Студопедия — Из Послания к православным русским людям
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Из Послания к православным русским людям

Совещания Архиереев РПЦЗ от 12/25 октября 1943 г. 8)

... Все, что совершается в Церкви неблагообразно и не по чину, вопреки законному порядку и правде Божией, не может быть угодно Богу и полезно Его Церкви. Поэтому мы не считаем себя обязанными повиноваться вновь избранному патриарху [Сергию] и признавать его канонический авторитет, какие бы прещения он ни обращал против нас. Давнее тесное сближение с коммунисти ческим правительством, во главе которого стоит кровавый тиран Сталин и в котором участвует достаточное количество евреев, фанатически ненавидящих христианство и беспощадно истребляющих Русский народ, набрасывает особенно мрачную тень на облик нового патриарха, которого наша совесть не позволяет нам назвать своим истинным отцом и духовным вождем. Вместо того, чтобы защищать от большевицкого насилия свой народ, за который он должен положить свою душу, патриарх укрепляет своим благословением советской власти ее положение и через то становится нравственным соучастником ее злодеяний...

Первоиерарх, утративший дерзновение обличать кровавых и нечестивых властителей и желающий лишить нас свободы борьбы с неправдой и для всех очевидным злом, заслуживает только осуждения и, в лучшем случае, сожаления, а отнюдь не уважения и послушания ему за совесть, как верховному кормчему нашей Церкви.

Напрасно старался бы кто-нибудь заподозрить искренность наших слов под тем предлогом, что мы, епископы, рассеянные в чужих странах, несвободны в высказывании своих мнений, что мы должны по необходимости отстаивать только то, что соответствует окружающей нас обстановке, где мы всегда зависим от чужой воли и чужого гостеприимства. Мы были и остаемся свободной частью русской Церкви и это сознание дает нам право и возлагает на нас обязанность выступать на ее защиту. Мы для того и ушли из родной земли в добровольное изгнание и едим здесь часто хлеб, растворенный слезами, чтобы сохранить свободу своей православной совести, чтобы бороться за независимость Церкви, от которой мы никогда не отрывались, за которую мы не переставали болеть и страдать душой и сердцем. Нам отрадно сознавать, что наш свободный голос в этом случае совпадает с голосом лучших и достойнейших представителей русской Церкви, которых по справедливости надо назвать исповедниками православия, достигавшим до нас из их катакомб...

Своими уступками, сделанными религиозному чувству русского народа, Советы одновременно хотели достигнуть нескольких целей: примирить с собою народную совесть, отвращавшуюся от них под влиянием поднятых ими гонений на религию, показать свою веротерпимость пред лицом иностранного мира, особенно своих союзников – англичан и американцев и, наконец, лучше закрепить за собой власть над Церковью ценою оказанного ей кажущегося благодеяния. В этом последнем случае мы видим перед собою как бы некоторое подобие третьего искушения Спасителя, которому Сатана обещал дать все царствия мира, если Он поклонится ему.

Но мы должны отвергнуть этот соблазн также, как отверг его Христос. Нам не нужно даров от Сатаны, потому что они все призрачны и отравлены его губительным ядом. Его коварная цель состоит в том, чтобы проникнуть в недра самой Церкви и, лишив ее внутренней независимости, разложить ее ея же собственными руками.

Мученическая, но нравственно свободная Церковь сильнее той, которая обладает только призрачной внешней свободой.

Наша борьба с коммунизмом, как прежде всего с началом богоборческим, по самой своей природе, должна быть попрежнему настойчивой и непримиримой.

В этой области не может быть нейтральных, ибо кто не со Христом, тот против Него.

Мы всем сердцем желали бы, чтобы в ней единодушно слился весь христианский мир, к которому мы также обращаем ныне свое слово, иначе всеистребляю щая лава разольется по всей Европе, разрушив повсюду вековую христианскую культуру.

Бедствия, причиненные им людям, превзойдут все ужасы нынешней кровопролитной войны. Горе современному человечеству, если оно во время не проснется от своего усыпления и не победит угрожающей ему коммунистической опасности: оно погибнет, утонув в собственной крови.

Господи, Ты Сам вразуми и спаси нас Своею благодатью и возврати мир всему миру, изнемогающему ныне в тяжелой длительной брани.

Митрополит Анастасий (Грибановский)
Митрополит Серафим (Лукьянов)
Митрополит Серафим (Лядэ)
Архиепископ Венедикт (Бобковский)
Епископ Василий (Павловский)
Епископ Филипп (фон Гарднер)
Епископ Григорий (Борискевич)


Из Рождественского Послания Митр.Анастасия 1944 г. 9)

...Христос Спаситель, обнищавший нас ради, пришел всех обогатить Своею благодатию. От нас, от нашей свободы зависит принять это небесное сокровище. Но мы остаемся равнодушными к нему. В то время, как древние волхвы прошли огромные пространства, чтобы поклониться родившемуся Богочеловеку, и узревши Его, возрадовались великою радостью, – современное человечество, даже “христианское”, остается чуждым этой радости. Возвышенная и в то же время столь простая философия Евангелия остается невместимою, особенно, для материалистического понимания жизни. Защитники последнего не только не следуют ей, но ищут, подобно Ироду, убить самого Христа в сердцах людей, дабы там не водворилось Его спасительное царство. Чтобы вернее достигнуть своей цели, они готовы, подобно тому же кровавому и лукавому Ироду, прикрыть свои богоборческие стремления религиозным лицемерием в надежде усыпить бдительность верующих. Эти люди с сожженною совестью, именуемые большевиками или коммунистами, о которых нам приходится так часто напоминать всем в виду угрожающей от них постоянной опасности для общества, – везде служат сеятелями лжи и неправды и источником смуты умов. Никто больше и громче их не говорит о мире и никто не разжигает с такою силою ненависть и злобу между отдельными классами и целыми народами как они.

Горе тем, кто не разделяя до конца их разрушительных взглядов и вожделений, протягивает им, однако, руку помощи и связывает с ними свою судьбу. Союз с темными силами никогда не проходит безнаказанно. Всякое пламя может опалить того, кто легкомысленно играет с ним и касается его собственными руками. Искушенные во всяком лицемерии и лукавстве подобные мудрецы ошибаются, если думают, что сумеют этот губительный огонь, разрушивший Россию, обезвредить для самих себя. Такая задача может оказаться выше их сил. Кровь всегда рождает кровь и огонь воспламеняет огонь. Уже теперь очевидно для всех, что те, кто зажигал нынешний пожар или радовались его распространению, не могут ни остановить, ни тем более погасить его. Нынешние роковые события развиваются с какою-то неудержимою стихийною силой и готовы увлечь в бездну всех, кто так неосторожно будил зверя в человеке.

Блажен тот день и час, когда ангелы торжественно возвестили людям любовь и мир над Вифлеемским вертепом, где явилась для нас на земле сама Божественная Любовь. Неужели нужно было после этого два тысячелетия христианской культуры, чтобы люди забыли это благовестие и возвратились к языческим разрушенным городам – кладбищам и “живым факелам”, освещавшим некогда сады Нерона? Зачем нужна эта безчеловечная жестокость, свидетельствующая о крайнем очерствении человеческого сердца, где не осталось места для жалости и сострадания, и которой должен стыдиться наш век.

Но есть закон божественной правды, несущий возмездие виновникам зла, пожинающим плоды своего посева, уже в этой земной жизни. Он падает на голову тех, кто привык проливать “кровь яко воду” и кого не трогают вопли и муки их невинных жертв...

Мы все с внутреннею тревогою приближаемся к грани нового года, не зная, что он таит для нас в своих недрах. Принесет ли он с собою нравственное обновление человечества, просветление его разума, умягчение сердца и вместе с ними умиротворение брани и другие милости Божии или мы увидим новое углубление нынешних общественных язв и недугов и с ними новые небесные кары, которые подобно апокалипсическим семи фиалам гнева Божия изольются на землю. Процветет ли земля, омытая слезами и кровью и очищенная своими страданиями, Божией благодатию цветами мира, правды и счастия или она обратится в некоторых местах в царство звериное, где среди мрачных пустынь и развалин будут бродить одичавшие люди, внушая самым своим видом страх и ужас...

Всевышний Боже! Положивый времена и лета во Своей власти, не отврати лица Твоего от нас в грядущее лето Твоей благости, даруй нам дух покаяния и сокрушения сердца, избави нас от тяготеющих над нами бед и напастей... Ниспосли с высоты святые Твоея обновление Св.Духа и на наше многострадальное Отечество, не помяни наших грехов и не “обрекай нас мечу”, хотя мы и делаем злое в очах Твоих, но помилуй нас по велицей милости Твоей, да не плачет более Русская Земля, но почиет от трудов и скорбей своих...


Из Пасхального Послания Митрополита Анастасия 1944 г. 10)

...Победа над смертью одержана Христом навсегда и для всех, и никто уже не может отнять ее у нас. Если смерть еще действует в мире пока существует грех, то Бог в Своей премудрости обращает ее в орудие для упразднения самого зла, ее породившего. Через ее испепеляющий огонь земля очищается от своих беззаконий, как это мы наблюдаем и в судьбах нашей собственной Родины. Подобало ей пройти через самые врата смерти, чтобы нравственно обновиться от приразившихся к ней скверн и вместо суетного земного величия облечься в нетленное и неувядаемое, которое было бы достойно ее лучшего прошлого. Бог дает нам видимое удостоверение в том, что огненные испытания Русского народа не прошли для него безследно, что среди них действительно на Руси истлевает ветхий человек и обновляется новый, еще не вполне ведомый нам, но подающий светлые надежды на будущее.

По общему наблюдению, именно молодые поколения, вышедшие из самого горнила нынешних страданий, как вавилонские отроки, прошедшие сквозь пещь огненную, блистают какою-то особенною нравственною цельностью и чистотою, которою они превосходят своих отцов, хотя последние видели лучшие времена.

Что юные сердца могли не опалиться среди огня и не развратиться в растленной и растлевающей их среде, но сохраниться в чистоте, как некогда Лот и его благочестивая семья среди скверн Садома, – это является истинною милостью Божией для Русского народа, в котором Господь сохранил столь очевидный для нас залог воскресения.

Вы все видите это новое чудо, которое творит Воскресший Христос на Русской земле, очищая ее через посланное ей огненное крещение, умножая Свою благодать там, где царили грех и беззаконие, и из самых недр смерти изводя для нее новую жизнь.

Самые силы ада, временно возобладавшие над нею, против воли проповедывают ныне непобедимую силу Креста и Воскресения Христовых, будучи вынуждены вновь открыть для русских православных людей закрытые и часто оскверненные храмы, чтобы там светло прославлялось ныне Воскресение Христово.

Да воскреснет же Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут они от лица Божия на нашей родной Святорусской земле...


Слово Митрополита Анастасия 19 ноября 1944 г. 11)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! На русской земле искони существовал такой обычай, по которому на всякое доброе дело, особенно общее, всегда, прежде его начинания, испрашивали благословение Божье.

И вы, дорогие братья и соотечественники, вы, деятели и вдохновители русского национального движения, и вы собрались здесь, показывая этим историческую связь великого дела освобождения России с деяниями наших отцов и прадедов.

Мы принадлежим к разным поколениям. Не все мы одинаково мыслим, не все мы одинаково чувствуем. Но мы должны думать сейчас не о том, что нас разделяет, а о том, что нас соединяет. А нас соединяет ныне всех одно чувство – смертельная непримиримость к большевицкому злу и пламенное желание искоренить его на Русской Земле. Ибо мы знаем, что до тех пор, пока оно царит там, – невозможна никакая разумная человеческая жизнь, никакое духовное продвижение вперед; пока это зло угрожает как нашему отечеству, так и всей Европе, – повсюду будет утверждаться смерть и разрушение. И поскольку вы, дорогие братья и сестры, стремитесь сокрушить это страшное зло, поскольку вы боретесь за торжество света против тьмы, правды против лжи, свободы против насилия, христианства и культуры против надругательства и уничтожения человеческой личности, вы творите подлинно патриотическое, даже более того, мировое дело, и Церковь не может не благословить вашего великого и святого начинания.

Это движение подлинно заслуживает названия Освободительного, ибо оно стремится не только освободить человечество от самого страшного ига, но и человеческую душу от самого лютого гнета. Никогда человеческое достоинство не было унижено так глубоко, человеческая личность поругана так безпощадно, как в наши дни под властью большевизма.

Русская церковь никогда не могла и ныне не может равнодушно смотреть на страдания пасомого ею народа. Она сама дала миру тысячи и тысячи мучеников – погибших в большевицких ссылках и тюрьмах православных пастырей и архипастырей, невинная кровь которых не перестает вопиять к Небу. Она молит Господа, чтобы Он сократил вам дни этих испытаний. Нам неведомы сроки Господни. Однако, есть знамения времени, по которым мы можем с уверенностью утверждать, что урочный час уже приблизился и стоит перед дверьми.

Дорогие вдохновители и деятели Русского Освободительного Движения!

Вам, богатырям духа, исполненным сил; вам суждено свершить великое дело освобождения Родины, если только вы пойдете путем чести, правды и самоотверженного подвига. В тягчайшие времена истории порой из народных недр начинают бить какие-то творческие струи и тогда общее народное воодушевление подымается на невиданные высоты подвига. Эти творческие струи воспламеняют святым огнем человеческие силы и движут человеческую волю на совершение великих дел. И тогда мысль невольно ищет вождей, которые бы воплотили в себе мысль и волю всего народа. И эти вожди, если они подлинно народные вожди, воспринимают духом своим какую-то особенную силу, которая и ведет их до тех пор, пока они не свершат своего великого и святого дела.

Дорогие братья и сестры, объединимся же, все вокруг этого нашего Национального Освободительного Движения, будем каждый подвизаться на своем пути и содействовать общему великому делу освобождения нашей Родины, пока не падет это страшное зло большевизма, пока не восстанет со своего одра наша измученная Россия и пока в ней не засияет новая благословенная заря жизни, исполненной свободы, разума и радости во славу нашей Родины и всех населяющих ее народов! Аминь.


 

Из Пасхального Послания Митрополита Анастасия 1948 г. 12)

... Наше время изобрело свои особые средства истребления людей и всего живого на земле: они обладают такою разрушительною силою, что в один миг могут обратить большие пространства в сплошную пустыню. Все готов испепелить этот адский огонь, вызванный самим человеком из бездны, и мы снова слышим жалобу пророка, обращенную к Богу: “Доколе плакати имать земля и трава вся сельная исхнет от злобы живущих на ней” (Иерем. 12, 4).

Но этот страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие: ибо в нем сгорают и те, кто воспламеняют его, и вместе с ним все пороки, преступления и страсти, какими они оскверняют землю.

Представьте себе, чтобы современные Калигулы и Нероны, все тираны, развратники, убийцы не поражались бы смертью: жизнь на земле стала бы невыносимой, превращаясь в преддверие ада. Есть непреложный божественный закон, по которому зло само в себе несет свое возмездие. “Плодом греха, – говорит св. Григорий Богослов, – была смерть, пресекающая грех, дабы зло не было безсмертным”.

Но вы скажете, что истребительный меч смерти падает не только на развращенных и злых, но и на людей добродетельных, и даже святых, и на последних даже чаще, чем на первых. Но для таких людей смерть не является бедствием, ибо открывается для них путь к безконечной блаженной истинной жизни, приобретенной для нас смертию и воскресением Христовым.

Чем алчней становится смерть, чем больше жертв старается она поглотить среди людей и добрых и злых, тем для большего числа смертных она открывает дверь к безсмертию, возводя их из тления в нетление и приобщая их к вечной, неувядаемой жизни...

Атомные бомбы и все другие разрушительные средства, изобретенные нынешней техникой, поистине, менее опасны для нашего отечества, чем нравственное разложение, какое вносят в русскую душу своим примером высшие представители гражданской и церковной власти. Разложение атома приносит с собой только физическое опустошение и разрушение, а растление ума, сердца и воли влечет за собой духовную смерть целого народа, после которой нет воскресения...

* * *

Источники


1) “Церковная жизнь”. 1938. №5-6.
2) Листовка, отпечатанная отдельным оттиском в июне 1941 г.
3) “Новое слово”. №27 от 29.06.1941 г. Берлин.
4) “Церковная жизнь”. 1942. №1.
5) “Наука и религия”. 1988. №5.
6) “Церковное обозрение”. 1942. №4-6.
7) “Церковная жизнь”. 1942. №4.
8) “Русское дело”. №23 от 07.11.1944 г. Белград.
9) “Русское дело”. №1-2 от 07.01.1944 г.
10) “Русское дело”. 1944. №17-18.
11) “Воля народа”. №3-4 от 22.11.1944 г.
12) “Святая Русь”. Апрель 1948 г. Штутгарт.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение. Вопрос о правосознании считается одним из важных в теории государства и права

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 271. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия