Основания освобождения из рабства.
Сам акт отпущения раба на свободу назывался manumissio. Виды manumisi -й: От торжественных, сложных по форме в древности – к демократическим (преторы сыграли б.роль). 1. Один из самых древних видов - manumissio testamEnto – через завещание: в тексте указывалось, что после сметри хозяина, раб становился свободным) 2. преторы ввели манумиссию между друзьями – manumissio inter amico - достаточно было громко сказать 2-3 друзьям, и рад становился свободным. 3. manimussio epistolam – достаточно было рабовладельцу написать записку с указанием, что определенный раб свободен.
Рабовладелец отпускал раба, для того чтобы, привязать его правом к себе, но уже в рамках свободного (это было более выгодно). Чаще всего раба отпускали на свободу путем вербальной сделки, но одновременно он юр. привязывался к хозяину: Рабовладелец в присутствии свидетелей отпускал раба на свободу, а раб тут же клялся в верности, и эту клятву он повторял дважды: 1- клянется в ранге раба, п.э. его 1-я клятва порождает лишь натуральное обязательство (хозяин рассчитывал на порядочность раба, т.к. в этот момент он становился свободным) Поскольку такая ситуация не устраивала хозяина, он заставлял раба поклясться в ранге свободного, ибо после 1-й клятвы раб приобретал ранг вольноотпущенного – либертинус. 2. в качестве свободного клянется хозяину – патрону в качестве субъекта права, чем порождает исковое обязательство: Либертинус д.б. оказывать официальные услуги в личных неимущественных отношениях (уважение, поздравлять с праздниками, быть внимательным, не мог обесчестить имя патрона (отношения отца (патрона) и ребенка (либертинуса)). Главное- благодаря этой клятве, либертинус д.б. уплачивать патрону денежное содержание – alimento, в случаях, когда либертинус был одинок, имущество оставалось патрону.
|