Студопедия — II.3. Распространение зрелищных развлечений.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

II.3. Распространение зрелищных развлечений.






 

Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были народные гуляния, главным атрибутом которых обязательно являлись балаганы. «Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным аттракционом того гулянья, которое «испокон веков», а точнее, с XVIII в., являлось в России наиболее значительным народным развлечением, особенно в обеих столицах»[252]. На масленичную неделю их устраивали по всей стране.

П.Н. Милюков спустя годы с наслаждением вспоминал: «Уже наружный вид балаганных построек производил на нас, детей, неотразимое впечатление. Невероятные приключения на разрисованных яркими красками полотнищах, плохо прибитых гвоздями и развевавшихся по ветру: крокодилы, пожиравшие людей, и атлеты, побеждавшие крокодилов; необыкновенной красоты царицы неведомых царств, покрытые драгоценными камнями; «битвы русских с кабардинцами», сопровождаемые настоящими холостыми ружейными выстрелами из пушек; факиры, упражнявшиеся со змеями; фокусники, глотавшие горящую паклю и сабли, - на все это разбегались детские глаза»[253].

На масленичных балаганах можно было увидеть и арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления. Правда иногда посетителей могло постигать и разочарование, особенно в зверинце: «…в холоде и, вероятно, в голоде здесь доживали век всякие отбросы знаменитых зверинцев: совсем оцепеневший, не встававший уже больше верблюд, сонные облезлые львы, походившие больше на пуделей, и чахоточные, жавшиеся друг к дружке, обезьяны. Только слон производил еще довольно внушительное впечатление…».[254]

Гораздо более интересными для детей были приезды профессиональных цирковых трупп. «Однажды уфимские заборы украсили большими афишами, извещавшими о том, что в город приезжает цирк «всемирно известной итальянской труппы акробатов братьев Валери». На площади спешно строили большой круглый балаган из свежего теса. Вскоре начались представления. Народ валом повалил».

Слава о них дошла и до нас, детей. Долгие мольбы наши увенчались успехом: нас пустили в цирк, взяли туда и приятеля моего - Николашку. Очарованные, сидели мы с ним. Братья Валери привели нас в полный восторг; их упражнения вскружили нам головы. Первые дни только и разговоров было, что о цирке. Нам как-то удалось еще побывать там, и это нас погубило...», - вспоминал М.В. Нестеров о первом увиденном цирке в жизни. Друзья решили организовать собственный цирк, что и сделали в запасном сарае, стоявшем вне поля зрения матери. Главными актерами были оба мальчика и неуклюжий щенок Шарик: «Первые дни прошли благополучно, с большим подъемом. Мы, с некоторой опасностью для наших рук, ног, ребер, перелетали с трапеции на трапецию, поднимали тяжести и прочее…. Одним из ответственных номеров Шарика было поднятие его на возможную высоту при помощи особых приспособлений, вроде лопаты. Шарик в паническом страхе визжал, выл, пока не терял равновесия, не летел вниз с жалобным воем и не падал на пол. Шарик этот номер не любил, а мы были тверды и настойчивы, пока однажды, во время самого разгара представления, когда Шарик поднят был на головокружительную высоту и неистово там визжал, обе двери сарая растворились и в них предстала перед нами мать, разгневанная, грозная, карающая...Нас обоих выпороли, а Шарик в тот же день был отдан соседям…». Таким трагическим случаем оборвалось существование доморощенного цирка.

В повести В.М. Инбер дети играли в «укротителей хищников»[255], вероятно тоже под впечатлением от посещения цирка. Игра в цирк была вообще частым явлением в среде городских детей, но для деревенских детей это развлечение было практически недоступно.

Выступления Петрушки – еще одна популярная забава взрослых и особенно малышей. Во многих странах существует кукольный персонаж, изображающий шута с крючковатым носом, иногда с горбом. Он дерется, ругается, отпускает злые шутки и при этом остается народным любимцем. В Италии его зовут Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — Панч, в Германии — Касперле, а в России — Петрушка, Петр Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Ратотуй.

Все эти куклы имеют одного общего предка — шута Маккуса, бывшего популярным кукольным героем в Древнем Риме. Голова неправильной формы, нос крючком, огромный живот и пронзительный взгляд — вот его отличительные черты. [256]

По классификации А.Н. Бенуа, Петрушка имел два облика: демократический и аристократический. Спектаклями «демократического» Петрушки могли наслаждаться разные слои общества, в то время как «аристократический» был доступен немногим. Представления последнего часто устраивались на елках и детских балах: «В элегантных барских квартирах спектакль Петрушки устраивался обыкновенно в дверях гостиной, почти всегда увешанных пышными драпировками, и это придавало представлению несравненно более парадный и театральный характер. Да и приглашался для этого спектакля не простой, грязный петрушечник с улицы, а «салонный», чуть ли не во фрак одетый. … Самые куклы были одеты в атлас и в блестящую мишуру. Особенно эффектны были арапы, не облезлые и разбитые, а свежепокрашенные, черные-пречерные».[257]

Первого увиденного в своей жизни Петрушку С.В. Образцов описывает так: «Большой нос крючком, большие удивленные глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и сразу запел тем же нечеловеческим писклявым голосом: «Вдоль по Пи-итерской, по Тверской-Ямской едет Пе-тенька с колокольчиком»»[258].

«Мне очень понравился Петрушка, но если бы кто-нибудь из мальчишек, ну хотя бы Колька Дубинин, сказал мне, что это моя будущая профессия, я б его поколотил. Хотя вряд ли. Он лучше меня дрался», - подытожил С.В. Образцов свои воспоминания о кукольном спектакле.[259]

В начале XIX века в аристократических домах устраивались и другие кукольные представления. Вспоминая о своем родственнике В.А. Соллогуб писал: «К образованию его придумывались разные диковинные средства. Между прочим в большой зале их московского, на Смоленском рынке, дома стоял театр марионеток, изображавших для наглядного обучения важнейшие мифологические и исторические события. Помню, что однажды во время нашего проезда через Москву, где мы всегда останавливались у тетки, состоялся великолепнейший спектакль "Гибель Трои". В вечер представления все началось благополучно. Вид Трои, исторический конь, извергавший воинов, беспощадное сражение - все приводило зрителей в восторг; но, когда злополучный город долженствовал запылать со всех концов для завершения сценического эффекта, никакого пожара не воспоследовало. В этот вечер Троя не погибла. Оказалось, что мастеровой Зуров, соединявший в себе должности декоратора, машиниста и режиссера, имел еще специальность горького пьяницы и лежал без чувств, выпив до последней капли приготовленный для пламени спирт. Вечер кончился без гомерической катастрофы». [260]

Домашние театры были важной и интересной составляющей мира детства. Естественно, это явление было присуще дворянству и интеллигенции, и не входило в быт необразованных сословий.

Самой примитивной формой домашнего театра могут служить всевозможные детские выступления, как например чтение детьми стихов: «Болтать по–французски и по–немецки я выучился довольно рано, около старших братьев и сестер, и, помнится, гувернантки, в дни именин и рождений родителей, заставляли меня говорить поздравительные стихи…».[261]

Часто детям доводилось участвовать на детских балах и бал-маскарадах по случаю, какого – либо торжества. Один из таких маскарадов описан в повести «Белеет парус одинокий»: «Все дети надели заранее сшитые маскарадные костюмы. Девочки превратились в русалок и цыганок, а мальчики – в индейцев, разбойников, китайских мандаринов, матросов.

У всех были прекрасные, яркие, разноцветные коленкоровые или бумажные костюмы».[262] Детский бал фигурирует и в произведении Л.А. Чарской.[263]

Зато А.Н. Бенуа не любил посещать детские балы: «Последние я вообще ненавидел и поднимал скандал, если меня на одно из таких сборищ тащили…».[264]

Детские балы были своеобразной репетицией предстоящих взрослых балов, здесь дети учились общаться между собой, оттачивали свое танцевальное мастерство.[265]

Иногда дети сами организовывали домашние представления. Как, например, дочери П.А. Столыпина, на именины отцу ставили «в виде подарка и сюрприза, домашние спектакли. Текст писала моя сестра Наташа,… с детства обладавшая литературным талантом. И родители и гости хвалили эти представления…».[266]

Порой, элементы театра присутствовали в детских играх - В.М. Инбер в повести «Как я была маленькая» описывает игру «Живые картины»[267]. В нее играли дети в богатом доме, под руководством гувернантки. Суть игры заключалась в постановке каких-либо немых, неподвижных сцен, чаще мифологического характера, и угадывании зрителями задуманного сюжета или персонажа. В игре использовалось большое количество костюмов и декораций, что сближало ее с театральным действом.

Но конечно самыми эффектными и запоминающимися были домашние спектакли. Отец Е.Н. Водовозовой считал, «что из всех просветительных влияний наибольшее имеет театр, как первейшее средство для воспитания в молодежи благородных чувств».[268] Для воспитания своего многочисленного потомства и для личного удовольствия он организовал театр. Представления проходили в их квартире, а «артистами являлись, прежде всего, собственные дети и крепостные». Описывая театральную обстановку и костюмы артистов, Е.Н. Водовозова отмечала, что все было приготовлено домашним способом, руками ее сестер и горничных: «Короны были склеены из золоченой бумаги и украшены фольгою и цветными бусами; шпаги, латы, сабли и т. п. сделаны из папки и дерева, раскрашены или обклеены разноцветной бумагой; туалеты артисток смастерены из самой дешевой материи с бумажными блестками…».[269]

Театральные постановки проходили и в доме художника Ф.П. Толстого: «В зале у нас давались вечеринки, маскарады и спектакли. В старину люди были сентиментальны, и потому эти спектакли давались всегда сюрпризом и непременно по случаю чьих-либо именин. Сцена и вся обстановка изготовлялись тайно в той же зале, при закрытых дверях».[270] Правда домашние спектакли не обходились без приключений: «То, когда за сценой должна раздаваться пальба из пушек, ничто даже не щелкнет, потому что бумажные хлопушки сами актеры подмочили квасом, и они превратились в кисель…».[271]

В этом же доме регулярно устраивались маскарады, в которых наравне со взрослыми участвовали и дети: «…квартиру нашу ярко осветили, мы все – большие и малые – нарядились и ждали гостей. Скоро набралось к нам множество масок».[272]

Иногда детьми организовывались спонтанные домашние представления после просмотренных профессиональных спектаклей, балетов. П.А. Кропоткин и его брат, под впечатлением от балета «Гитана, испанская цыганка» решили поставить дома две сцены из него: «ту, в которой цыгане привозят в табор маленькую Гитану в тачке, и ту, где Гитана в первый раз появляется на сцене, спускается с пригорка и переходит по мосту через ручей, в котором отражается ее образ. Зрители тогда стали бешено аплодировать, и мы решили, что рукоплескания были вызваны отражением в ручье». Ставили они с братом и другие спектакли: «Расиновская «Федра» — или, по крайней мере, последний акт трагедии — сходила тоже очень не дурно, а именно Саша прекрасно декламировал звучные стихи…»[273].

В роли публики на спектаклях братьев Кропоткиных выступали нянька «Ульяна, русский учитель и две-три горничные»[274].

А.Н. Бенуа вспоминал: «В таком театральном доме, как наш, не могло обойтись без домашних спектаклей. Однако в раннем детстве меня не так интересовало то, что делали большие «для себя», разучив какую-либо пьесу или в виде тут же импровизированных шарад, а получал я огромное удовольствие от всяких кукольных театриков, в которых особенно прелестны были декорации и пестрые костюмы на действующих лицах».[275]

В коллекции будущего художника были и такие театрики, «которые надлежало изготовлять самому. Покупались все нужные элементы от занавеса до последнего статиста, напечатанные на листах бумаги и раскрашенные; их наклеивали на картон и аккуратно вырезали».[276]

А.Н.Бенуа особо выделял «дойниковские театры», названные так потому, что они изготовлялись специально для игрушечных магазинов фирмы Дойникова: «Был он деревянный, передок был украшен цветистым порталом с золотыми орнаментами и аллегорическими фигурами, сцена была глубокая, в несколько планов, а над сценой возвышалось помещение, куда «уходили» и откуда спускались декорации. Остроумная система позволяла в один миг произвести «чистую перемену» — стоило только дернуть за прилаженную сбоку веревочку. Все это было сделано добротно, прочно и при бережном отношении могло служить годами».

«Славились дойниковские китайские тени. В них служили те же декорации (петербургская улица с каланчой, кондитерская и красная гостиная), как в театриках, но только здесь декорации были сделаны в виде прозрачных транспарантов, а частых перемен нельзя было делать. Фигурки были частью русского, частью иностранного происхождения. Рядом с французским гренадером или немецким пивоваром действовали и русский городовой, и наши родные мужички-разносчики».[277]

Наглядным подтверждением популярности домашних театров является самодельная марионетка – петушок из тыквенных семечек, способ изготовления которого был опубликован в рождественском выпуске газеты как пример праздничного подарка детям.[278]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

 

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова - внука. М., Советская Россия, 1977. 272 с.

2. Александр Михайлович, Великий Князь. Книга воспоминаний. М.: Вече, 2008. 336 с.

3. Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. М., ООО «Олимп», 1998. 704.

4. Андреева-Бальмонт Е.А. Детство в Брюсовском переулке. Из воспоминаний // Наше наследие. 1990. №6. С. 105 – 129.

5. Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М.: Правда, 1987. 480 с.

6. Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1. М.: Художественная литература, 1989. 543 с.

7. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: в пяти книгах. М.: Наука, 1990. Т. 1. 711 с.

8. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Плюс-Минус, 2004. 332 с.

9. Бок М.П. П.А.Столыпин. Воспоминания о моем отце. М.: Издательство “Новости”,1992. 352с.

10. Вишняк М.В. Дань прошлому. – М.: Издательство имени Чехова, 1954. 409с.

11. Водовозова Е.Н. На заре моей жизни: В 2 т. М.: Художественная литература, 1987.

12. Воспоминания жизни Ф.Г. Тернера. С.-Петербург: М.Г. и Э.Г. Тернер, 1910. 347 с.

13. Воспоминания княжны Е.А. Мещерской. М., ООО «Олимп», 2002. 347.

14. Гарин – Михайловский Н.Г. Детство Темы. Гимназисты. М.: Художественная литература, 1972. 440 с.

15. Гиляровский В. А. Мои скитания // Сочинения в четырех томах. Т.1. М.: Правда, 1989. 480 с.

16. Гнедич П.П. Книга жизни. Воспоминания. 1855 – 1918. М.: «Аграф», 2000. 368 с.

17. Горький М. Детство // Избранное. М.: Детская литература. 1985. 686 с.

18. Дамское рукоделие: книга о вышивке. Н. Новгород: «ПК Инжиниринг, Лтд», 1993.

19. Детские моды «Задушевного слова». Иллюстрированный журнал детского платья и белья для матерей, наставниц и воспитательниц / Бесплатное приложение к журналу «Задушевное слово». 1914 – 1915. № 1 – 2.

20. Дневник тамбовского обывателя Е.А. Ковригина (1850 – 1890-е гг.). Тамбов: ООО «Центр-Пресс», 2009. 207 с.

21. Завалишин Д. И. Воспоминания. М.: Захаров, 2003. 608 с.

22. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. В 2 т. М.: Правда, 1989. Т.1. 592с.

23. Инбер В.М. Как я была маленькая // Избранная проза. М.: Художественная литература, 1971. 510 с.

24. Исторический очерк общежития для воспитанников Тамбовской гимназии и реального училища и отчет «Общества для пособия нуждающимся воспитанникам Тамбовской гимназии» за 1881 год / Секретарь Правления А.И. Сатин. Тамбов: Типография Е.И. Поповой, 1882. 34 с.

25. Каменская М.Ф. Воспоминания. М., Художественная литература, 1991. 383 с.

26. Капнист-Скалон С.В. Воспоминания //Записки и воспоминания русских женщин XVIII – первой половины XIX века. М.: Современник, 1990. 540 с.

27. Катаев В. Белеет парус одинокий М.: Детская литература, 1984. 272с.

28. Каталог книг и периодических изданий, допущенных в ученические библиотеки низших учебных заведений / Издание ученого комитета Министерства народного просвещения. С.-Петербург: Типография «СПб. Товарищества Труд», 1913. 190 с.

29. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. М.: Республика, 1993. 384 с.

30. Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М.: Художественная литература,1974. 368с.

31. Ковалевская С.В. Воспоминания. Повести. М.: Правда, 1986. 432с.

32. Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М., Белый город, 2007. 592 с.

33. Кокс П. Новый мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких человечков. Репринтное издание. М.: «КРУК», 1991. 110с.

34. Костомаров Н.И. Автобиография // Русские нравы. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Исторические монографии и исследования. М.: «Чарли», 1995. 656 с.

35. Кропоткин П.А. Записки революционера. – М.: Московский рабочий, 1988. 544 с.

36. Куприн А.И. Слон // В океане света. М., С-Инфо. 1993. Ч. 1. С. 262 – 272.

37. Лихачев Д.С. Воспоминания. М.: Вагриус, 2007. 428 с.

38. Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники. Вып. 1. Париж, Имка-Пресс, 1964. 246 с.

39. Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917). В 2 т. М.: Современник,1990. Т1. 445 с.

40. Модный свет. 1889. №47.

41. Морозова М.К. Мои воспоминания // Наше наследие. 1991. №6. С. 89 – 110.

42. На детской половине. Детство в царском доме. ОТМА и Алексей: Каталог выставки ГИМ. 29 декабря 2000 года – 31 марта 2001 года. М.: Пинакотека, 2000. 144 с.

43. Нестеров М.В. Воспоминания. М.: Советский художник, 1985. 431 с.

44. Новейшие моды / Бесплатное приложение к журналу Нива. 1912 – 1914. № 1 -12.

45. Образцов С.В. По ступенькам памяти. М.: Советский писатель, 1987. 368с.

46. Острогорский В. Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. (1851 – 1864 гг.). С.-Петербург: Типография И.Н. Скороходова, 1895. 293 с.

47. Парижские моды / Бесплатное приложение к журналу Нива. 1908 – 1912. № 1 – 12.

48. Паустовский К.Г. Повесть о жизни //Собрание сочинений. В 9-ти т. Т.4. М.: Художественная литература, 1982. 734 с.

49. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л.: Искусство, 1982. 655 с.

50. Правила вежливости и светского этикета. М., Белый город, 2007. 272 с.

51. Сабурова Т. Образ счастливого детства: Мир малышей на старинных фотографиях // Родина.2001.№6. С.92 – 96.

52. Салов И.А. Грачевский крокодил: Повести и рассказы. М.: Современник, 1984. 542 с.

53. Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина. М.: Правда, 1984. 576 с.

54. Соллогуб В.А. Повести. Воспоминания. Л.: Художественная литература, 1988. 720с.

55. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. 536 с.

56. Станюкович К.М. Нянька // Морские рассказы. М.: Правда, 1983. 480с.

57. Терпигорев С.Н. С простым взглядом. М.: Правда,1990. 480с.

58. Тургенев И.С. Бежин луг // Записки охотника. М., Художественная литература, 1984. С. 58 – 72.

59. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: Московский рабочий, 1992. 559 с.

60. Хвольсон А.Б. Царство малюток. – М.:ТЕРРА, 1996. 200 с.

61. Холодный Г.М. К истории Тамбовской гимназии. 1884. 170 с.

62. Чарская Л. Записки маленькой гимназистки // Романтические истории для девочек: Сб. М., Эксмо, 2002. 512 с.

63. Чернов В.М. Перед бурей. Воспоминания. – М.: Издательство имени Чехова, 1953. 412с.

64. Что читать детям дошкольного возраста: руководящая статья и каталог, составленные особою комиссию / «Родительский кружок» при Педаг. Музее В.У.З. в СПБ. С.-Петербург: Типо-Литография Ю.Я. Римана, 1896. 78 с.

65. Шмелев И.С. Сочинения. В 2 т. Рассказы; Богомолье. Лето Господне. М.: Художественная литература, 1989. Т. 2. 607 с.

66. Шнейдер Илья Ильич. Записки старого москвича. М.: Советская Россия, 1970. 203 с.

67. http://allday.ru

68. http://anastgal.livejournal.com

69. http://uglichvernisag.narod.ru

 

Научная литература

 

1. Алешина Т., Серебрякова К. Посмотрим на костюм // Юный художник. 1995. № 1.С.20 – 23.

2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 170 с.

3. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948. 344 с.

4. Бартрам Н.Д. Игрушка // Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С. 45 – 57.

5. Белова А. Детство дворянских девочек XVIII – середины XIX века // Родина 2008. № 4 С. 110 - 113.

6. Бобровский Д.А. Плакат модерна. На материале музейных собраний // Музей 10. Художественные собрания СССР: Сборник статей. Сост. А.С. Логинова. М.: Советский художник, 1989. 272 с.

7. Греков А. Дети, идите в свой музей// Родина. 2000. № 3. С.105-108.

8. Греков А. Куклой воспитать княжон. Игрушки царских детей // Родина. 2000. № 12. С.71-74.

9. Гумерова М.И., Князева Е.В. Игрушки петербургских детей: Государственный музей истории С. – Петербурга. СПб., Белл, 2006. 21с.

10. Дайн Г.Л. Русская игрушка: из коллекции художественно-педагогического музея игрушки. М.: Советская Россия, 1987. 197 с.

11. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981. 191 с.

12. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. М., Культура и традиции, 2007.120 с.

13. Детская литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008. 384 с.

14. Жукова Л.А. Социокультурные особенности российского дворянства (XVIII – начало XIX века) // Преподавание истории в школе. №9, 2007. С. 39 -46.

15. Ильина Т.В. Игрушка – не игрушка! Л. – М. Искусство, 1964. 71 с.

16. История книги. М.: Светотон, 2001. 400 с.

17. История костюма, составленная Наталией Будур. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 480 с.

18. Князева Е. Мир кукол. СПб., Аврора, 2002. 64 с.

19. Колесникова А.В. Бал в России: XVII – начало XX века. СПб., Азбука-классика, 2005. 304 с.

20. Костюм Тамбовщины: все краски радуги Тамбов: Пролетарский светоч, 2007. 23 с.

21. Костюхина М.С. Золотое зеркало: русская литература для детей XVIII - XIX веков. М.: ОГИ, 2008. 224 с.

22. Крымский М., Крымская Н. Маленькая барышня. М., Терра, 1995.

23. Куклы мира. М., Аванта +, 2003. 184 с.

24. Купеческие дневники и мемуары конца XVIII – первой половины XIX века. М.: Российская политическая энциклопедия: Памятники исторической мысли, 2007. 470 с.

25. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. М., Белый город, 2007. 48с.

26. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: «Искусство-СПБ», 2001. 400 с.

27. Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 368 с.

28. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотографии автора. М., Детская литература, 1983. 191 с.

29. Миненко Н. Что деревня, то обычай: семья и быт русских уральцев в старину // Родина 2001. № 11. С. 117 – 122.

30. Мищенко В. Дудочники и горшечники // Родина 2001. №4. С. 106 – 107.

31. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., Линка – пресс, 1995. 269 с.

32. Народный костюм Пензенской губернии конца XIX – начала XX века. СПБ.; «Пеликан», 355 с.

33. Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2002. 192 с.

34. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 542 с.

35. Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские. М.: ТЕРРА; Книжная лавка-РТР, 1997. 416 с.

36. Русская народная игрушка: художественно-педагогический музей игрушки. Академия педагогических наук СССР.

37. Русские дети. Основы народной педагогики. СПБ, Искусство-СПБ, 2006. 566 с.

38. Село Вирятино в прошлом и настоящем: опыт этнографического изучения русской колхозной деревни. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958. 279 с.

39. Серебрякова К. Обряд Крещения и домашний обиход младенца // Юный художник. 1995. № 8. С.16 – 19.

40. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец Х – первая половина ХIХ в. М.: Просвещение, 1990. 301 с.

41. Флерина Е.А. Педагогика народной игрушки // Игра и игрушка. М., 1973. С. 85 – 90.

42. Чапкина М. Художественная открытка: К столетию открытки в России: Альбом. М., Галарт, 1993. 304 с.

43. http://gymn-edu.narod.ru

44. www.ethnomuseum.ru

 


[1] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб., 2001. 400с.

[2] Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., Линка-пресс, 1995. 269 с.

[3] Жукова Л.А. Социокультурные особенности российского дворянства (XVIII – начало XIX века) // Преподавание истории в школе. №9, 2007. С. 39-46.

[4] Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 368 с.

[5] Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские. М.: ТЕРРА, 1997. 416 с.

[6] Село Вирятино в прошлом и настоящем: опыт этнографического изучения русской колхозной деревни. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 279 с.

[7] Белова А. Детство дворянских девочек XVIII - середины XIX века // Родина. 2008. №4. С.110-113.

[8] Колесникова А.В. Бал в России: XVII – начало XX века. СПб., Азбука-классика, 2005. 304 с.

[9] Крымский М., Крымская Н. Маленькая барышня. М., Терра, 1995.

 

[10] Миненко Н. Что деревня, то обычай: семья и быт русских уральцев в старину // Родина. 2001.№11. С. 117-122.

[11] Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. 170 с.

[12] Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 542 с.

[13] Лаврова С. Русские игрушки. игры, забавы. М., Белый город, 2007. 48с.

[14] Русские дети. Основы народной педагогики. СПБ, Искусство-СПб, 2006. 566 с.

[15] Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948. 344 с.

[16] Детская литература: Учебник для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. М.: Академия, 2008. 384 с.; История книги. М.: Светотон, 2001. 400с.; Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X – первая половина XIX в. М.: Просвещение, 1990. 301 с.

[17] Костюхина М.С. Золотое зеркало: русская литература для детей XVIII – XIX веков. М.: ОГИ, 2008. 224 с.

[18] Данилова А. Благородные девицы: Воспитанницы Смольного института: Биографические хроники. М., 2004.

[19] Попова О.Д. В стенах конвикта… (Очерки повседневной жизни женских епархиальных училищ). Рязань: Поверенный, 2006. 276 с.

[20] История костюма, составленная Наталией Будур. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 480 с.

[21] Костюм Тамбовщины: Все краски радуги. Тамбов: Пролетарский светоч, 2007. 23 с.;Народный костюм Пензенской губернии конца XIX – начала XXв. СПб,: Пеликан, 355 с.; Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН, 2002. 192 с.

[22] Греков А. дети, идите в совй музей // Родина. 2000. №3. С.105-108; Дайн Г.Л. Русская игрушка: из коллекции художественно-педагогического музея игрушки. М.: Советская Россия, 1987. 197 с.

[23] Гумерова М.И., Князева Е.В. Игрушки петербургских детей: Государственный музей истории С-Петербурга. СПб, Белл, 2006. 21 с.; Хампельман и матрешка: деревянная игрушка из Германии и России. М.: ГИМ, 2000. 97 с.

[24] Сказка о детском мире. Липецк: Липецкий областной краеведческий музей, 2006. 16 с.

[25] Князева Е. Мир кукол. СПб.: Аврора, 2002. 64 с.

[26] Флерина Е.А. Педагогика народной игрушки // Игра и игрушка. М., 1973. С. 85-90.

[27] Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла: культура, традции, технология. М.: Культура и традиции, 2007. 120 с.

[28] Чапкина М. Художественная открытка: К столетию открытки в россии. М.: галарт, 1993. 304 с.

[29] Отчет «Общества для пособия нуждающимся воспитанникам Тамбовской гимназии» за 1881. Тамбов: типография Е.И. Поповой, 1882.

[30] Каталог книг и периодических изданий, допущенных в ученические библиотеки низших учебных заведений: Издание ученого комитета Министерства народного просвещения. СпБ, 1913.

[31] Что читать детям дошкольного возраста: руководящая статья и каталог. СпБ, 1896.

[32] Приложение для детей к журналу «Родина». 1892. №1-12.

[33] Детские моды «Задушевного слова». Бесплатное приложение к журналу «Задушевное слово».!914 – 1915. № 1-2.

[34] Парижские моды. Бесплатное приложение к журналу «Нива». 1908- 1912. № 1-12.

[35] Новейшие моды. Бесплатное приложение к журналу «Нива». 1912-1914. № 1-12.

[36] Аксаков С.Т. детские годы Багрова внука. М., 1977.

[37] Инбер В.М. Как я была маленькая // Инбер В.М. Избранная проза. М., 1971.

[38] Шмелев И.С. Богомолье. Лето Господне. М., 1989.

[39] Водовозова Е.Н. На заре моей жизни. М., 1987.

[40] Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1990; Завалишин Д.И. Воспоминания. М., 2003; Кропоткин П.А. записки революционера. М., 1988; Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990; Нестеров М.В. Воспоминания. М., 1985; Образцов С.В. По ступенькам памяти. М., 1987; Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М., 1992.; Шнейдер И.И. записки старого москвича. М., 1970; Столяров И. Записки русского крестьянина // Записки очевидца. М., 1989.

[41] Воспоминания княжны Е.А. Мещерской. М., 2002; Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М., 1974; Ковалевская С.В. Воспоминания. М., 1986; Капнист-Скалон С.В. Воспоминания. М., 1990..

[42] Бок М.П. П.А. Столыпин. Воспоминания о моем отце. М., 1992.

[43] Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники. М., 1964.

[44] Дневник тамбовского обывателя Е.А. Ковригина (1850 – 1890-е гг.). Тамбов, 2009.

[45] Костомаров Н.И. Автобиография // Русские нравы. М., 1995.

[46] Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Гимназисты. М., 1972; Катаев В. Белеет парус одинокий. М., 1984; Горький М. Детство // Избранное. М, 1985.

[47] Тургенев И.С. Бежин луг // Записки охотника. М., 1984.

[48] Чарская Л. Записки маленькой гимназистки // Романтические истории для девочек. СпБ, 2002.

[49] Салтыков-Щедрин М. Святочный рассказ. (Из путевых заметок чиновника); Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке. // Святочные истории. М., 1992.

[50] Короленко. Дети подземелья. М., 1969.

[51]Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: «Искусство-СПБ», 2001. С. 62.

[52] Керн А.П. Указ. соч. С. 110.

[53] Водовозова Е.Н. Указ. соч. С. 240.

[54] Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 436-437.

[55] Костюхина М.С. Указ. соч. С. 19.

[56] Воспоминания жизни Ф.Г. Тернера. С.-Петербург: М.Г. и Э.Г. Тернер, 1910. С. 15.

[57] Салтыков-Щедрин М.Е. Указ. соч. С. 91.

[58] Аксаков С.Т. Указ. соч. С. 25.

[59] Детская литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008. С. 84.

[60] История книги. М.: Светотон, 2001. С. 200.

[61] Горький М. Указ. соч. С. 186.

[62] Катаев В. Указ. соч. С. 233.

[63] См. Бенуа А.Н. Указ. соч.

[64] См. Воспоминания жизни Ф.Г. Тернера.

Белый А. Указ. соч.

[65] На детской половине. Детство в царском доме. ОТМА и Алексей: Каталог выставки ГИМ. 29 декабря 2000 года – 31 марта 2001 года. М.: Пинакотека, 2000. С. 96.

[66] Что читать детям дошкольного возраста: руководящая статья и каталог, составленные особою комиссию / «Родительский кружок» при Педаг. Музее В.У.З. в СПБ.

[67] Водовозова Е.Н. На заре моей жизни: В 2 т. М.: Художественная литература, 1987. Т.1. С. 216.

[68] Аксаков С.Т. Детские годы Багрова - внука. М., Советская Россия, 1977. С.24.

[69] Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М.: Художественная литература,1974. С. 103.

[70] Костомаров Н.И. Автобиография // Русские нравы. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Исторические монографии и исследования. М.: «Чарли», 1995. С. 436.

[71] Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1. М.: Художественная литература, 1989. С.212.

[72] Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. В 2 т. М.: Правда, 1989. Т.1.С24.

[73] Горький М. Детство // Избранное. М.: Детская литература. 1985. С.78.

[74] Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М.: Современник, 1991. С. 26.

[75] Что читать детям дошкольного возраста: руководящая статья и каталог, составленные особою комиссию / «Родительский кружок» при Педаг. Музее В.У.З. в СПБ. С.- Петербург: Типо-Литография Ю.Я. Римана, 1896. С. 41-42.

[76] Там же. С.43.

[77] Бенуа А.Н. Мои воспоминания: в пяти книгах. М.: Наука, 1990. Т. 1. С. 221.

[78] См. Аксаков С.Т. Указ. соч.

[79] Костюм Тамбовщины: все краски радуги Тамбов. С.8.

[80] Цит. по: Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. С.20.

[81] Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М.: Современник, 1991. С.37.

[82] Серебрякова К. Обряд Крещения и домашний обиход младенца // Юный художник. 1995. № 8. С.18.

[83] Сабурова Т. Образ счастливого детства: Мир малышей на старинных фотографиях // Родина.2001.№6. С.92 – 96

На детской половине: Детство в царском доме. ОТМА и Алексей. 2000.

[84] Капнист-Скалон С.В. Воспоминания // Записки русских женщин XVIII – первой половины XIX века. М.: Современник, 1990. С.284.

[85] Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1. М.: Художественная литература, 1989. С.194.

[86] Лихачев Д.С. Воспоминания. М.: Вагриус, 2007. С.77.

[87] Парижские моды 1908 год

[88] Алешина Т., Серебрякова К. Посмотрим на костюм // Юный художник. 1995. № 1. С.21.

[89] Там же. С. 21.

[90] История костюма, составленная Наталией Будур. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С.324.

[91] Там же. С.324.

[92] Ковригин Е.А. Указ. соч. С. 146.

[93] Детские моды, Парижские моды

[94] Жукова Л.А. Социокультурные особенности российского дворянства (XVIII – начало XIX века) // Преподавание истории в школе. №9, 2007. С.43.

[95] Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские. М.: ТЕРРА; Книжная лавка-РТР, 1997. С. 40.

[96] Станиславский Указ. соч. С.41.

[97] Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.С.70.

[98] Катаев В. Белеет парус одинокий М.: Детская литература, 1984. С.7.

[99] Белый А. Указ. соч. С.342.

[100] http://anastgal.livejournal.com

[101] Острогорский В. Указ соч. С. 4.

[102] Нестеров М.В. Воспоминания. М.: Советский художник, 1985. С.38.

[103] Лихачев Д.С. Указ. соч. С.51.

[104] Ковригин Е.А. Указ. соч. С. 179.

[105] Бок М.П. П.А.Столыпин. Воспоминания о моем отце. М.: Издательство “Новости”,1992.С.19.

[106] Костюм Тамбовщины: все краски радуги. С.15.

[107] Село Вирятино в прошлом и настоящем: опыт этнографического изучения русской колхозной деревни. С.74.

[108] Костюм Тамбовщины: все краски радуги. С.15.

[109] Мадлевская Е. Одежда девочек // Русские дети. Основы народной педагогики. СПБ, Искусство-СПБ, 2006. С.236.

[110] Костюм Тамбовщины: все краски радуги. С.20.

[111] Мадлевская Е. Одежда девочек // Русские дети. Основы народной педагогики. СПБ, Искусство-СПБ, 2006. С.237.

[112] Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л.: Искусство, 1982. С.139.

[113] Село Вирятино в прошлом и настоящем: опыт этнографического изучения русской колхозной деревни. С.74.

[114] Алешина Т., Серебрякова К. Посмотрим на костюм // Юный художник. 1995. № 1.С.22.

[115] Чернов В.М. Перед бурей. Воспоминания. – М.: Издательство имени Чехова, 1953. С. 35.

[116] Паустовский Указ. соч. С. 80.

[117] Исторический очерк общежития для воспитанников Тамбовской гимназии и реального училища и Отчет «Общества для пособия нуждающимся воспитанникам Тамбовской гимназии» за 1881 год / Секретарь Правления А.И. Сатин. Тамбов: Типография Е.И. Поповой, 1882. С. 23.

[118] http://gymn-edu.narod.ru

[119] Вишняк М.В. Дань прошлому. – М.: Издательство имени Чехова, 1954. С33.

[120] Шнейдер Илья Ильич. Записки старого москвича. М.: Советская Россия, 1970. С.21.

[121] Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. В 2 т. М.: Правда, 1989. Т.1. С. 43.

[122] Там же. С. 49.

[123] Игнатьев А.А. Указ. соч. С. 55.

[124]Кропоткин П.А. Указ. соч. С. 81.

[125] Водовозова Е.Н. Указ. соч. Т.1. С. 420.

[126] Там же. С. 421.

[127] См. Водовозова Е.Н. Указ соч.

[128] http://www.charla.ru

[129] Гарин – Михайловский Н.Г. Детство Темы. Гимназисты. М.: Художественная литература, 1972. С.97.

[130] Горький М. Указ. соч. С. 182.

[131] Костюм Тамбовщины: все краски радуги. С. 15.

[132] http://allday.ru

[133] Бок М.П. Указ. соч. С. 58.

[134] Андреева-Бальмонт Е.А. Детство в Брюсовском переулке. Из воспоминаний // Наше наследие. 1990. №6. С.128.

[135] См. Купеческие дневники и мемуары конца XVIII – первой половины XIX века. М.: Российская политическая энциклопедия: Памятники исторической мысли, 2007. 470 с.

[136] Цит. по: Миненко Н. Что деревня, то обычай: семья и быт русских уральцев в старину // Родина 2001. № 11. С. 121.

[137] Водовозова Е.Н. Указ. соч. Т.1.С. 66.

[138] Нестеров М.В. Указ. соч. С. 24.

[139] Там же. С. 30.

[140] Соллогуб В.А. Повести. Воспоминания. Л.: Художественная литература, 1988. С. 354.

[141] Керн А.П. Указ. соч. С. 102.

[142] Кропоткин П.А. Указ. соч. С. 76.

[143] Катаев В. Указ. Соч. С. 53.

[144] Водовозова Е.Н. Указ. соч. Т.1.С. 66.

[145] Соллогуб В.А. Указ. соч. С. 359.

[146] Керн А.П. Указ. соч. С. 103.

[147] Водовозова Е.Н. Указ. соч. Т.1.С. 97.

[148] Там же. С. 63.

[149] Милюков П.Н. Указ. соч. С. 55.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия