Студопедия — АиЧНОСГНЫЕ ЧЕРТЫ. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ U KOOPft/lHATbl ННДЙВЦДУЛЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АиЧНОСГНЫЕ ЧЕРТЫ. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ U KOOPft/lHATbl ННДЙВЦДУЛЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ






Что же мы успели к настоящему моменту узнать? Наибол< важными нам представляются следующие уроки:

1. Экономические обстоятельства вместе с другими объект! ными фактами социальной жизни, такими, как отношен к той или иной группе со стороны других групп, глубо» влияют на характеристики культуры. Результатом являет" то, что культуры могут существенно различаться между с бой по своим ценностям и привычным формам поведем

2. Субъективные аспекты культуры, включая религиозные идеологические, влияют на реакцию индивида на объе! тивные ситуации и в некоторых случаях играют жизнен" важную роль в формировании новых социальных и жоъ мических обстоятельств.

3. Хотя культуры — это напряженные системы, которые обь но консервативны и сопротивляются изменениям, одна


они могут выступать и в роли мощных локомотивов пере­мен. Когда изменяются объективные давления и ограниче­ния либо когда вследствие контактов с другими группами, изменяются субъективные интерпретации, культура может меняться — иногда очень глубоким и непредсказуемым образом.

4. Одни аспекты культуры могут значительно меняться и при этом оставлять незатронутыми другие ее аспекты. Вряд ли можно распознать местечковых евреев в их уверенных и пользующихся социальным признанием потомках, населя­ющих студенческие городки и восседающих за столами со­ветов директоров компаний, хотя дух учености и прагма­тизма, заложенный в еврейскую религиозную и торговую традицию две тысячи лет назад, легко уловим в любой группе западных евреев и сегодня. Грязного и невежественного ирландца сегодня трудно найти по обе стороны Атлантики, хотя у них по-прежнему сохраняется традиция великолепно­го владения языком, а алкоголь все еще остается предписы­ваемым культурой средством борьбы со стрессом и печалью.

Формирующиеся в настоящий момент дисциплины — «куль­турная психология» и «когнитивная антропология» (D'Andrade, 1981; Shweder, 1991; Stigler et al., 1990) могут в конце концов помочь нам описать и предсказать динамику вышеописанных про­цессов более удовлетворительным и систематическим образом. Эти новые дисциплины, находящиеся на пересечении антропологии, экономики, социологии и психологии, занимают очень выгодное положение для того, чтобы воспользоваться преимуществами меж­дисциплинарного духа, воскресшего в социальных науках. И тра­диционная социальная психология тоже должна сыграть важную роль в совместных усилиях найти некоторую логику в хаотическом нагромождении имеющихся у нас сведений о культуре.

Способными этнические особенности занять тлеете дичностных черт?

Во вступительных абзацах данной главы мы обращали внима­ние на ту роль, которую знание культурных особенностей может сыграть в деле предсказания и адекватного реагирования на пове­дение, наблюдаемое нами в повседневной социальной жизни. Мы надеемся все же, что ни эти вступительные замечания, ни даль-


324 Глава 7

нейшие рассуждения, приводимые в данной главе, не сформироа вали у читателя впечатления, что знание о существовании этни­ческих и культурных различий способно вымостить гладкую до5 рожку для предсказания индивидуальных различий, которые не' удалось предсказать в ходе исследования личностных черт. Несмотря на то что знание особенностей культуры или субкультуры мо жет многое сказать нам о том, что с ее позиций скорее всего будет желательным, допустимым или запретным во многих областях со* циальной жизни, применение этого знания на практике имеет свож ограничения. Мы мало что сможем сказать, например, о том, ка ким образом поведение Билла в некоей конкретной ситуации буч дет отличаться от поведения Джека, основываясь лишь на знаний о том, что Билл является южанином ирландского происхожде ния, имеющим невысокий социально-экономический статус и про­живающим на юго-западе страны, в то время как Джек — живу;

щим в Лос Анджелесе евреем, принадлежащим к среднему классу

Как бы глубоко ни различались практики поведения людей, при' надлежащих к различным обществам, внутри этих обществ подобны различия редко бывают большими или взаимно согласованными

Причина подобной гомогенизации заключена в феномене со циального влияния, а также в том, что члены различных соци альных групп, существующих в обществе, обычно сталкиваются' довольно сходными объективными реалиями и формируются по, их воздействием. Действительно, некоторые из описанных в это! главе культурных, этнических и классовых различий, существую! щих в нашем обществе, могут быть не очень большими (по край ней мере когда они представлены традиционными показателями! Существенным, например, является совпадение в ценностях и убеУ дениях между представителями социальных групп, обладающ» более высоким или более низким социально-экономическим cti тусом. Что до этнических различий, то они становятся особен? заметны лишь тогда, когда объектом нашего внимания становит< частота экстремальных поведенческих проявлений, таких, ка' например, алкоголизм, убийства, либо исключительный вклад развитие музыки, искусства, спорта или специфических сфер и" теллектуальной деятельности, что вполне согласуется с наши] рассуждениями о статистике индивидуальных различий, приводе ной в главе 4.

Важно также сознавать, что хотя многие этнические различия вписываются в традиционные координаты личностных черт (так,


например, протестантская этика неплохо ложится на обыденные представления об ответственности и сознательности, а традици­онная латиноамериканская simpatica, или межличностная отзыв­чивость, хорошо совмещается с такой чертой, как дружелюбие), многие этнические особенности не столь хорошо представлены в обыденной психологии и, похоже, не являются частью традици­онных параметров индивидуальных различий. Например, многие из аспектов коллективизма, такие, как значимость родственных отношений, а также многие аспекты различий между социальны­ми классами, такие, как локус контроля, не соответствуют пара­метрам, открывающимся обыденному наблюдателю.

Как следствие, общаясь друг с другом, люди могут упускать из виду либо неправильно истолковывать некоторые интересные и важные культурные различия. Когда различия в поведении возни­кают в результате действия норм или различий в интерпретации, имеющих культурное происхождение, они могут быть ошибочно отнесены к какому-либо концептуально связанному с ними пара­метру индивидуальных различий. Предсказания же поведения в но­вых ситуациях, сделанные без учета упомянутых культурных фак­торов, будут скорей всего ошибочными или по меньшей мере нео­боснованно уверенными.

Почему этнические особенности играют все возрастающую роль в современной ykusuu?

По мере того как XX в. близится к завершению, во всем мире все более преобладающими становятся два факта: один — вселяю­щий надежду и другой — порождающий тревогу. Обнадеживает то, что экономические и политические системы развитых стран дей­ствительно сближаются. А тревожит то, что межэтнические грани­цы как внутри одной страны, так и между разными странами, по всей видимости, лишь упрочиваются. Подобные границы можно усмотреть и в расовых конфликтах среди студентов американских университетов, и в межэтнических раздорах, разгоревшихся по мере ослабления централизованной власти перед распадом Советского Союза, и в непрекращающихся по всему миру племенных и рели­гиозных бойнях.

Не может ли быть так, что эти два факта как-то соотносятся между собой?

Начнем с первого. Можно усмотреть явную связь между рацио­нализмом Просвещения и Реформации и типом экономической


326 Глава 7

модели, которая, похоже, лучше всего работает в современном;

мире. Будучи в основе своей капиталистической, она находит пути смягчения ужасных пророчеств Маркса об эксплуататорских тен денциях капитала, например, в государственном перераспределен •i нии богатства по образцу скандинавских стран или в патерналистских установках капиталистов, исповедующих японский стиль! управления. Системы хозяйствования и те общества, которые их поддерживают, являются наиболее рациональными и человечными из всех, когда-либо известных миру. I

Однако сама открытость и рациональность подобных обществ! может содержать в себе семена этнического конфликта. Во-пер-Ц вых, в обществах, где хорошо идентифицируемые группы в раз-, ной степени преуспевают — не важно, по причине ли предвзятого отношения к ним со стороны других или разного уровня владения необходимыми для работы навыками и разного отношения к ра­боте, — сам свободный характер этих обществ позволяет этничес­кому конфликту быстро развиваться. Во-вторых, далеко немногие из экономически развитых обществ сформировали к настоящем моменту идеологии, способные удовлетворить человеческую по требность в осмысленном существовании и ощущении общности! Во многих из этих современных обществ религия уже слаба, а эт ническая общность представляет собой привлекательную, хотя опасную альтернативу ей.

Если новые факты о роли этничности не являются преходящим и если наши рассуждения об истоках этих фактов заслуживают какого-нибудь внимания, то это значит, что ученым в области соци альных наук необходимо определить содержание этнических разли;

чий, разъяснить его представителям различных общественных кру­гов и изыскать пути уменьшения возможностей для разжигания кон' фликтов.


Применение социальной психологии на npakmuke

Некоторые методологические уроки для исследователей-практиков и их клиентовКогда «крупные» социальные проекты терпят крахКогда «мелкие» социальные проекты удаютсяВлияния атрибуций и навешивания ярлычков в школьном классеСубъективные восприятия и их объективные последствия для здоровьяПрименение социальной психологии в повседневной жизни

Когда социальные психологи применяют достижения своей науки к проблемам, возникающим в наших учебных заведениях, на рабочих местах или по месту жительства, все их усилия в этом направлении испытывают сильное влияние, а зачастую являют­ся впечатляющим свидетельством правоты принципа ситуацио-низма. Там, где житейская мудрость видит причины возникающих проблем в первую очередь в общих несовершенствах человеческо­го рода или слабостях отдельных индивидов, социальный психо­лог сопротивляется тому, чтобы «винить во всем жертву». Вместо этого, анализируя лежащие в основе причины и предлагая воз­можные пути решения, социальный психолог пытается увидеть ситуационные барьеры и стратегии их преодоления. Более того, те из нас, кто присоединился к последователям школы Левина, склонны концентрировать свое внимание на непосредственном ок­ружении, в особенности на тех социальных процессах, которые

328 Глава 8

порождают поведенческие нормы, и на канальных факторах, опос-редующих взаимоотношения между аттитюдами и поведением. \

Несмотря на то что социальные психологи-практики просто обречены быть ситуационистами, успех их деятельности зависит в1 конечном счете от их понимания двух фундаментальных положе ний, также обсуждаемых на протяжении этой книги, — решающей роли субъективной интерпретации и динамической природы когни­тивных и социальных систем.

Первое из этих положений обязывает практика принимать вс внимание (а при необходимости и пытаться изменить) субъек тивные оценки, даваемые людьми той конкретной ситуации, в которой они находятся, а также субъективные оценки любых воз";

действий, задуманных для улучшения этой ситуации. Второе из упомянутых положений обязывает социального психолога-прак тика отслеживать динамику как социальных систем, в предела которых разворачивается деятельность людей, так и когнитивны систем, посредством которых они обрабатывают получаемую ин формацию. В частности, искушенный практик отдает себе отчет Ц том, что стабильность системы социального сообщества, равн как и стабильность системы убеждений, поддерживается мощны! ми силами, но что при этом оба типа систем могут быть подверг! нуты глубоким изменениям, если случайно или преднамерен! а влияние этих стабилизирующих сил будет поколеблено.

По мере обсуждения нами на протяжении данной главы ра личных случаев успешных и безуспешных социальных проектов м будем снова и снова возвращаться к этим фундаментальным поле жениям социальной психологии, а также к тем урокам, которы вытекают из них для всех нас — не только исследователей, плащ рующих социальные программы, но и всех людей, живущих в ее циальном мире: детей и родителей, студентов и преподавателе пациентов и терапевтов, работников и работодателей. Эти урок обладают способностью изменять наше понимание и способы р< агирования на события, из которых и складывается наш социальнц опыт: повседневные социальные обмены, в которых мы участвуй и которые лично наблюдаем, примечательные происшествия,, которых нам рассказывают окружающие, а также более масштаГ ные события, находящие отражение в средствах массовой комм никации. Однако вначале мы должны уделить какое-то время ра смотрению некоторых уроков, имеющих отношение не к теор* социальной психологии, а к ее методологии.


 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 306. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия