Студопедия — Особенности древнерусской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности древнерусской культуры






Корни древнерусской культуры. Русская средневековая культура имеет два корня — византийский (христианский) и восточнославянский (языческий). Из Византии с принятием христианства Русь получила письменность, литературу, архитектуру, живопись, музыку, книжное дело. Приведите примеры этому утверждению. Однако до христианизации восточные славяне на протяжении многих веков, как вы знаете, имели свою самобытную, языческую культуру. Обе религии долгое время боролись между собой за культурное господство. Христианство взяло верх, но полностью вытеснить язычество не смогло. Многочисленные пережитки язычества сохранились, например, в крестьянском быту. Периодизация древнерусской культуры. Христианская культура Древней Руси насчитывает как минимум семь столетий. Начало ей положило принятие христианства в 988 г. Конец пришелся на рубеж XVII—XVIII вв., когда в результате петровских преобразований на смену средневековой пришла светская культура нового времени. Семь столетий древнерусской культуры можно разделить на более короткие периоды. Первый — культура Киевской Руси — охватывает весь XI в. Тогда на русской земле работало много византийских мастеров. Это — время становления древнерусской культуры, ученичества русских у византийцев. Второй этап — XII — первая треть XIII в. — культура периода раздробленности. В это время возникли местные художественные школы. Теперь русские мастера сами строили храмы, писали иконы и фрески, украшали миниатюрами книги. Культурный подъем был прерван монголо-татарским нашествием. Оно принесло неисчислимые бедствия русской культуре: оказались разрушены сотни храмов, в огне пожарищ сгорели тысячи икон и книг, многие мастера погибли в сражениях, были уведены в плен. Только в конце XIV — начале XV в. начался новый подъем русской культуры, связанный с объединительной политикой Москвы. Это — начало культуры Московской Руси. Окончательное освобождение от монголо-татарского ига и образование централизованного государства предопределило взлет русской культуры на рубеже XV— XVI вв. Его символом стало возведение нового Московского Кремля. XVI столетие, несмотря на тяжелые войны и опричнину, оказалось одним из самых ярких в истории русской культуры. Памятниками ему навсегда останутся храм Василия Блаженного на Красной площади, первая русская печатная книга, замечательные изделия ювелирного искусства. XVII в. завершает историю древнерусской культуры. Он охарактеризовался борьбой старой, средневековой, культуры с нарождающейся, новой, которая в итоге одержала победу.

Религиозный характер древнерусской культуры. Древнерусская культура мало похожа на современную. Главное ее отличие заключается в том, что она была религиозной по своему характеру. Что определяло лицо средневековой живописи? Икона и храмовая фреска. А архитектуры? Главным образом храм. Литературы? Богословская книга. А разве в быту люди не испытывали влияния религии? Христианство сопровождало человека в течение всей его жизни: от крещения до отпевания. А между этими крайними вехами — чуть ли не ежедневные посещения храма, молитвы, посты, поклонение иконам, чтение религиозной литературы и т. д. Почти вся культура, все виды искусства развивались в рамках христианской религии. Вместе с тем большое влияние на бытовую культуру народа, как вы знаете, имело язычество. Место человека в средневековой культуре. В центре внимания современной культуры находится человек. О ком пишет писатель? О человеке. Кого рисует художник, лепит скульптор! Главным образом человека. Иначе дело обстояло с культурой средневековой. Вспомните, кого чаще всего изображали на иконах и фресках. Бога, ангелов, святых. Именно они были главными персонажами средневекового искусства. А что же человек? В древнерусской культуре он занимал довольно скромное место. Да и человек этот был чаще всего религиозный подвижник, все поступки которого измерялись его отношением к Богу, к христианской вере. Изолированность древнерусской культуры. Мы живем в век свободного культурного обмена. Благодаря радио, телевидению, газетам, международной компьютерной сети все лучшее, создаваемое в области культуры в одном государстве, тут же становится известно в другом. В средние века было не так. Господствовала культурная изолированность. Вспомните, часто ли русская культура подвергалась влияниям извне. Только в начале своего исторического пути Русь получила мощный культурный толчок из Византии. Все другие, более поздние влияния периода средневековья были слабыми и эпизодическими. Что мешало этому? С одной стороны, экономическая и политическая обособленность средневековых государств. С другой — различия в вероисповедании: противостояние католического Запада и православной Руси, христианства и ислама. Проблема традиции. Вы уже знаете, что характерной особенностью древнерусской живописи было строгое следование традиции (канону). Это в полной мере можно отнести ко всей средневековой культуре. Однажды выработанный образец, признанный церковью, становился примером для подражания. Вспомните хотя бы о требовании к иконописцам Стоглавого собора в 1551 г. писать, как писал Андрей Рублев. А ведь Рублев умер за сто с лишним лет до этого Собора. Следование традиции предопределило медленную изменчивость средневековой русской культуры. Столетиями бытовали одни и те же сюжеты в живописи. За века мало изменился облик православного храма. При изучении древнерусской культуры бросается в глаза вот еще какая ее особенность. Мы не знаем имен мастеров, которые построили киевскую Софию и украсили фресками храм Спаса на Нередице. Нам неизвестно имя автора «Слова о полку Игореве». Древнерусская культура во многом безымянна. И дело не только в том, что до нас дошло слишком мало письменных источников того времени. По средневековым религиозным представлениям творцом всего сущего признавался Бог. Он даровал человеку талант, способность к творчеству. Человек не может присвоить себе чужое, лично ему не принадлежащее. Вот почему авторские подписи под произведениями древнего искусства встречаются крайне редко. На рубеже XVII—XVIII вв. средневековая культура передала эстафету культуре нового времени, которую вы будете изучать в следующем учебном году.

 

Киевская Русь
Фольклер
Архитектура
музыка
Декоративно - прикладное искусство
Скульптура
Театр
Мифология
Живопись
ИЗО
Литература

 

Московское княжество
Литература  
Скульптура  
Архитектура  
Фольклер  
ИЗО  
Живопись  
музыка  
Декоративно - прикладное искусство  
Мифология  
Театр  

 


9.фольклер Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Тем не менее, эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве». Значение исторических жанров фольклора возрастает с образование государства и началом складывания древнерусской народности. На протяжении многих лет народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. «Устная летопись» предшествовала летописи письменной и послужила одним из ее основных источников. К числу таких преданий, использованных летописцами, относятся предания о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе, и многие другие. Летописное повествование о событиях IX-Х веков практически целиком основано на фольклорном материале. К Х веку относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи. Однако былины редко сохраняли точность фактических деталей. Но не в точном следовании историческим фактам было достоинство былин. Главная их ценность в том, что эти произведения созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы. Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича – временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема – борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи единства и величия Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти. Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летописной характеристике князя Святослава и в описании его походов. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» - профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упоминаемый в «Слове о полку Игореве» и «словутый певец Митуса», о котором говорится в Галицко-Волынской летописи. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние на литературу сохранялось и в последующие столетия: писатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов.   9.фольклер Главной темой фольклора стала борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных сочинений эпохи. Произведения фольклора XIII-XV вв. сохранили множество черт былинного эпоса времён Киевской Руси. Более того, в ряде исторических сказаний, песен и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алёша Попович) участвуют в борьбе против татар. Многие фольклорные произведения, созданные на основе реальных исторических фактов, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями. Такова, напр., песня о Щелкане Дюдентьевиче, которая рассказывает о победе восставших тверичей в 1327, ничего не говоря о последовавшей затем каре. Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.  
10.Бытовая культура Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка. Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др. Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели. Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п. Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканным узором или зернью. Скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью. В Древней Руси умели изготовлять и стеклянные украшения. Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно. Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой. Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей. Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали. Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух, а княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей были длинные, до пят, плащи (корзно). 10.Бытовая культура Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному. В домах стояли деревянные столы, скамьи; вдоль стен — лавки; Посуду делали из дерева и глины. Еду составляли прежде всего блюда из ржи, пшеницы, ячменя. В семье и общественных делах женщины пользовались уважением. Они владеют имуществом, выступают в защиту своих интересов на судебных заседаниях, участвуют вместе с мужчинами в празднествах. Дети должны, как говорят княжеские завещания, почитать мать, как и отца. После кончины мужа вдове необязательно постригаться в монахини, что в более поздние времена становится правилом. На Пасху, Петров день, Николин день, храмовые праздники делали складчину — мирской пир. Для него заранее всем миром варили мед и пиво, готовили всякую снедь. В подобной братчине (общем пире) участвовали все жители села, деревни, улицы; в летнее время — под открытым небом, около церкви; зимой — в доме у священника или в мирском помещении.    

 







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия