъема при посредстве предварительной пропаганды какого-либо общественно-важного и интересного дела, и выпол­нения его в период максимальной возбудимости. Тогда коллек­тивное театральное искусство, коллективное художественное твор­чество с участием масс народа, научные экспедиции, спортив­ные состязания, организация грандиозных сооружений, городов, каналов и пр. должны будут сменить кровавые бойни человече­ства»2.

Эти прогнозы-мечты А.Л.Чижевского интересно сопоставить с идеями одного из самых оригинальных отечественных педагогов начала все того же XX в. К. Н.Вентцеля, который ввел термин «космическое воспитание». Он писал: «На чем может быть основана самая возможность постановки вопроса о космическом воспитании?

Ход мыслей, приводящих к этому вопросу, таков. Мы говорим о социальном воспитании, о воспитании человека как члена об­щества; в педагогике даже возникло целое течение, носящее на­ции ие "социальная педагогика". Но человек не только часть некоторого социального целого, будет ли это целое называться се­ми-и, народом, классом, человечеством, он также часть того це­нно, которое мы называем вселенной, или космосом, каковой мы тоже могли бы рассматривать как своего рода универсальное "ощество, охватывающее в себе все существа, стоящие только на различных ступенях развития. То, что человек представляет часть космоса, есть факт, с которым так или иначе надо считаться, и если мы говорим о воспитании человека в качестве члена челове­ческого общества более или менее широких размеров, то является си.же совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена космоса как гражданина вселенной... должно иметь мест и космическое воспитание и... наряду с социальной педаго-I и кой существует и космическая педагогика, в которой проблема кос питания трактуется со своей, совершенно особой точки зре­ния, которая намечает для воспитания свои, совершенно особые пели и требует, быть может, особых приемов и методов для их достижения».

Развернувшиеся во второй половине XX столетия исследова­ния ближнего Космоса, планирующиеся экспедиции в глубь Вселенной постепенно накапливают новый массив знаний о космосе, о Земле как его частице, об их взаимосвязи. Представляется вполне не вероятным, что по мере познания непознанного и потому кажущегося невозможным обнаружатся объяснения неизвестных и непонятных нам сегодня причин и закономерностей социальных процессов и явлений в мире и в отдельных странах, что даст воз­можность содержательно охарактеризовать Космос как мегафактор социализации жителей Земли. Не стоит также исключать и вероятность того, что полученные знания выявят некие зависи­мости характера и жизненного пути людей от неких космических сил или обстоятельств, что в отдаленной перспективе может стать о той из основ индивидуального подхода в воспитании человека. И может быть окажутся справедливыми слова английского психиатра Дж.Маудсли: «Мы вибрируем в унисон с такими отдельными к шяниями неба и земли, которых не может пока измерить наша наука».

 

Планета, мир

Планета — понятие астрономическое, обозначающее небес­ное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет — Земле — в процессе историческо­го развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир — понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существую­щее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет.

В ходе очень длительной эволюции на планете Земля возникли условия, породившие жизнь, а затем и первичные формы челове­ческого сообщества. Развиваясь тысячи лет, человечество превра­тилось в некое планетарное сообщество, которое и можно назвать миром.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия