М.Р.Мамиконян
Тезисы выступления Председателя «Родительского Всероссийского Сопротивления» М.Р.Мамиконян
Я представляю Родительское Всероссийское Сопротивление, но уполномочена говорить от всего Союза патриотических родительских организаций, созданного 9 февраля на Съезде Родителей. Мы с удовлетворением отмечаем, что предлагаемая Концепция достаточно полно освещает круг проблем, которые необходимо решать для защиты детства. И она выгодно отличается от предыдущих документов даже по языку, по постановке во главу угла защиты традиционных для нашего общества норм и ценностей. Однако в ней, как и в Стратегии, которую Концепция призвана конкретизировать, есть ряд спорных и опасных положений, требующих обсуждения и исправления.
1. Прежде всего, Концепция исходит из базового принципа Стратегии, согласно которому главной угрозой российским детям является семейное насилие. Краеугольным камнем всей Стратегии, по воле ее разработчиков, стало утверждение о повышенном семейном насилии. Так в Абзаце 8 Введения к Стратегии сказано: « По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. При этом не уточняется, что в названную цифру входят все преступления, не только насильственные, а в цифру насильственных – все, включая отобранный на улице мобильник. В результате этой игры с цифрами создаётся резко усиленная картина неблагополучия. И далее выдвигается второй тезис. Абзац 3 Пункта 1 Раздела VI стратегии гласит: «Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье». Вслед за Стратегией и Концепция фактически рассматривает защиту прав детей через призму «презумпции виновности родителей». Но это опровергает официальная статистика МВД: - в семье совершается не более 9-10% насильственных преступлений против детей.
2. Заведомо обвинительный подход к родителям служит обоснованием для стороннего вмешательства в семью по произвольным основаниям. А это противоречит нормам Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ и Семейного кодекса РФ («недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи»), нормам "Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия", а также прецедентным решениям ЕСПЧ по жалобам граждан европейских стран на незаконные действия национальных органов опеки. Концепция конкретных мер для предупреждения таких нарушений не предлагает. Мы же предлагаем проект закона, где оговорены: изъятие ребёнка только по определению суда; участие в процессе родителей, прокурора и адвоката на стороне родителей; принятие во внимание мнения самого ребёнка с 5-летнего возраста. 3. В Концепции, хотя неоднократно обсуждалась недопустимость размытых формулировок, отсутствуют ясные определения ключевых понятий, таких, как «эффективность защиты прав и интересов детей», «исполнение международных стандартов в области прав ребенка», «своевременное выявление нарушений», «организация профилактической помощи семье и ребенку» и т.д. Нет и критериев выявления неблагополучия ребенка в семье. В результате произвольного толкования этих понятий и критериев уже сегодня проводятся незаконные изъятия детей из семьи. В первую очередь атаке подвергаются бедные и многодетные семьи. А в депрессивных регионах, «неблагополучными», по мнению опеки, может оказаться большинство семей. Мы не увидели в Концепции положений, необходимых для исправления этой недопустимой ситуации. Мы предлагаем ввести законодательные нормы, увеличивающие адресную поддержку детей из малоимущих семей. Логика приоритетной поддержки приёмных и фостерных семей в условиях нищенской поддержки родной семьи - абсолютно порочна и уже вызывает протест в обществе.
|