Здравствуйте, дамы и господа!
Основные понятия, которые мы с вами сегодня будем разбирать, — это внутренний мир человека (представляющий, собственно говоря, основной интерес психологии) и его внешний мир — но взятый в субъективном его преломлении. На мой взгляд, это основные темы психологии. Если помните, в начале этого курса лекций (см. часть 1, лекция 8) я вам рассказывал о Карле Юнге и его учении? Я напоминаю: он посвятил этой теме толстый трактат «Психологические типы», в котором делил людей на интровертов и экстравертов. Их точки зрения Юнг характеризует так: «Интровертная точка зрения есть та, которая всегда и при всех обстоятельствах стремится поставить эго или субъективно психологический процесс над объектом, так, что уровень ценности объекта всегда будет ниже уровня ценности субъекта. Объект является лишь внешним объективным знаком, воплощением идеи, причем существенной остается всегда сама идея. Экстравертная точка зрения, наоборот, ставит субъекта в подчинение объекту («объект» по Юнгу можно понимать как внешний мир — А. П.), причем объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъективный процесс нередко мешает и является ненужным придатком к объективным событиям». И после этого Юнг дал длинный исторический обзор, в котором показывал, что основные теологические споры в раннехристианской и среднехристрианской церкви, в сущности, вращались вокруг тем интровертности и эктравертности, хотя внешне они обсуждали такие, например, вопросы, как природа сущности Христа — человеческая она или Божественная, и тому подобные фундаментальные для христианина вопросы. Но фактически, как писал Юнг, это было отражение двух психологических акцентуаций, которые существуют в психике человека: экстравертной и интровертной.
А теперь мы обсудим вопрос об уровнях осознания человеком своего внутреннего мира, или об уровнях осознания себя как субъекта, как сказал бы Юнг. Затем мы рассмотрим уровни осознания человеком внешнего мира и уровни осознания связей между внешним и внутренним миром. Дело в том, что все это выглядит совершенно по-разному в зависимости от того, насколько человек развит, насколько он склонен к осознанию себя и окружающего мира и насколько у него есть склонность к постижению своих внутренних пространств,. И для того, чтобы понятия внутреннего мира и внешнего мира в его субъективном преломлении для вас сколько-нибудь материализовались, я сейчас попытаюсь описать эти уровни.