Студопедия — Глава двенадцатая. Этот несчастный человек был одет точно так же, как большинство пастухов в Анатолии, — в шерстяные шаровары и куртку из овчины поверх рубахи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава двенадцатая. Этот несчастный человек был одет точно так же, как большинство пастухов в Анатолии, — в шерстяные шаровары и куртку из овчины поверх рубахи






ВЫБОР

 

Этот несчастный человек был одет точно так же, как большинство пастухов в Анатолии, — в шерстяные шаровары и куртку из овчины поверх рубахи, выкрашенной в красный цвет. Охранники быстро раздели его догола. Он ударял себя по паху, хватался за мужское достоинство, заставляя учеников хихикать, и беспрестанно моргал. В его коричневых глазах застыл ужас. Скулы у него были широкие. Это заметно отличало беднягу от охранников, которые по-прежнему находились рядом с ним и по одному знаку Вади поставили пастуха на колени.

— Каждый дурак может причинить боль, князек, — произнес наставник. — Но только умелый человек может сделать так, чтобы она не заканчивалась быстро.

Он остановился рядом пастухом, который лежал на полу и испуганно глядел на него.

— В этом деле, как и во всяком искусстве, есть свои тонкости. Струны лютни обладают прекрасным звуком. Музыканты стараются не дергать и не мочить их, чтобы сохранить то звучание, которое свойственно им изначально. Мы только пытаемся как можно более полно раскрыть достоинства инструмента и преумножить их.

Вади неожиданно повернулся, схватил руку пастуха и сильно сдавил ее. Тот закричал что-то на своем диалекте, но палач не обратил на это никакого внимания.

— Как много зависит от инструмента, который мы используем! Лютня, созданная настоящим мастером, звучит гораздо дольше и чище иных, не столь совершенных. — Он отпустил руку пастуха и снова повернулся к ученикам. — Так что изучайте хорошенько свой инструмент, обращайте внимание на его здоровье, состояние тела, на способность переносить боль и только потом начинайте свою партию.

— А какое преступление совершил этот человек?

Влад услышал, как он сам задал этот вопрос, прежде чем успел подумать, стоило ли открывать рот. Его голос охрип и был похож на карканье вороны.

— Преступление? — Человечек в кафтане наморщил лоб. — А какое это имеет значение? Мы не судьи. Для нас достаточно того, что его осудили другие. Они могли бы вздернуть этого пастуха на любом суку, но вместо этого прислали его сюда. Ведь судьи знают, что мы — такая же часть правосудия, как и они.

Он сделал знак охранникам, которые немедленно поставили крестьянина на ноги. Один защелкнул на его руках кандалы, другой отошел к стене и натянул веревку. Он пропустил один ее конец через ворот, забросил его на верхнюю поперечину, второй быстро продел в наручники и закрепил. Затем охранники вдвоем взялись за веревку и потянули ее. Обнаженные руки заключенного вздернулись у него над головой. Стражники продолжали тянуть, пока пастух не поднялся на носки, почти оторвавшись от пола. Так он и висел. Глаза его были закрыты, губы беззвучно двигались, шепча то ли просьбы, то ли молитвы.

Вади взял указку, подошел к человеку, подвешенному за руки, и встал перед ним.

— Я слышал, что в христианских странах пытку применяют для того, чтобы добиться исповеди, вырвать признание. Более того, такие методы там испытывают в основном на иноверцах. Варварство! — воскликнул он. — Даже оставив в стороне тот факт, что наш великий султан позволяет любому человеку без всякого преследования придерживаться той веры, которую он избрал для себя, и мудрость его идет от Аллаха, да будет он благословен…

— Да будет благословен! — подхватили ученики.

— Что проку в исповеди и отречении, которые вырваны под пыткой? Любой мужчина согласится на что угодно, лишь бы больше не испытывать боли. То же касается и женщин. Для чего все это? Ведь если бы у меня здесь оказались христианские святые Петр и Павел, то я за один час смог бы добиться того, чтобы они отреклись от своего бога и стали бы поклонниками дьявола.

Он обвел взглядом напряженные, внимательные лица учеников. Его взор остановился на Владе.

— Скажи-ка мне, маленький князек, разве в той школе, в которой ты учился прежде, ваше время не было разделено между философствованиями и практическими занятиями, начиная с геометрии и кончая диалогами Сократа? У нас также имеется своя философия. Она касается мучения, пытки. Я изучаю ее почти всю свою жизнь. Мы применяем пытку ради достижения двух целей. Первая из них — получение необходимых сведений. Во время войны пытка назначается, чтобы узнать о том, где устроены неприятельские засады, в каком месте находится самая уязвимая точка обороны врага. В мирное время пытают людей, арестованных за кражу товаров или похищение ребенка. Такую пытку нельзя затягивать. Все должно происходить быстро. Причиненная мука должна быть сильной, на грани переносимости. Для этого надо только иметь повод. Есть и вторая причина для пытки, той самой, которая подобна лютне и длится столь долго, сколько человеческое существо способно ее вынести. — Он улыбнулся. — Она состоит в том, что…

Вади поднял указку, показывая классу, что ждет ответа, и ученики хором проговорили:

— Мы применяем пытку к другим, чтобы они не могли применить ее к нам.

Голоса отдавались эхом под сводами комнаты. Их услышал заключенный, подвешенный на веревке, и встрепенулся, словно юноши обращались к нему.

Вади удовлетворенно кивнул.

— Мы применяем пытку к другим, чтобы они не смогли применить ее к нам, — повторил он. — Как все великие истины, эта мысль проста. Для чего мы ищем наиболее изощренные способы продления боли? Конечно, не ради самой боли. Нет, это оказалась бы самая обыкновенная жестокость. Ради доходчивого примера, который поражает и пугает. Во имя предупреждения. Вот что случится с тобой, если ты станешь противиться мне! Такова будет твоя участь в этом случае. Что ж… — Он широко улыбнулся ученикам. — Достаточно философии, пора переходить к практике.

Малютка повернулся и подал знак Махиру, который все это время стоял неподвижно и только изредка прочищал горло, издавая странные пощелкивающие звуки.

— Подойдите сюда, — приказал Вади ученикам и указал на стол. — Каждый берет по одной.

Все послушно двинулись вперед и что-то брали с подноса, который лежал на столе. Только Влад не шевельнулся.

— Что, князек? — Палач усмехнулся. — Не желаешь? Ничего! Уж поверь мне, ты присоединишься к нам довольно скоро, когда увидишь, как все это забавно, когда поймешь, что вот это… — Он сильно ударил обнаженного заключенного, который висел рядом с ним на веревках, и тот вскрикнул. — Это уже не человек и даже не животное, а идея, поучительный пример для твоих врагов, возможно, и для друзей, что даже вероятнее.

Они встали полукругом вокруг крестьянина. Вади взял фонарь и держал его на весу. Махир вышел вперед, и теперь Влад увидел, что все они держали в руках. Это были бастинадо, дубинки, но не деревянные, какие использовались для наказания в придворной школе, а металлические, с человеческую руку, не больше, и не толще большого пальца.

Махир ударил заключенного по животу. Тот вскрикнул, глаза его расширились.

— Заметили ли вы, мои ученики, как Махир нанес удар? Не слишком сильно, но и не слабо. Умеренно. Вы никогда не должны портить кожу. От удара Махира не осталось почти никакого следа! — Вади показал на место, куда великан попал дубинкой. — Его нет. Почти ничего нет. Правда? Небольшой, едва заметный синяк, вызванный тем, что повредились кровеносные сосуды. Потом к нему добавится еще один, и еще…

Он тоже нанес удар рядом с тем местом, куда бил Махир. Заключенный снова вскрикнул.

— Вот тогда вы увидите, что происходит, когда человек превращается в один большой синяк. Прошу. — Он жестом пригласил учеников приблизиться. — Пусть каждый подберет себе подходящее место и работает над ним. Но помните — никакой крови, ни капли.

Удары последовали один за другим. Вади комментировал каждый из них, заставляя кого-то приложить побольше усилий, а кого-то, напротив, попридержать рвение. Через некоторое время вскрики несчастного превратились в кашель.

Влад не шевельнулся, но и не отвернулся. Ему очень не хотелось смотреть на это, но он не мог позволить, чтобы все присутствующие увидели его слабость.

Он взял дубинку, стараясь не думать ни о чем, и ударил. С каждым замахом Дракула сжимал стальной прут все сильнее.

 

В мучении бывает передышка.

В кромешной тьме пробивается свет.

В одиночестве встречаются попутчики.

Они приходили к нему во снах и оставались с ним даже тогда, когда он просыпался. Каждый из них появлялся тогда, когда был нужен, в зависимости от времени дня или ночи.

— Как же ты узнаешь время, сын?

Влад Дракул присел на каменной полке в камере. Он был широкоплеч, могуч в груди. Им было трудно усидеть рядом, поджав ноги на турецкий манер.

— Я узнаю его по типу пыток, — ответил Влад, всегда готовый доставить отцу удовольствие.

Он знал, что Дьяволу будет интересно услышать об этом.

— Зимой холодно по утрам, и тогда здесь занимаются теми пытками, при которых требуется жаровня.

— Молодец. Ты очень наблюдательный мальчик. Смотри за ними внимательно, Влад. Ты сможешь одолеть турок лишь тогда, когда будешь знать про них все досконально. — Дракул протянул руку, унизанную драгоценными кольцами, и погладил сына по вьющимся темным волосам. — Что еще ты узнал о них?

— Они просто помешаны на еде. Разве янычарских полковников не называют варщиками супа? Они обращаются с человеческой плотью так же, как, например, с бараниной, варят ее, отбивают, коптят на огне и жарят на масле.

— И что же, эти нехристи едят ее?

— Нет, этого я не видел.

Неожиданно отец заплакал. Влад прежде часто видел, как Дракул смеется, но никогда — как он плачет. Это встревожило его.

— Пожалуйста, не надо…

— Мой мальчик, — всхлипнул тот. — Это я виноват в том, что тебе приходится на все это смотреть и оставаться здесь. Я не смог сохранить нейтралитет, но если бы нам не помог Хуньяди, то венгры просто съели бы меня с потрохами и выплюнули бы косточки. Турки узнали обо всем и наказали меня, поступив так с тобой. Но все впустую. Мое время кончилось. Сейчас слишком поздно.

Он закрыл лицо руками и закричал:

— Слишком поздно! Я еженощно просил Бога и святого Георгия, чтобы они защитили моих сыновей. Но ты здесь, а Раду!.. Раду!

— Мой брат! — Влад вздрогнул. — Что с ним?

Отец еще сильнее прижал пальцы к лицу, голос его звучал сдавленно:

— Ты оставил его мне.

Теперь голос поменялся, да и язык тоже. Знакомое лицо всплыло из темноты перед Владом. Это был Мехмет. Он улыбался и облизывал пухлые губы.

— Теперь он принадлежит мне. С ним мне куда приятнее и милее, чем с той шлюхой, которую ты похитил.

— Нет! — Влад вскрикнул, бросился вперед, вытянул руки, чтобы схватить, раздавить, уничтожить, но они повисли в пустоте.

Он соскользнул с полки, больно ударился головой о каменный пол, почувствовал, как липкая жидкость сочится у него над бровью, попытался вытереть ее, но другая рука опередила его. Она прикоснулась к нему ласково, заботливо. Влад сразу узнал ее, потому что только один человек на свете мог прикоснуться к нему так с тех пор, как не стало в живых его матери.

— Илона! — прошептал он, потянувшись к этой руке, которой на самом деле и не было рядом. — Моя звезда.

— Мой господин, мой князь, — проговорила она тихо, наклонив голову, и ее лицо осветилось.

Дракула осторожно, не спеша, вынимал заколки и раскручивал локоны, которые повелел сделать Мехмет. Ее волосы освободились и упали темно-рыжей волной, обрамляя тонкий, совершенный овал лица, на котором не было ни капли краски. Этой девушке она не требовалась.

— Ты в безопасности, моя звезда?

— Да, мой господин. Я нахожусь на нашей земле и жду тебя здесь.

— Ждешь? Нет, не жди. Ты чиста, незапятнанна, невинна. Тебе незачем ждать такое чудовище.

— Ты — чудовище? Ты — мой герой, мой спаситель, мой князь.

— Чудовище! — вскрикнул Влад и снова рванулся вперед, чтобы оттолкнуть ее, но его руки столкнулись с пустотой, и он закрыл ими лицо. — Чудовище! — повторил он тише. — Потому что я сделался одним из них.

— Как?

Дракула не знал, чей голос задал ему этот вопрос. Да это и не имело значения. Он расскажет об этом им всем — Илоне, отцу, Мехмету и прочим.

 

Вади стоял перед топкой, дышащей жаром. Махир держался в темноте, за его спиной. Ученики расположились полукругом напротив них. У маленького человечка под глазом красовался лиловый синяк.

— Вот что, князек! — выкрикнул Вади, когда тюремщики ввели Влада в комнату. — Уже несколько месяцев ты почти не принимаешь участия в наших занятиях, только наблюдаешь. — Он буквально процедил сквозь зубы последнее слово. — Но это вовсе не то, ради чего тебя сюда доставили. — Он поднял руку и прикоснулся к синяку. — Все уже испытывают нетерпение, и я в том числе. Сейчас пришло время для того, чтобы наши занятия стали еще более… практическими.

Он сделал тюремщикам знак. Они вышли из комнаты, но довольно быстро вернулись и привели еще одного человека. Влад сразу заметил, насколько он отличался от обычных заключенных, которые служили здесь рабочим материалом. Это был мужчина средних лет, борода и усы на бледном лице аккуратно подстрижены, одет явно по-европейски, в зеленый бархатный кафтан. На ногах — чулки, туфли с пряжками.

— Вот вам и угощение, мои ученики! — выкрикнул Вади. — Это торговец и капитан судна, аж из Рима, никак не меньше. Весьма образованный человек, который оказался настолько глуп, что решился вывезти контрабандой пряности и рабов, не заплатив за них пошлину. Теперь он заплатит все сполна. — Палач улыбнулся. — Наверное, его крики и мольбы будут отличаться от тех грубоватых крестьянских стенаний, к которым мы привыкли здесь, да? Мы явно получим удовольствие, послушав их. Или нет?

Он обернулся к Владу. Рука малютки опять непроизвольно потянулась к синяку на лице.

— Ты ведь тоже образован, Может быть, твои вопли будут даже занимательнее?

Влад проглотил слюну.

— Ты не посмеешь.

— Неужели? — Вади усмехнулся с явной издевкой. — Здесь я главный, князек, это мое царство, а не твое. В этих стенах я могу позволить себе все, что только пожелаю.

Он повернулся к классу.

— Разденьте их обоих!

Ученики бросились исполнять приказание. Они сорвали одежду с Влада и с незнакомого ему торговца. Оба теперь стояли лицом друг к другу, раздетые почти донага, в одних только набедренных повязках. Того и другого крепко держали за руки.

Вади наклонился, взял что-то со стола, потом двинулся вперед. Его макушка доставала Владу только до середины груди, но он подошел и вперил в молодого князя взгляд, полный ярости.

— Ну-ка, каков девиз нашей школы? Скажи его, князек!

Дракула отвел взгляд и молчал.

— Не скажешь? Забыл? Напомните ему. — Вади взглянул на учеников, которые держали узника.

Юноши выкрикнули как по команде:

— Мы подвергаем пытке других для того, чтобы они не подвергли пытке нас.

— Вот так-то, — мягко заметил Вади.

Он поднял руку и прижал к коже заложника предмет, который держал в руке. Влад опустил глаза и увидел, что это кривой нож с довольно коротким лезвием — не длиннее человеческой ладони. Оно постепенно расширялось, приобретая на конце квадратную форму. Влад сразу узнал этот нож. Он и сам пользовался таким, когда резал кожу для охотничьей перчатки, которую подарил Хамзе.

Несколько мгновений нож оставался неподвижен. Потом Вади неожиданно вдавил край лезвия в грудь Влада. Оно впилось, скользнуло вниз и отрезало кусочек кожи длиной с палец так быстро, что Дракула не успел даже вскрикнуть.

Вади отошел на несколько шагов, повернулся, поднял обрезок и показал его ученикам.

— Вы все видели, как легко отходит кожа? — спросил он, повысив голос, чтобы заглушить стон, вырвавшийся у Влада. — Как я осторожно ввел плоское лезвие в поверхностный слой? Как использовал не свою силу, а качество ножа, то, что он тонок и хорошо наточен? Такая техника применяется, чтобы освежевать человека, то есть снять с него кожу заживо. Говорят, что в восточных странах существуют такие умельцы, которые оставляют человека живым, даже сняв с него тысячу таких кусочков. Можно ли верить в это? Можем ли мы достигнуть такого же успеха и даже превзойти его? Попробуем?

— Да! — закричали ученики.

Он бросил кусок кожи на жаровню. Она затрещала, стала скручиваться и быстро почернела, издавая сладковатый неприятный запах.

— Отпустите их, — приказал Вади охранникам, которые держали заключенных.

Они опустили руки. Влад прижал ладонь к ране. Кровь сочилась у него между пальцев. Несмотря на боль, он старался ровно держать спину и внимательно наблюдал за тем, как Вади снова приблизился к нему, наклонился и положил нож на каменный пол между двумя нагими узниками.

— Один из вас снимет кожу с другого, — объявил палач, отступив на шаг. — Ты, князек, у нас почетный гость, а он — всего лишь преступник, поэтому выбор за тобой.

Влад опустил руку, расправил плечи.

Он не мог толком видеть лицо своего мучителя, глаза его застилали слезы, но голос не дрогнул:

— Нет!

— Это интересный выбор, — улыбнулся Вади и повернулся к торговцу.

Тот содрогался от ужаса, лицо кривила судорога, губы шевелились, произнося какие-то слова, которых никто не слышал.

— Возьми нож, — сказал ему Вади. — Если тебе удастся снять с этого парня десять полосок кожи и он окажется жив после этого, то ты будешь свободен и пойдешь куда угодно.

Влад взглянул в глаза торговца. Он увидел, как ужас сменяется в них отчаянием, а потом где-то глубоко внутри зарождается надежда. Европеец шагнул вперед и наклонился за ножом. Боль в груди Дракулы была непереносимой, в нем что-то перевернулось.

— Нет, — снова сказал он, теперь имея в виду совсем другое, потом быстро наклонился и поднял нож.

 

Влад все еще держал руку девушки в своей и сжимал так сильно, что даже испугался, как бы не сломать ей пальцы.

— Однажды я уже пользовался этим ножом, Илона, — прошептал он. — Когда шил охотничью перчатку. Но человеческая плоть отличается от кожи, которую я резал тогда. Тут была кровь. — Юноша всхлипнул. — Очень много крови…

— Моя любовь! Нет, не надо.

— Знаешь, — продолжал он так же приглушенно, — он ведь был только первым. Вади увидел, как я обращаюсь с ножом, и стал постоянно совать его мне в руку.

Вдруг рука, которую он держал, переменилась. Кожа стала грубее, и Влад успел почувствовать шрамы на ладони, прежде чем руку отдернули.

— Иисус! — произнес Дракула с изумлением и радостью.

Он поднял голову, но черты того, кто посетил его, растворялись в чудесном золотом свете. Спаситель никогда прежде не приходил к нему, хотя Влад и умолял Его явиться. Господь отвергал его молитвы с тех пор, как умерла мать, но не теперь, не в этой камере.

— Я здесь, с тобой, сын мой, — послышался голос. — Я понимаю твои страдания. Разве Мой отец не послал Меня на муку?

Влад опустился на колени, прижался к холодному каменному полу.

— Прости меня, Господи, — произнес он. — Отпусти мне мои грехи.

— Ты прощен, сын мой, — последовал ответ. — Потому что ты просишь об этом, раскаиваешься и наверняка искупишь свои грехи. Теперь ты чист. Не многое Мне следует простить тебе. — Голос Христа стал тверже. — Разве не сказано в Евангелии от Матфея, что буду Я отыскивать во всем мире силы, которые служат несправедливости, обиде, совершают зло, обнаружу их и брошу в огонь?!

— Господи! — Влад поднял голову и зажмурил глаза от яркого света, изливавшегося на него. — Ты хочешь сказать…

— Помни о Моей жертве, о том, что она сделает тебя свободным. Я претерпел мучения и был убит ради того, чтобы человеческий род продолжал жить.

Наверху послышались шаги. Кто-то шел по каменным плитам.

— Господи! — вскрикнул Влад. — Что ты хочешь сказать мне, о чем?..

Люк открылся, в темницу просочился свет, тусклый, обыденный, а вовсе не небесный. Все исчезало. Угасая, голоса все еще доносились до него, он слышал их, едва различая.

Отец, Мехмет, Илона, Иисус — все они говорили одновременно:

— Мы мучаем других, чтобы они не мучили нас.

К Владу протянулись руки, на этот раз совершенно реальные, настоящие, и подняли его из камеры.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия