Антицерковная сатира. «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике».
Большое место в сатирической литературе 17 века занимает антицерковная литература. «Калязинская челобитная» - яркий обличительный документ, изображающий быт и нравы монашества. Осмеивается сытая и разгульная жизнь монахов. Они удалились от мирской суеты, чтобы вести неправедный образ жизни. Калязинский мужской монастырь - объект сатирического обличения. Это позволяет автору указать на типичные черты жизни русского монашества 17 века. В форме слёзной челобитной жалуются монахи архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону на своего нового архимандрита. Норма жизни иноков - пьянство, чревоугодие и разврат, а не пост и молитва. Поэтому и возмущены монахи своим архимандритом, которые круто меняет заведённые ранее порядки и пытается внести устав правильного ведения монашеской жизни. Он блюдёт их нравственность, запрещает винокурение и пивоварение, которым занимаются монахи в целях добычи средств. Обличается и формальное благочестие монахов, которые недовольны тем, что их заставляют ходить в церковь и творить молитвы. Жестокий, жадный и корыстолюбивый архимандрит является также объектом обличения повести. Он вводит в монастыре систему телесных наказаний, морит монастырскую братию голодом в наказание. Стиль: · Основное средство сатиры - язвительная ирония, скрытая в слёзном плаче монахов. · афористичность (насмешка часто выражена в форме народных рифмованных прибауток) «Притча о бражнике». Построена на антитезе: бражник и пребывающие в раю «святые». Эта повесть показывает нравственное превосходство пьяницы над «праведниками». Райского блаженства удостоены: · трижды отрекавшийся от Христа апостол Пётр · убийца первомученика Стефана апостол Павел · прелюбодей царь Давид · грешник из ада царь Соломон · убийца-святитель Николай. Им противопоставляется «бражник», и он превосходит их в нравственном плане, он уличает их в преступлениях, а сам он никаких преступлений не совершал. В забавной шутке, сказочной ситуации звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых.
|