Чтоб овладеть грудным регистром, Я становлюсь аквалангистом. Сейчас начну я опускаться. Мой голос будет отражаться И в резонаторе грудном И непременно в головном.
Всё ниже опускаюсь! Грудной регистр:
Упражнение "парашютист" Представьте, что совершаете парашютный прыжок. Сопровождайте плавный спуск словами:
Опускаюсь я медленно ниже и ниже, А земля подо мною всё ближе и ближе… Продолжаю снижаться, совсем уже низко… Опустился ещё, как земля моя близко! С голубыми озёрами, с ширью полей… Рядом. Вот она! Крепко стою я на ней.
Последние строчки произносите в грудном регистре. При этом проверяйте свободу звучания голоса на низких тонах. Не сходите с опоры, не садитесь на связки. Не взбирайтесь сразу на самые высокие тона. В постепенности спуска и подъёма голоса заключена уверенность диктора.
Слушатель не должен замечать вашего предела голосового диапазона. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых оттяжек. Т.е. повышая слово или строку, делать понижение в начале следующей строки, с тем чтобы повысить ударное слово в последующей мысли. Потом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его повысить. Шагайте по лесенке: два шага - вверх, шаг - вниз, два - вверх, шаг - вниз…
Подкрепляйте приобретаемый навык пользования диапазоном - тренировкой голосовой силы. Упражнение "народный шквал" Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста: Всё ближе, всё громче
При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте - сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению. Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Слово "обрушился" опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой. Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания. Когда от диктора требуют "громче" - не следует переходить на крик. Вспомните об опоре, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал "громче" реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.
|