Студопедия — Классика Постклассика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классика Постклассика






1. Предмет - мир в целом, 1. мир - относителен и фрагментарен

понимаемый как Универсум. не признаются универ. з-ны бытия

2. Универсум понимается как космос 2. Универсум моделируется на основе

и признается как действ. существ-ее. принципа онтологической относ-ти.

3. Структура фил. зн-я 3. Структура фил. зн-я размыта

четко структурировано по разделам 4. Метафизический стиль мышления

4. признание универ-го разума и разумности подвергается сомнению

5. выработка универсального языка. 5. не признается универ-ый язык

6. Характерна семантическая 6. Отказ от строгости в использовании

стабильность языка языка

7. В сфере познания – четкое 7. Отказ от бинаризмов (внутр.-внешн.)

противопоставление объекта и субъекта

8. в сфере познания – чаще 8. Связь с наукой практически отсутствует

всего имеет место гносеологический

оптимизм и тесная связь с наукой

9. Человек - носитель рациональности, 9. Человек активный соц. агент

как познающий субъект(пол, возраст- не рассм-ся).

10. Понимание социальных процессов. 10. отказ от идеи соц. прогресса

 

18. Специфические особенности социально-критической стратегии

Социально-критическая стратегия в современной философии представляет собой исторически первый вариант преодоления основных познавательных установок философской классики. СКС возникла как резльтат разрешения противоречий 1ого и 2ого этапов развития постклассики, в результате культурологического поворота. Культура поменяла ориентацию от мира (природы) к социуму. Отличительные особенности данной стратегии философствования: критика созерцательности и констатации социальной природы и практической направленности философского мышления. Миссия философии -- выполнение критических функций, содействующих реализации идеала социальной эмансипации.

Наиболее актуальными проблемами, исследуемыми в рамках скс, являются вопросы социальных противоречий и конфликтов, природа соц. реальности, феномен отчуждения личности, угнетение в условиях существования репрессивных механизмов социализации и манипуляции массовым сознанием. СКС анализирует различные социальные структуры, в основном те, которые подавляют и не доминируют. Также СКС близка к практике общественных отношений, формирует идеологии, ложащиеся в основу политических партий и общественных программ. Эти проблемы обнаруживают себя в марксистской и феминистской программах, которые вполне определенно репрезентируют социально-критическую стратегию философствования в современной культуре.

Марксизм. Основным объектом критики Марксом классической философии стала ее созерцательность. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс формулирует идею о необходимости изменить мир. Причем изменение это должно произойти не через усовершенствование разума (классич. философия), а через практическую общественно-политическую деятельность.

Продолжая рационалистические традиции классической философии, Маркс признает существование единых универсальных законов бытия. Но в отличие от классической философии усматривает их действие не только в сфере духа (как, например, у Гегеля), но прежде всего в материальном мире. Отсюда вытекает, что Маркс – материалист, и бытие материального мира для него первично по отношению к бытию духа. Но в отличие от предшествовавшего классического материализма, который был метафизическим (в смысле отрицания связей и развития), Маркс придерживался диалектических идей. В результате его философское учение может быть названо диалектическим материализмом, в рамках которого разработаны новая теория и соответствующий ей метод философского мышления – материалистическая диалектика. Будучи материалистом, Маркс, тем не менее, не отрицал значимости духовной сферы. Он был солидарен с классическими философами и рассматривал духовную жизнь не как жизнь индивида, а как объективированную (т.е. не зависящую от человека) сферу. Но он показал, что эта сфера является результатом развития общественного бытия. Согласно Марксу, экономические отношения определяют все другие типы отношений в обществе: политические, идеологические, религиозные и т.д., - но последние, как и все сферы общественного сознания, имеют свою логику развития, они относительно самостоятельны и могут в свою очередь влиять на экономическую жизнь и общественное бытие в целом. Таким образом, Маркс формулирует материалистическое понимание истории, легшее в основу марксистского учения об обществе – исторического материализма.

Маркс открыл феномен отчуждения, отчужденного труда. Маркс считал, что труд для человека изначально – это сфера его свободы и творчества. Но при капитализме именно труд становится фактором отчуждения человека от самого труда, от природы, от другого человека, от самого себя. Поэтому для развития общества, его социальной и духовной жизни, необходима эмансипация (освобождение) труда. Маркс – автор классового подхода к рассмотрению общественных явлений. В целом теорию Маркса можно назвать социальной теориейиндустриального общества, основанной на технологическом типе рациональности. Франкфуртская школа неомарксизма в целом она основана на традиционном марксизме (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе). Их работы носят более теоретический, нежели практический характер. Они рассматривали капитализм как одну из стадий эволюции общества к социализму и коммунизму. Среди наиболее известных современных авторов следует отметить Юргена Хабермаса. Он рассматривает общество как единство трех основных интересов (или сфер). Это работа (создание мат. условий для жизни людей), общение (интеракция; коммуникация с пом. языка), власть( представляет интерес эмансипации). Все три сферы, необходимы и неисключаемы из человеческого опыта. И если в обществе ни один из интересов не доминирует, то такое общество, согласно Хабермасу, можно назвать эмансипированным. Одной из тенденций современного мира Хабермас считает «опустошение коммуникативного потенциала жизненного мира». Язык – важное явление в человеческой жизни. Посредством языка достигается интерес эмансипации.

Язык понимается Апелем как исходная реальность человеческого бытия. А философия перестает быть онтологией или гносеологией, она становится «анализом языка». В анализе языка Апель в первую очередь акцентирует внимание на субъект-субъектных отношениях, которые трактуются им как интерсубъективная коммуникация. Такой тип коммуникации предполагает не только передачу информации, но и достижение согласия между субъектами речевого взаимодействия.

Феминизм начался в конце 18в как новое направление социально-гуманитарной мысли. Де-кондильяк высказал первые идеи. Феминизм проходит 3 этапа:

1) 80ые годы 18в – 20-30 годы 20в. Связан с О.Де.Гуж (1788-первая декларация о положении женщин) и Мери Уолстенкрофт (1792-о праве женщин на образование. Она говорила что нету нужных институтов, чтобы обеспечить образование женщинам.). Основные требования – наделить женщину правами мужчины (в первую очередь гражданскими: образование, собственность, труд). К 20ому веку гражданские права получили, стали требовать политических прав. Появилось новое движение – суфранизм – предоставить женщинам политические права (избирательные). В 20-30 годах многие страны это право предоставили. Октябрьская революция дала права женщинам – феминизма в СССР не было.

2)60-80 годы 20в. Протестные движения. Основные направления феминистской мысли: либеральный, радикальный, марксистсвкий, социалистический, психоаналитический. Симона Де Бовуар – представительница радикального феминизма. Отказалась от материнства (винила тело, биологию). В 1980 издала книгу «Другой пол» - о том, что женщиной не рождаются, а становятся. Элизабет Бадентерн –книга «мужская сущность» - о том что мужчина – продукт социализации. Человек движется от биологической к социальной конструкции (sex-gender). Либеральный феминизм был ориантирован на принцип сходства мужчин и женщин. Поэтому законодтельство должно быть гендерно-нейтральным. Добится разрешения проблем можно реформами. Радикальный феминизм – принцип сущностного различия мужчин и женщин. Хотят создать новый общественный строй – биорхат,где будет принцип равенства с учетом различия.

1. либеральный феминизм ориентируется на сохранение в целом патриархальной общественной системы, но с преобладанием андрогинизма в сфере разделения труда

2. радикальный феминизм борется за принципиально новый общ-ный порядок, свободный от сексуального рабства и насильственного материнства олицетворением которых считает семью

3. социалистический феминизм рассмотрение женской тематики в едином контексте с классовой и расовой дискриминацией

3)с 80ых годов 20 века – постфеминизм. Представители: Рози Брайдотти, Люси Эригарей, Элизабет Гросс. Основная проблема – идентичность женщины, проблема субъекта и субъективности. Насколько понимание мира связано с телом. Тело – не чисто биологический продукт, а продукт воздействия культуры, социума. Вывод – нужно создать общество нового типа, где женщина и мужчина представлены одинаково.

19. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философствования

Возникла в результате 2ого поворота в западноевропейской культуре 19века – антропологического. Взгляд от мира обращается на человека, его существование, мыслительные способности. Цель антропологиеского подхода: а) очертить основание и сущность человеческого существования жизни, индивидуальности, возможности, способности. б) Сделать человека мерой всех вещей и через эту меру представлять не только человека но и бытие в целом. Как следствие – мир очеловеченный. в)задача изучить не человека как абстракцию, а человека в определененных качествах, в разных измерениях, обстоятельствах. Экзистенциально-феноменологическая стратегия формируется в 20в и генетически связана с философией жизни (Кьеркегор отказался от тождества бытия и мышления, установил тождество:бытие-экзистенция-мышление). Большое влияние оказала русская философия зарубежья(Бердяев и Шестов - разрабатывали персонализм, предтеча экзистенциализма). Основы феноменологической философии были заложены немецким философом Э. Гуссерлем на рубеже XIX-XX вв.

Отличительной чертой экзистенциально-феноменологической стратегии явилась критика объективизма предшествующей философии. Основным предметом философской рефлексии в экзистенциально-феноменологической традиции стал человек-в-мире, а задачей философии - содействие человеку в обретении им аутентичного личностного бытия.

Одним из наиболее ярких проявлений этой установки в философии XX в. стал экзистенциализм. Но если для Э. Гуссерля основным предметом анализа было познавательное отношение человека к миру, то экзистенциальная философия исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования и основано в нем.

Центральное понятие рассматриваемой философской традиции "экзистенция» характеризует собственный опыт человека, в котором фундаментальные возможности его бытия осуществляются или упускаются; акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Структура экзистенции описывается через ряд модусов человеческого существования: свобода (как возможность выбора); страх (как чувство, обусловленное конечностью бытия человека и осознанием человеком временности, бренности существования); любовь (как забота, как отношение к Другому, разрушающее замкнутость индивидуального мира и отчужденность от человека); коммуникация (как механизм отношений в системе "я - Другой").

Экзистенциализм проходит 2 этапа:

1)немецкая волна: 20-30 г 20в. Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер, Карл Ясперс. Философия Хайдеггерафундаментальная онтология. Он не использовал бытие-к-природе. Понять природу можно через человека. Бытие-к-смерти использовал. Осознавая смертность человека начинает действовать. Ясперс говорил, экзистенция должна приближаться к трансценденции. Экзистенция должна соотносится с трансценденцией через коммуникацию. Коммуникация – провсетление трансценденции через общение. Надо соотносить свое существование с другими. Бубер – развивал диалогическую антропологию (философию идеологии). Он сводил обстоятельства в общественной жизни к социально-психологическим. Общественные отношения сводил к межличностным. Говорил, человек живет в 2ух мирах: монологическом (человек = элемент среднестатистический, вещь, интерес к нему утилитарный, отношение я-оно) и диалогическом (я+ты=мы, человек – не средство а цель) Смысл жизни – вырваться в диалогический мир. Этот этап показал что популярность экзистенциализма возникает в драматические периоды истории (война, стихии)

2) Французская волна – во время второй мировой войны появилась. Сартр, Камю, Марсель, Арте Де Игосед, Уномуно, Аббаньяно, Эммануэль Левигас, М. Мерло-Понти. Экзистенциализм не против рассмотрения человека наукой, но при этом человек всегда больше того, что может сказать наука. Осн свойство человека – субъективность. Её нельзя зафиксировать. Можно выявить тенденции, закономерности, ноне законы. Субъективность уникальна, она не завершена, открыта, всегда развивается, это бытие-проект. Основное свойство экзистенции – свобода. Свобода – возможность выбора, предполагает альтернативы, Но за выбор человек несет ответственность. Свобода ограничена свободой других людей. Обретение свободы – результат выбора. Не все готовы выбрать свободу, т.к. это тяжкое бремя обусловленное персональной ответственностью. Базовый принцип экзистенциализмы у сартра – существование предшествует сущности. Личность – продукт социализации. Но человек за всё несет ответственность сам. Осмысление экзистенции приходит только в особых жизненных обстоятельствах, когда нарушается привычное течение жизни. У Хайдеггера это тревога (осознание своей конечности) у сартра – тошнота, у Камю – скука (нужен бунт против жизни в абсюрдном мире). Важная проблема экзистенциализма- коммуникация с другим (робинзонада). Коммуникация – информационное взаиможействие. Большинство оценивают это положительсно, т.к. через коммуникацию возможно познание себя. Но Сартр негативно к этому относится, другой сковывает своего собеседника уже одним присутствием, крадет часть сущности, свободы, люди не должны растворяться друг в друге. Любовь – это реализация друг через друга.

20. Основные характеристики аналитической стратегии

Возникла в результате третьего поворота в западно-европейской культуре 19в. – лингвистического поворота. От мира к языку. Центрирована на язык, текст. Выделяют 2 ветви в развитии аналитической стратегии.:

1)логическая (раннеаналитический этап: а)логистическая философия (Фреге, Рассел, Тарский) б)лингвистическая философия (Вингенштейн, Остин, Серл), и позднеаналитический этап)

2)позитивистская (неопозитивизм(20-30ые–60ые годы 20в) и постпозитивизм(60-70 годы 20в))

Начало аналитической философии было положено в преддверии XX века немецким логиком, математиком и философом Г. Фреге. Отличительной особенностью аналитической стратегии стал отказ от субстанциализма классической философии. Философская рефлексия была заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно и мира. В своей теории Фреге требует различать значение и смысл; истинность и ложность; чувства и мысли. Причем эти требования касаются как естественного, так и искусственных языков. Фреге отмечает, что любое выражение естественного или искусственного языка обладает значением и смыслом. (При этом языковое выражение он, как и в логике в целом сегодня, называет имя). Значение имени – это, по сути, обозначение объекта, его знак. При этом обозначаемый предмет называется денотатом (или номинатом). Имя в функции знака ничего не сообщает о предмете. Это просто метка. Содержательную информацию о предмете человек получает из разных выражений. Именно в этой содержательной информации заключены разнообразные смыслы. Смысл – это мысленное содержание имени, предложения. Причем смыслы могут быть разными. Получается, что значение имени – одно, а смыслов может быть множество. Или, другими словами, имя может иметь один денотат, но обладать разными смыслами. Фреге подчеркивает, что осваивая заключенную в имени информацию, человек проникает в смысл соответствующего имени.

Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX века дополненная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах.

В своем развитии аналитическая стратегия прошла два этапа. Для первого, логико-аналитического этапа был характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский, ранний Л. Витгенштейн). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после прагматического поворота, произошло расширение проблемного поля анализа при сохранении внутреннего единства (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель). Одним из ярких воплощений позднеаналитической философии явилась концепция "языковых игр" Л. Витгенштейна. Значение слов, согласно этой концепции, определяется их употреблением. Процессы освоения языка, осуществления речевых коммуникаций понимаются как своеобразные языковые игры, организованные по определенным правилам. Для человека они являются формами жизни, в которые он погружен и правилам которых он так или иначе следует. Тем самым философская деятельность предстает в качестве анализа жизни в форме языка. Концепция языковых игр нашла свое развитие в философии постмодерна.

Неопозитивистская ветвь аналитической философии (М. Шлик, Р. Карнап), оформившаяся в 20-е гг. XX в., была обращена к логическому языку языка науки. Наука рассматривается без связи с культурой (если наука и не наука) В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Принцип верификации декларировал необходимость сравнения синтетических предложений в науке с протокольными предложениями, фиксирующими данные непосредственного опыта. Согласно принципу конвенционализма, в основе аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. критериями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физикализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют один и тот же общий базис - физику.

Как и неопозитивизм, пришедший ему на смену постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей задачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмотрение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широком социокультурном контексте, с учетом связей науки с другими формами культуры, включая философию. Предложенные постпозитивистами модели структуры и динамики науки ("критический рационализм" К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, "эпистемологический анархизм" П. Фейерабенда (критиковал науку, от него пошел антисциентизм)) оказали огромное влияние на философию науки XX века.

 

21. ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ

Принципиальной установкой на постклассические стандарты философ­ствования отличаются и такие направления в философском развитии последней трети XX столетия, как философская герменевтика (Г. Гадамер основатель «философской герменевтики;. Рикер представитель философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из своего корня — феноменологии) струк­турализм и постструктурализм ( К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко)

неопротестантизм ( К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих).

В последние десятилетия XX в. в культуре современных западных обществ оформляются и заявляют о себе тенденции и течения, инициирующие становление приоритетов философии как социокультурного феномена XXI в. К этим тенденциям можно отнести кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности; противоречия социодинамики; феномен информационной революции и становление нели­нейных и виртуальных моделей жизни сознания. Данные тенденции в развитии современных обществ инициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области фило­софского знания, как философия и общество; границы и возможности ком­муникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии; социокультурный статус философии эпохи модерна и постмодернизма и другие.

Постмодернизм -- своеобразной «идеологии» постиндустриальной эпохи. Именно в этом значении он противостоит эпохе и культуре «модерна». В ф. «модерн» закрепилось за эпохой нового и новейшего времени с характерными для нее особенностями социального и культурного развития (непрерывная модернизация и стремление к нововведениям). Начало эпохи модерна - «век Просвещения», а конец ее связывают с социокультурными изменениями последних десятилетий ХХ века и процессами глобализации в современном мире.

Важнейшие черты «проекта модерна» как социокультурного феномена:

1. Провозглашение модернизации осн. стратегией развития общества. Дифференциация соц. деятельности, ее всеобщей рационализация и инструментализация. Отделение знания от религии, наука дистанцируется от философии, морали и искусства.

2. Субъект, познающий мир провозглашается исходным пунктом философии. Культ науки, вера в социальный и научно-технический прогресс.

3. Идея господствующей и контролирующей рациональности, как инструмента тотального господства человека над природой, эффективного контроля и власти общества над индивидуальной волей и желаниями субъекта.

Постмодернистские дискуссии начались с критики идеи рациональности жизни и мышления. В широком смысле термин «постмодернизм» впервые употребляет А. Тойнби в 1947 году в книге «Изучение истории» для выражения идеи конца западного господства в религии и культуре. Ф. Лиотар определил постмодернизм как «скептицизм по отношению к метанарративам». Метанарративы - любые идеи и концепции, претендующие на объяснительную силу и истинность в духе традиций Просвещения с его установками на демократию, прогресс и рациональность. Поворот от модернизма к постмодернизму связан с переходом от европоцентризма к глобальному полицентризму, разрушением колониальных империй, возникновением глобальных проблем современности.

Ценности науки, техники, индустрии и либеральной демократии утрачивают свой абсолютный характер. Им на смену приходят иные ценностные приоритеты: производство информации вместо производства вещей; утверждение пригородного, а не городского стиля жизни; Искусство все в большей мере ориентируется на массовую аудиторию, переходя от вербальности к телесности, используя жест, ритуал, шоу-технологии. Постмодернистская культура ориентируется на воображение и иллюзии, мир бессознательного.

Искусство модерна объявлялось элитарным, в то время как постмод-кое искусство ориентировалось на массовую аудиторию и преодолевало барьеры между элитой и шир. публикой. Выделяют два этапа: Первый этап – связан с развитием базовых идей постмодернистской философии на основе реинтерпретации концепций постструктурализма и постфрейдизма:идеи Ж. Лакана о воображаемом и символическом; Второй этап – развитие философии постмодернизма в собственном смысле слова (интегральная фиксация постнеклассических тенденций в духовной жизни западной цивилизации конца ХХ века). Следуя известному теоретику постмодернизма И. Хассану, можно выделить некоторые типичные для большинства авторов идеи:

1. Принципиальный фрагментаризм философского анализа.

2. Утверждения идеи «смерти автора», означающее, что отвергаются все каноны и авторитеты, а также отрицается сама возможность интеллектуальной власти над читателем.

3. Возвещение о «смерти субъекта», который уже не трактуется как основополагающий принцип философствования и своеобразный центр мысли и переживания.

4. далеко не все может быть «показано», «изображено», «иконизировано».

5. Утверждение «иронии» как одной из важнейших установок мыслительного творчества.

6. «Гибридизация» и смешение различных жанров и форм творческой деятельности, растворение философского мышления в стихии художественно-литературных дискурсов.

Проблематика весьма разнородна и плюралистична. Можно выделить несколько доминирующих тем:

эклектическая. (Когнитивным символом постмодернизма становится не «метанарратив» как органичная взаимосвязь традиций, методологий, познавательных стилей, а «музей», как случайная совокупность разных фактов, реликвий, образов); прагматическая. (Постмодернизм в целом разделяет инструментальную установку познания, согласно которой оценка идеи или интеллектуальной новации осуществляется не на основе истинностной ее интерпретации, а в соответствии с критериями успеха и достижения задуманного) агностическая. (Она выражается в принципиальной констатации истины как сугубо лингвистического феномена) анархо-демократическая. (Постмодернизм отвергает любые метанарративы еще и потому, что они – есть проявление власти над индивидом, они унифицируют, упорядочивают, подавляют и ограничивают).

Постмодернистский философский дискурс заменяет рациональную деятельность – игрой, порядок и иерархию – анархией, централизацию – рассеиванием и произвольным комбинированием, этику – эстетикой, метафизику – иронией. Своеобразным символом этой эпохи является проблема фронтальной критики разума, которая породила феномен антиинтеллектуальной моды. Одной из характерных особенностей современной эпохи является глобализация всех сфер общественной жизни. Термин «глобализация» обозначает процесс изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимодействию и открытости. Социально-философское осмысление этого процесса предполагает выявление как объективных изменений социальной реальности, так и тех культурных форм в которых происходит их осознание. Непосредственным толчком к глобализации явилась научно-техническая революция, развернувшаяся в середине ХХ века. Основанием общеисторического процесса глобализации стала мировая экономическая интеграция. Мощным двигателем глобализации в настоящее время становится процесс информатизации и медиатизации общества.

Всеобщая интеграция может стать как основной предотвращения глобальных угроз, так и предпосылкой уничтожения человеческой цивилизации. Реакцией на угрозу обществу со стороны мировых глобализационных процессов стало антиглобалистское движение(с середины 90-х годов во Фр-ции, Герм., Англ. США). В сфере теоретической мысли антиглобалистское движение возглавила философия постмодернизма. Постмодернистская философия обладает высокой чувствительностью к противоречиям социального бытия.

22. Бытие как предмет философского анализа

Философия (phileo – люблю, Sophia – мудрость) - рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщённая система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

Онтология – учение о бытии, исторически первая философская проблематика.

Бытие – философская категория для обозначения всего, что существует или для обозначения всего сущего.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 982. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия