«… В зеркале рассматриваю свое истощенное тело. Ходячий скелет. Я слабею, с трудом хожу. Нет ни полена дров… Голод, постоянный голод…», - а эти слова из дневника уже другого ленинградца – Михаила Цехановского, тоже впоследствии ставшего ведущим режиссером «Союзмультфильма». Цехановский преодолел смерть - чудом выжил в ту первую, блокадную зиму. Коллеги вспоминали, как после войны режиссер бережно хранил автопортрет, нарисованный тогда – «За два дня до смерти». А кто не помнит его щемящую «Каштанку», зажигательную «Царевну-лягушку» или веселую «Почту» по С.Я. Маршаку?
Скромны, неизвестны, талантливы… Таков удел мультипликаторов.
Послевоенное поколение оправдало свое творчество собственной жизнью. В их потрясающих фильмах – и тончайшая лирика, и разговор соучастия, философия и юмор, слова поддержки и сияющая радость. Ценой собственной жизни, здоровья, благополучия возвысили они мультипликацию до настоящего явления. Ведь в каждом фильме отражалась их душа! Из простого комедийного трюка, каким мультипликация слыла до этого, превратилась она в высокое искусство. Именно им - художникам-героям обязаны мы расцветом мультипликации во второй половине ХХ века.
Художник жив, пока помнят его фильмы. Жив и «Союзмультфильм», пока мы храним память о его героях.