Введение. I. 1. Введение в историю древнерусской литературы.
I. 1. Введение в историю древнерусской литературы. Концепция Слова в культуре и литературе Древней Руси. Предпосылки и условия возникновения древнерусской литературы, проблема периодизации. Роль книжной христианской культуры в возникновении древнерусской литературы («духовная природа Слова»). Понятие «литературная трансплантация» (Д.С.Лихачев). «Художестово» и «Хытрость»: своеобразие древнерусской литературы. Характеристика жанровой системы древнерусской литературы. Рукописный характер бытования древнерусской литературы. Принципы датировки и отбора памятников. II. Литература Киевской Руси (XI-XIII вв. 2. Переводная литература Древней Руси. Основные жанры переводной литературы (библейские книги, апокрифы, патристика, агиография, патерики, хроники, естественно-научные сочинения, исторические и литературные произведения). Состав Библии, происхождение библейских книг, время их канонизации. Мифология Библии. Библия как сакральный текст. 3. Система жанров древнерусской литературы. Понятие канона жанра. Жанр проповеди и учительная литература Древней Руси (XI-XIII вв.). Общая характеристика жанра проповеди и его разновидностей. Разные подходы в осмыслении природы проповеди как церковного и риторического жанра. Слово о Законе и Благодати Илариона и жанр торжественной проповеди. Творчество Кирилла Туровского. Учительная литература Древней Руси и Поучение Владимира Мономаха. 4. Жанр жития в древнерусской литературе (XI-XIII вв.) и формирование русской агиографии. Истоки и общая характеристика житийного жанрового канона, топика жанра. Понятие святости. Аскетический путь святого как путь преображения и обожения. Разновидности житийного жанра (жития-мартирии, проложные жития, жития-биос (преподобных), княжеские жития, жития святителей, жития юродивых и т.д.) Борисо-глебский цикл и анонимное Сказание о Борисе и Глебе. Борис и Глеб как первые страстотерпцы. Культ Бориса и Глеба как святых воинов. Тип святости в Житии преподобного Феодосия Печерского. Подвиг тружничества в Житии Феодосия, основателя Киево-Печерского монастыря. Житие Феодосия Печерского, написанное Нестором, как образец жанра. 5. Русские летописи и Повесть временных лет – памятник XII в. Общая характеристика жанра летописи и структуры летописного повествования. Причины появления летописей. Летописи как «книги жизни». Нравственно-дидактический пафос русской летописи, летопись как конфессиональный текст. Гипотезы о начале русского летописания (А.А.Шахматов, В.М.Истрин, Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков и др.) Повесть временных лет Нестора как памятник литературы XII в.Текстология памятника. Редакции Повести временных, источники и творческая история.. Философия истории древнего летописца и изображение человека в летописи. 6. Жанр хождения и его эволюция в древнерусской литературе. Общая характеристика жанрового канона древнерусских хождений. Классификация хождений. Хождение игумена Даниила в святую землю (XII в.) как образец паломнических хождений. Источники и текстология памятника. Образ Святой земли в древнерусской литературе. 7. Жанр воинской повести и повести о татаро-монгольском нашествии. История русско-татарских отношений XIII-XVвв. Жанровый канон воинской повести, сюжет и композиция, стилистические формулы. Соотношение описательных и событийных элементов в сюжете, включение в воинскую повесть текстов договоров, преданий, легенд и их место в сюжете повести. Повествование о походе, описание битвы. Принципы создания образов русских князей и их врагов. Образ русского воинства и основной пафос жанра. Летописные воинские повести. Повесть о разорении Рязани Батыем и летописный цикл о Батыевщине. Слово о погибели Русской земли. История текста и проблема авторства. 8. Слово о полку Игореве– памятник XII в. Слово о полку Игореве и русская культура XII века: библеизмы в Слове о полку Игореве и устные истоки поэтической традиции Слова о полку Игореве. Слово о полку Игореве и западно-европейский средневековый эпос. История открытия и изучения Слова о полку Игореве. Вопрос о датировке памятника и жанровом своеобразии. Поэтическая композиция Слова, проблема стиля, этикетность, феодальная и языческая символика, фольклорная символика, библейская образность и т.д. Ритмичность Слова. Проблема автора. Вопрос о подлинности Слова.
III. Московская литература XIV-XV вв. 9. Формирование московской литературы. Подъем русской культуры и второе южно-славянское влияние. Ситуация Предвозрождения на Руси и исихазм. Сущность исихастского учения о природе Фаворского света. Творчество Епифания Премудрого, Феофана Грека и Андрея Рублева в свете исихастского учения о Преображении человека. Стиль «плетения словес» и мотив невыразимости. Житие Сергия Радонежского как пример исихастского жития. Творческая история памятника, основные редакции и вопросы текстологии. Путь Сергия к святости и видения горних сил. Сергий как святой и общественный деятель своего времени.
|