Смеховой мир литературы Древней Руси
Цель: дать представление о "смеховом мире", показать его философские основы, убедить, что дискурс смеховой литературы глубже, чем сатирическое осмеяние недостатков современного устройства общества.
1. Одинаково ли смеются люди в разные эпохи? В чем отличие средневекового смеха? 2. Против чего направлен смех в следующих произведениях: "Калязинской челобитной", "Повести о попе Савве", "Повести о куре и лисице", Повести о Шемякином суде" 3. Попытайтесь определить, над чем смеется автор в "Повести о Фоме и Ереме". Смеется ли он над своими героями или же сочувствует им? Кто виноват в несчастьях Фомы и Еремы? 4. Каков адресат смеха в "Лечебнике на иноземцев"? Как вы понимаете, что значит "дурацкий" смех? Есть ли в нем смысл? 5. Дайте характеристику жанра азбуки, особенностям его содержания. Почему Симеон Полоцкий строит свой "Вертоград многоцветный" по азбучному принципу? Сравните взгляды на мир и человека у Симеона Полоцкого и в "Азбуке о голом и небогатом человеке". Над чем смеется автор "Азбуки"? 6. Изложите основные положения статей Д.С. Лихачева "Раздвоение смехового мира", "Бунт кромешного мира". Что такое "антимир" смеховой литературы и почему он возникает? Смеховая литература - это горький смех над справедливостью и мудростью всего мироустройства или же над порядками современного общественного устройства? Литература: Русская демократическая сатира XVII века. М. 1977. Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение. // Лихачев Д.С. Панченко А.М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л., 1976. то же: Лихачев Д.С. Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.1984. Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. М., 1991. Глава "Вертоград многоцветный Симеона Полоцкого: духовное единство книги.
|