Никогда не следует недооценивать важности установления добрых отношений с людьми, если вы хотите, чтобы они следовали за вами. Если вы когда-либо изучали жизнеописания известных армейских командиров, то, вероятно, заметили, что лучшие из них широко применяли в своей практике закон связи. Я когда-то читал, что во время первой мировой войны перед смелой вылазкой, которая планировалась где-то на территории Франции, генерал Дуглас Макартур сказал командующему батальона: «Майор, когда прозвучит сигнал о наступлении на ту вершину, я хочу, чтобы вы пошли первым, во главе своих людей. Если вы сделаете так, они безусловно последуют за вами». С этими словами Макартур снял со своего мундира крест «За отличную службу» и прикрепил его к полевой форме майора. Фактически генерал наградил своего офицера за героизм перед тем как попросил продемонстрировать его. И, как вы понимаете, майор повел своих людей на штурм, они следовали за ним до самой вершины и батальон достиг поставленной цели.
Не все армейские примеры действия закона связи носят столь же драматический характер. Например, говорят, что Наполеон знал каждого из своих офицеров по имени и помнил, где они жили до войны и в каких битвах сражались бок о бок с ним. Генерал Роберт Э. Ли, как известно, в ночь перед любым крупным сражением обходил всех своих людей. Часто он встречал следующий день и предстоящие трудные проблемы, так и не сомкнув глаз ни на минуту. Если обратиться к новейшим временам, то наиболее ярким примером человека, который умел находить для установления связи со своими войсками оригинальные пути, является генерал Нор-ман Шварцкопф. На Рождество 1990 года, когда шла война в районе Персидского залива, он провел целый день среди своих людей — мужчин и женщин, которые находились так далеко от своих семей. В автобиографии генерал пишет: Я начал с Локхид-виллвдж... Хотя был только полдень, некоторые [подразделения] уже сели за обеденный стол, потому что питание велось посменно. Я пожал массу рук. Затем возвратился в Эскен-виллидж, где под тентами были оборудованы три обширных зала для совместных обедов за общим столом. Перед входом в первый выстроилась длинная цепочка военнослужащих. Я обменялся рукопожатием с каждым, кто стоял в этой очереди, затем зашел за стойку раздачи, чтобы поприветствовать поваров и мойщиков посуды, а потом пробирался через весь зал, не пропуская ни единого стола и желая всем веселого Рождества. После этого я отправился во второе и третье обеденное помещение и там проделал то же самое. Теперь пришел черед возвратиться к первой обеденной палатке и повторить всю указанную процедуру уже здесь, поскольку тем временем ее заполнил совершенно новый контингент лиц. Потом я подсел к какому-то из столов и сам пообедал. В течение четырех часов мне довелось пожать не менее четырех тысяч рук.
Шварцкопф вовсе не обязан был действовать таким образом, но он действовал. Прославленный генерал использовал один из наиболее эффективных методов для установления связи с другими людьми — прием, который я называю «медленным прохождением сквозь толпу». Это может звучать банально и слащаво, но истина такова: людей не заботит, насколько велики ваши познания, пока они не узнают, насколько велика ваша забота о них.