Часть II. Христос
7. «Христос» — это «Помазанный» Слово «Христос», которое сейчас стало близким и привычным в культуре всех христианизованных народов, не было таким ни для населения тогдашней Римской империи, ни для самих первоначальных христиан. Исторические истоки слова «Христос» своими корнями уходят в древнееврейское слово «Мошиаг» (Messiah, Massiah, Mossiah), которое буквально означает: «Тот, которого облили (пахучим) маслом», «Помазанный», «Помаженный», «Умащенный». Как замечает Католическая Энциклопедия, происхождение и первоначальное значение ритуального смащивания (поливания, окропления, растирания) маслом жилища, тела (прежде всего — головы), священного места, камня на развилке дороги точно не установлено. Ритуальные помазания встречается во многих религиях. Вероятнее всего, первоначально помазание имело сексуальное значение.[19] Согласно тексту Ветхого Завета для ритуального помазания изготовлялось специальное масло (мирро) из семян точно подобранных пахучих трав (Исход, 24-33). Когда жрец (первосвященник, пророк) выливал мирро на голову того или иного человека, то это означало, что бог данного человека посвящал на должность царя, священника, пророка, чудотворца, целителя. Посвящённый таким образом человек становился Помазанником — избранным и утверждённым для исполнения определённых социальных функций. На протяжении 3-2 столетия до нашей эры иудейское священное писание (Ветхий Завет) было переведено на греческий язык диалекта койне. В последнем библейское слово «Мошиах» переводилось непривычным для греческого языка словом-калькой — «Христос» (Помазанный). Как в древнееврейском, так и в греческом языках слово Мошиах-Христос не является собственным именем, не означает какого-то конкретного человека, а только тех должностных лиц, которые получили назначение на должность через помазание. В этом смысле весь богоизбранный еврейский народ тоже называется в Библии народом, помазанным самим Богом. Причём, Бог, согласно рассказам Библии, мог помазывать не только свой богоизбранный народ и его членов, но и людей из других народов и племён. Так, во времена ещё бездетного, хотя уже избранного Богом Авраама, среди языческих племён (среди «гоев») первосвященником Бога Всевышнего был Мелхиседек, царь Салимский, который по-дружески приветствовал и благословлял Авраама (Бытие, 14:17-20). Пророк Исаия провозгласил помазанником (Мошиахом) персидского царя Кира (45:1). В первом и втором столетии нашей эры первоначальные христиане называли себя христианами не потому, что они поверили в Иисуса[20], а потому, что считали себя помазанными Духом святым. Так, защищая своих единоверцев, апологет второго столетия Феофилакт Антиохийский в своём произведении «К Автолику» (180 год) на вопрос: «Почему это вы называете себя христианами (помазанными)?» ответил: «Потому что мы помазаны (хрисанитос) маслом от Бога».
|