Средневековая эпоха.
Было и беззаконие, но все равно не забывали, что Государь должен повиноваться интересам сословий. Равенство только в пределах своей группы — что и дало развит равенство в юридич группе. Право отдельного человека.
Свобода и ее понимание. Имело особое содержание - широкий диопозон градации, но относит понятия. Не было не полной не свободы. Это либо большая или меньшая. Мог быть и свободным и не свободным. Свобода это не абстракция, а привилегия — чем больше свобода, тем меньше обязанностей. Поэтому это слово употр во мн числе. Крестьяне — размер феод платежей, свободные платили меньше. Но это не означало бесправие. Их зависимость не считалось произвольной. Сеньоры имели дело с сельск общинами, деревнями и округами. Оказывали сопротивление господам. Нельзя приравнивать крестьян зап крестьян с вост. Они обл определ правовым статусом.
Феод строй не отрицал свободы человека, но не похожа на свободу линоости. Права человека — не собств индивид — пользовался правами к4ак член корпорации — защищала от поруганий — вне группы — незащищенный изгой Общество четко определенных и зафиксированных обычаев соц ролей. Лишь выполнение роли давало право подобающему носителю данной роли. Индивид зависела от роли. Сословн-корп была и внутр природа человека и его поведение. Не было индивидов. Ср человек был рыцарем, священником, крестьянином, горожанином, а не чел кот заним воен религ сельхлз торг деятельностью. Общ порядок — как богоустановленный и есстественный. Средн личность не имела абстрактного характера как в новое и новейшее время, кот играла роль в системе общего соц порядка, понимаемого как божественный, и осознающ себя через эту соц роль.
Тема 11. Монашество.
Противопостовлял себя миру. В зап евр утвердился кинаийный — общежитийный тип монастыря — спали в общей спальне подобно челюди. Жили за большой стеной и люди не могли туда зайти. Время пребывания за стеной регламентировано. В 11-12 веках — центр монарстыря КЛОАТР — прямоугольный открытый дворик по среди которого находился фонтан или крест — в крытой галерее с колонадой. Этот дворик примыкал к церковному зданию, спальню-дермиторий на 2 эт и залу заседания монастырской администр, так же рядом располагался скрипторий (рукописная мастерская) — и хранилище книг — библиотека. За пределами внутр ограждения — находился монастырский сад, окруженный внешней стеной. Здесь же Хоз постройки: амбары, конюшни, мельницы, а не подалеку были больница, страно-приютный дом и помещение для раздачи милостыни. Уставы — ЗЕРЦАЛО — идеальный монах должен быть подобен Мильхеседеку (библейский сирота — жил с дядей, герой средневековых легенд) — отказаться от отца, матери и родни. Как и рыцарь (приняся АМАШ — входил в вассальную семью). Так и монах — в общину. Прежде чем стать монахом, человек около полугода проходил ИСКУС (или новициат — новиций — послушник, мог в любой момент вернуться в мир — но это было предательство — их именовали псами, возвращавшимися на свою блевотину — апостаты). После вручения монашеской одежды и выстрежения танзуры - становился монахом на всю жизнь. У мусульман — дирвиши — своеобразные монахи — но только в зрелом возрасте (выполнив общ функцию — вырастив семью, но если становился в молодости — то он мог потом вернуться в мир и завести семью). Особая форма — церемония — АК СОКУРЕНДУМ —пострижение ради спасения — увеличивало шансы спасти душу (принял брат Мефодия — Константин — приняв монашество — Кирилл). Монах брал на себя этические обязательства: повиновение, ни стяжательство и безбрачие — знаменовали отход монаха от земных интересов, земных и имущественных — и включение в новую организацию. ((Для восточного — Антоний (жил в Египте))) Конкретное выражение этого — 4 столпа монашеского устава (Бенедикт Нурсийский — в 6 веке — основатель западно евр монашества) — отсутствие собственности, труд, замыкание от мира и пищевые ограничения. Монахи должны составлять замкнутую трудовую общину, где все принадлежало коллективу. Должны были быть вегетарианцами — мясо только больным. Но к 12 веку — эти правила не соблюдались. Весь труд был переложен на зависимых крестьян. У монахов появились собственные деньги. Пребывание за монастырской стеной стало наказанием. В монастырях появились потаенные комнаты где ели мясо. На практике идеал не воплощался в жизнь. В источниках встречаются жалобы на монахов — за аморальное поведение. Но все-таки монашество представляло силу — поддерживали королей и баронов — их аббаты причислялись к князьям церкви, прилатами и причислялись к аристократич родам. Короли считали аббатов своими вассалами. Появилась ненависть у крестьян. Монастыри были скрепы феодального строя, но вместе с тем было своего рода отрицанием рыцарского образа жизни. Монахи давали деньги под процент. Монахи расчищали леса и применяли самые передовые предметы средневековой техники — передовые, наряду с королевскими. Сеньориальные хозяйства. Монахи составляли описи владений, вели отчетность деятельности, делали инструкции как управлять крестьянами. Применяли страх крестьян перед загробной жизнью. УРБАРИИ — купчии документы — дарение мирян — перед смертью они боялись попасть в ад и передавали наследство детей монастырям. Пугали не только обманом, но и угрозами. Монастыри были практически единственными рассадниками образованности. Светская школа не ранее 12 века в городах. Многие ремесла до появления городов работали на нужды церквей и монастырей. Рыцарство жило войной и разбоем, то монастыри были носителями хоз рационализма. Выдвинули в начале 11 века «божье перемирие» - в целях препятствия грабежа (была кочующая торговля — из-за грабежей не развивались ремесла, не было спроса). Церковь установила определенные периоды когда полностью запрещались воен действия — в дни великих постов, церковных праздников, в последние дни недели (с вечера с четверга) - войне не более 140 дней. Жители, без оружия, были поставлены под защиту церкви — божий мир. Монастыри обладали хоз — мощью — и при нарушению Бенидиктинского устава, обладали высоким моральным авторитетом. Поддержали Папу осуществлению унивирсавийские принципы. Но не смотря на это, монашество распалось на множество орденов. Устав был дополнен Бенедиктом Анеанским и в 9 веке объявлен общеобязательным. Он отверг принцип монашества — физ труд. Стал рассматривать как рыцаря божьего — особая служба молитвой и богослужением. Обмирщение монахов — попытки реформы — в аббатстве Клюни в 10-11 веках. Выразилось в большей строгости устава — касающегося поста и обета молчания и в большей торжественности богослужения. Дальнейшая аристократизация монастырей. Монастыри были связаны с крупными сеньорами и обладали большими богатствами. Создание монашества равному феодализму. Они поддерживали независимость церкви. Адельвирон Ланский — сатирически изображал их рычарями, штурмующие весь мир. Появляются ордена — Кальмадуры, Валомброзианцы, Картэзианцы, Премонстранты, Кармелиты и др. Особая роль — орден Цистерцианцы (цито на лат — основанный в 1098 году) — в отличие от бенедиктинцев (черных монахов — одежда из черной шерсти), пропагандировали аскетичный образ жизни — носили одежду из неокрашенного белого холста — их стали звать белыми монахами. Их кадильни не из драгоценных металлов а из меди и т. д. Только чаша была драгоценной. Отвергали витражи и церковную живопись. Разделение монахов на полноправных иноков и на КОНВЕРСОВ — трудовые крестьяне (продолжали трудиться и будучи монахами). Рыцарские ордена — деят против врагов христианского мира — Госпитальеры (Иониты — итальянцы — покровитель св. Иоанн), Тамплиеры (фр), Тевтонский (нем), Сантьяго, Альканторо и Калотраво (исп). Первоночально ордена участвовали в борьбе с Сирией и отвоеванию Испании у арабов. А потом они перестали осущ свое назначение. В нач 13 века появились нищенствующие ордена — Доминиканцы и Францисканцы. Ходили босыми, рясу подпоясывали веревкой. Но скоро и они стали обладать огромными богатствами и перенесли свою деят в город. Их монастыри стали строиться в городах. Знатный испанский каноник Доминик Гусман (или же название от домине канос — псы господни), создал орден для борьбы с еретическим движением альбигойцев на юге Франции (центр — город Альбе) в начале 13 века. Несколько крестовых походов. Ведали и инквизицией. Основатель франциск ордена — итальянец Франциск из города Осети — критиковал богатство церкви, нищенство как соц поиск. Но оба ордена стали идеологическим воздействием на город — очаг ереси и богатств. Особое влияние уделяли университетам. Фома Аквинский — доминиканец. Вырабатывается идеал монаха проповедника.
Одежда монашества.
Помимо нижний — Длинная туника с узкими руковами, наравника (наплечник с завязками), рясы (с разрезами по бокам) и капюшона. По Бенедикт уставу — ряса должна быть черной. Зимой одевали овчину. А Цестерцианцы считали общину роскошью — заменили черн одежду белыми — с шир рукавами. Затем они приблизили к городскому костюму — носили капюшон и плащ.
Тема 12. Средневековая Архитектура.
Сначала, с 4 по нач 9 века — сущ два типа храма — базилика (греч слово, произошло из римского общ здания — для суд заседаний) (в плане — длинное прямоугольн здание вытянутое в восточно-западном направлении — на западе вход в церковь, а на востоке — находилась ниша — раковина — пристройка, выступ в церкви — алтарь; а внутри церкви — неф — с греч. корабль, где собирались верующие — в больших базиликах делился двумя рядами колонн — получалось 3 нефа — центральный неф был шире и выше боковых — у него наверху были стены с окнами — для света. Колонны соединялись АРХИТРАВАМИ — прямыми балками, которые перекинуты с колонны на колонну или же арками; Такк же имелся поперечный неф, пересекающий продольный — трансепт, чьи концы выступали за пределы прадольного нефа — церковь приобретала вид латинского креста. Покрытие церкви было деревянное, кровля либо черепичная или свинцовая — на среднем нефе двускатная, а на остальных односкатная, стены были не толстые — несли только кровлю и легкие деревян страпила и клались из кирпича. Больше всего базилик сохранилось в Италии и лег в основу последующих церк построек) и круглая центрально-купольная церковь (имели в плане греческий крест — равноконечный, господствовал с конча 7-8 веках в Византии. На западе прижились только в крещальне.). Во многом базилики копир визант храмы — но бедность украшений. Мало развито арх искусство. 8 — 10 век — во время Каролинггов (восстановили империю) и Атонов — переходная эпоха — имперский или коралингский стиль. Укрепляются связи в Византией, Арменией. Характерен интерес к круглым, купольным постройкам — небольшие церкви, в виде ротонды (круглая) — с толстыми грубыми колоннами. Со второй половины 10 века — переход к романскому зодчеству — оживление в арх искусстве. Появляются организованные строит артели из каменщиков. Они прикреплялись к монастырям и вели бродячий образ жизни и занимались строит каменных церквей — вольные каменщики — или франк масоны. Базировались в основном в Италии. Отсюда и романский арх стиль. Но т. к. Европа полит раздроблена — появились нац особенности у стиля — Ломбардская школа, Рейнская школа, Нормандская школа (в Англии). Есть общие черты, но с друг стороны — нац особенности. Эти артели назывались ложами. Каменщики держали секреты своего мастерства. В плане романского храма — продолговатый прямоугольник — базилику. Но в отличии от прежней, она огрубела и отяжелела. Трансепты выступали за стены боков — в плане латинский крест. Удлиняются боковые нефы (раньше только до трансепта), у романского храма — 3 абсиды, образуя вокруг алтаря коридор из одного нефа в другой. Апсида может быть не только круглой, но и многоугольной. Колонны заменены массивными столбами, через кот переброшены небольшие арки (и продольно и поперечно, поэтому свод кресчатый и сводчатый — пересечение арок). Арки полукруглой формы. Под алтарем и савеей (трансепт перед алтарем — пересекали центральный неф) устраивались крипты — символич изображения женщины с жабой на груди. Свод заменяет потолок в 11 веке. Вход — арки полукруглые, а позднее подковообразные. Над порталом скульптурные изображения библейских сцен. Окна узкие — наверху замыкались арками опирающиеся на колонки. Встречались окна по два ряда. Стены толстые. Здание массивное и обозримое. Украшения — с тайнами. В некоторых храмах отдельно стоящая колокольня. (В Византии исп БИЛО). Лучшие постройки в Германии — лучше централизована. Во Фр — Сен-Жермен де Пре и т.д. Такая архитектура 3 этапам — с 950 до 1050 (Майнский собор), второй — 1050-1150 (средний этап — Шпейрский собор), третий — 1150-1250 (Ворнский собор — переход к готике). Нотическая архитектура — появл во Франц в конце 12 века. Полукруглая арка начинает преломляться в верху. Одни называли в лит-ре этот стиль сарацинским и приписывали его испанским маврам (с 10 века), или же считали восточным. Англичане считали его сугубо английским. Готический — общеприн название получил в возраждение. Первым его так назвал Рафаель в своем письме папе Льву 10 — как устаревший стиль. Древние готты не имели к нем никакого отношения. Из Фр он распространился по всей Европе. С 14 века и в других странах господствовал до середины 16 века. В отличие от романских храмов (крепостей, приземистых и толстостеных, горизонтальная линия), то в готике — вертикальная линия, острый угол и необозримой формы. Так же особенность — стрельчатая форма арок, сводов, порталов, окон и башен. В плане — продолговатый латинский крест, на пересеч которого (трансепта и центр нефа — средокрестие) — возвышалась огромная островерхая башня со шпилем. Готич базилика имеет 3 или 5 нефов. Стены храмов высоки и основание узко — необходимость в наружных столбах — контрофорсах, которые выносили давление высоких сводов - Аркбутаны — подпружные арки. Вход был расположен тожена западе — западный фасад — главный. Обычно имеет 2 башни — и 3 портала конической формы, украшенные скульптурами. Средние из порталов шире и выше боковых — они проходили мжду контрафорсами. Над центральным порталом — готическая роза — ветражное окно. Над ней — открытая сквозная галерея, соединяющая башни или ажурный фронтон. Иногда роза отсутствует (Англия и Исп) — тогда фасад получает дробное членение. Верхн часть башен постепенно уменьш и переходит в шпиль. Во Фр соборах таких башен почти не сохр, а в Герм их много. Пирамидальные грани башен покрыты украшениями в виде крючков - «Крабы», а шпиль заканчив высеченным из камня крестоцветом — ФЛЕРОН (крест в цветке) По углам башен или на балюствадах помещали скульптуры или фантастич животных или людей (химеры). Колокольные башни очень высоки — 142 м — В Стразбурге, Венского и Шартрского — 120 м. Так же множество — маленьких башен в вида остроконечных восьмигранных пирамид — ФИАЛЫ И ПИНАКЛИ. Внутри — каменная резьба и скульптуры — горельеф (скульптура из стены меньше чем наполовину) барельефе (низкий рельеф, вырезанная из стены половина — резьба по камню) - живопись только на алтарных створках. Так же цветные витражные окна и стекла — в 12 веке — Собор святой троицы Вандома, окна Сен-Дэни и роза собора в Шартре. Лучшее украшение — стекло разлагало скупой северный свет и разлагало его. Небольшие куски стекла вставляли в свинцовые переплеты. (трактат немец монаха Теофила из Гесенского монастыря — около Падеборна) Первоначально было только 4 цвета — синяя красная желтая и бледно-зеленая. Другие цвета получались путем наложения красок. Рельефность достигалась грубой штриховкой. Для выделения деталей изображения — употребляли шварцлот — плотная коричневая краска. Первоначально — в конце 12 века — мастера получали только 9 цветов, а в 13 веке — около 21 тона. Самым популярным совмещение — синего и красного цветов — старые витражи имеют лиловые оттенки. В 14 веке — появл новая гамма для ярких витражей. В ранних витражах — орнамент с отдельными фигурами и не сложными группами — а в 14 и 15 века — изображение многфигурных композиций — развернутые на всю величину оконного проема. К концу готики — витраж исчезает. С 13 века — готика распространяется и в городской гражданской архитектуре. Воздвигаются ратуши, замки, университеты. Этапы — ранний — конец 12 века (сохраняется толстые тяжеловесные стены и уступчатые контрофорсы, шатры сплошные) — НотерДам — переходной стиль. Зрелая готика — Лучистая (или ДЕКОРЭА) — стремление всех частей ввысоту — 13 век во Фр, остальные 14 век. Поздняя (Пламенеющая) — с 15-16 столетия. Изобилует украшениями — шатры узорчатые, отличается большими проемами — нет стены — одно окно. А во ФР — между ранним и зрелым — Стрельчатый (1180-1270). Строителями готич соборов были так же объединены в строит артели — ложи. Поначалу монахи, затем городские ремесленники. На окнах — простой народ — крестьяне, ремесленники, кузнецы и т. д. - иногда даже сатира на монахов и духовенства (в Капителии пармского собора — осел в монашеской одежде читает проповедь волкам). Встречаются и фривольные сценки. Т.к. Строили соборы в городах, которые сопротивлялись опеке феодаллов и церкви. Соборы символизировало не только силу церкви но и могущество городов. В скульптурах и рельефах — бибхсцены. Своды — кресчатые — украшенные звездами. Пол — из каменных плит, но часто и мозаичный. Для полов - «Лабиринты» - фигурная кладка из разноцветных камней — составляли дорожки — кот вели к центру композиции — хождение по ним — религ символич значение. Форма — квадрат, круг или элипс. Такие лабиринты имели воборе — в Реймсе, Амьене, Сентабера — но все разрушены и только из 18 века. Только остались в Шартрском соборе. Готич собор, в отличии от романского не имеет крипт. Отличия — во Фр соборе башни целостная система.Башни квадратные и прорезаны большими сквозными проемами — снаружи небольшие фиалы или портики с высокими фронтонами. Башни часто суживаются к верху. Декоративные детали — вимперги (остроконечные франтоны над порталами и входами), крабы и фиалы. Английская готика — города не играли такой большой роли — строит-во связано с монастырями. Множество всевозможных пристроек. Некоторые поперечные трансепты пересекают храм посередине, а нек имеют 2 трансепта. Своды не высоки, и разрыв между центр и бок нефами не велик — не получила развитие транкбутаны и контрофорсы. Фасады — более разнообразны по композиции и менее цельные чем фр. У них нет розы. Зато гораздо более выражено горизонтальное членение и исключит богатый декор. Зато на средокрестие огромная башня. Особенность башни — свод. Пересечение арок — появл ребер — нервюры. Получили рисунок. Сетчатые своды, веерные. Переодизация — смена декоративн приемов — ланцетовидная, украшенная и перпендикулярные стили (Тампль — в Лондоне). Немецкая готика — работали выходцы из фр мастерских (немцы учились во фр) — большинство храмов не подражали. Планы соборов упрощаются, аркбутаны применыются редко, здания придельно вытягиваются вверх. Своды повышаются, башни получают высокие шпили, розы на фасадах замен стрельчатыми окнами. Встречаются и зальные церкви. (высота всех нефов одинакова) — в 14 -15 веке. В основном — одно башенные соборы. В сев районах — из-за недостатка камня - «кирпичная готика» - изощренность узора из фигурного кирпича и цветных глазерованных плит (Венский и кельнский собор). Испанская готика — с элементами мавританского стиля. Характерные черты — значительн ширина зданий, почти равн высота всех нефов и небольш размеры окон. Своеобразен декор — обилие резных орнаментов на стенах и столбах. Меньше исп скульптура — Леонский (с 1205 — достроился в 16 веке), в Бургосе, Толледский (13 век), Сивильский. Итальянская — слабость феодализма и плох развит городов — культура раннего возрождения — 14-15 век — сохраняются романские элементы — исп отдельн элементы готики — стрельчатые арки, розы, вымперги — в сочет с шир приземистыми зданиями. (13-14 в Сиене и Ольвиета). Миланский собор (14-15 век) — имеет арбутаны и контрофорсы, по плану миланск собор напоминает кельнские. Последний стиль — Возрождения — в 16 веке из Италии. Сохранилось множество памятников греко-римской архитектуры. Отдавали предпочтение римской, а не греч архитектуре. Стиль архт возраждения — и для зрамов построек и для дворцив. План — продолговатый прямоугольник с трансептом в форме латинского креста. Колонны подражают грец колоннам (стройные, правильные). Капителии подражают ионийской и коринской — с листьями оканфа и животных. Арка — остроугольную заменила полукруглая арка. Своды — цилиндрические, разделенные на части, симметричными квадратами — кессонами, украшенными разнообразной скульптурой. А выступы зданий поддерживаются корреатидами и атлантами. (Флорентийский), собор св Петра в Риме — участвовало 13 архитекторов (включ мекелянжело) архитекторов, диаметр купола 42 м. Церковь марии в генуэ, парижский пантеон и казанский собор. Иезуиты содействовал этому стилю — или стиль барокко. С конца 16 века. Упор на декоративную сторону сооружения.
Тема 13. Среднедневековая знать.
Два названия — дворянство и рыцарство. Но лучше называть — знать (более емкое понятие). Знать разных периодов отличается друг от друга. Нобили — на латыне. Nobili. Дворянство — было самым привелиг, сложная соц группа из разных слоев — от территориальных королей и князей до малоимущих дворян. Знать противопоставлялась трудящ классам — крестьяне и горожане и была господским сословием. Сами люди четко выделяли 4 слоя или ступени иерархич дворянской лесницы — они отлич друг от друга по размерам богатства. Высшая ступень — территориальные князья — титулованые особы — короли, герцоги, маркизы, графы и виконты. Все они были правителями довольно больших территорий — суверенами, владели сотнями деревень и неск городами. Способны были привести в армию тысячи людей. Даже чеканили свою монету и собирали налоги. За ними следовали люди поменьше — владели несколько десятков деревень и приводили на войну несколько десятков человек. А так как не имели офиц титула, их называли разными названиями и употр как синонимы — в разных странах по разному. В основном — Бароны, сеньорами, в Ломбардии — Капитанами, в Англии — лордами, в Англии — Херрами, в Испании — рикос омбрас — богатые люди. Все названия этих лиц — в документах переводилось лат словом — доминус (господин) и испанское — дон (от этого слова). Позднее их стали называть — знаменными рыцарями - или БАННЕРЕТАМИ. И за их знамениями (4 угольной формы) они приводили свой отряд на войну. Лорды являлись вассалами титулованых особ.
Ниже них на 3 ступени — основная, остальная масса знати — рыцари — во Франции - ШЕВАЛЬЕ, в Германии — РИТОРЫ, общее латинское название — МИЛЕС (солдат). Они были вассалами лиц второй ступени и были владельцами своего поместья — феода. Но иногда владели только половиной деревни. И всегда сопровождали своих сеньорах во всех воен экспедиц. Их часто называли — Рыцари одного щита (не имели вассалов). На посл ступени стояли оруженосцы — МИНЕСТЕРИАЛЫ. Сначало это были прост воен слуги из крестьян, а в 12 веке — стали получать земли и становиться мелкими помещиками — а в 13 веке они уже живут господами своих крестьян. В германии — ЭДЕЛЬКНЕХТЫ -(благородный слуга), в Англии — СКВАЕРЫ (щитоносцы), в Исп — ИНФАНСОНЫ. В послед столетия — основная масса дворян из них.
С 13 века — ощ-во делится на две категории — на благородных (знать) и не благородных. Во Франции — не благородные — люди обычая или подвластные люди — становится наследственным — как пропасть разделяющая эти сословия.
Дворяне отказывались вступать в брак с недворянами. В Англии тоже был силен сословный дух — но разница проходила выше — между лордами и основным населением. Слаб дворянский дух был в Италии — много городов — богатыми людьми были горожане и купцы — они и задавали тон. Сословность этих соц групп становится преобладающей чертой общества с 13 века до 18 (до велик фр револ).
Титулованная знать — в раннее среднев — общество было демократич — короли управляли с помощью чиновников — франц была разделена на графства — графы наместники короля. После завоевания Германии при Карле Великом — присоед Германия и Галлия — появляются герцоги — военные предводители — воеводы — были поставлены на новые территории. Они стали правителями отведенных для упр территорий. В их деят помогали их помощники — вице-графы — виконты. Потом в Империи Карла Великого (800 год) — появл пограничные области на границах со славянским миром. Мограничные графства — марки — а их правители — марк-графов — маркизы. Их полномочия были больше чем у графов, т. к. их террит были под угрозой нападения. Герцоги, маркизы, графы, виконты. Во 2ой половине 9 века — при Карле Лысом (был слабым королем, не мог защитить королевство), в 847 году — признает свою неспособность в защите насел и издает экикт в Мерсене — приказывает, чтобы каждый человек нашел себе защитника. А через 37 лет — издает Кирсийский капитулярий — объявляет должность всех графов наследственной. Затем и остальные правители объявляются наследственным. Появл сословные титулы. Объявили все остальное население своими вассалами. Знать отличалась от прочих категорий — сословными привелегиями — кот складываютсмя уже в 12 веке — но собраны вместе и записаны уже позднее — в условиях централизованного гос-ва в 16-17 веках идеологами дворянства. Которые пытались осмыслить положения знати в нов условиях централиз гос-ва. Многие привелегии знати стали размыты — доступны простолюдинам право на вооружение — в 13 веке, на военную службу, право иметь феоды — горожане получ право покупать феоды от королей или получать с 14 века. Право охоты, право на одежду из дорогой материей и меха — для богатых горожан. Простолюдины — корпорации городские — право на гербы в 14 веке. Право на дуэль — (ассоциируется с дворянами только с 17 века). Дворяне на мечах — простолюдины на дубинах. Налоговые привелегии — дворяне не платили налогов. Но с 15 века — некоторые категории служивых разночинцев получили налоговое освобождение. Простолюдины в позднее время получили титулы. Единственное что знать оставила — право на дворянское разделения земли — маярата — земля переходила по наследству старшему сыну, остальные служили - церковная, гос и военная. Простолюдины имели право сами распоряжатся своей землей. Историки — право на дворянский раздел — простолюдин получает его только в 3ем поколении. Дворянство наследовалось по мужской линии. Поговорка: свободного человека рождает чрево, а знатного — семя. Статус наследуют только своего отца. Выйдя за простолюдина, возвращалась дворянство только во вдовстве — но дети по отцу оставались простолюдинами. Было много бастардов — терпимо относилось общество. А благородство дает семя — и их считали дворянами. Но все же отцы — старились улучшить их положение — с помощью короля. И король своим письмом анаблировал этих людей — делал дворянами. Они имели даже право на наследование замли. Дворянство так же приобреталось — анаблировались. До середины 16 века — самые распространенные сповобы — военная служба и владением фиева (феода). От 1270 года Людовик 9 — потомки простолюдинов становились дворянами в 3ем поколении. Самый есстественный — воен служба — не оспаривалось общественным мнением. Только в 1750 году — предоставление дворянства всем офицерам. Через отдельные виды службы с 13 века — соц группа — должностные дворяне — ДВОРЯНСТВО КОЛОКОЛА — произошло от ратуши городы Тулуза, на башне кот висел колокол. В конце 13 века — управляющий капитула (гор совета) — члены его были анаблированы. С середины 14 века — фр короли анаблировали — мэров, эшевенов (гор судий) и несколько др людей в 16 областей — в качестве благодарности за верность фр короне во время столетней войны — но это было не пристижно в обществе и они анаблировались еще королевским письмом. Были не устойчивыми — в 1583 году Генрих 3 издал эдикт — по кот муниципальное дворянство было не наследственным а пожизненным — чтобы чаще покупались. С 16 века — ведущ форма — приобретение некотор должностей — судебных, административных и финансовых. Купившие эту должность должны были ежегодно платить за нее в казну — ПАЛЕТТА (по имени министра узаконивш ее) — должности стали наследственными — могли передавать родственникам и даже продавать. К концу феод порядка — более 4160 должностей — около 80% всех анаблированных. В конце 16 века — анаблирование по королевскому патенту или письму — смена посвящ в рыцари. Патенты продавались, реже выдавались. В результате в позднем средневековье — наследственное или родовитое и должностное или анаблированное дворянство.
В 16 веке — основн ист дворянского сословия — анаблирование и появл два термина — дворянство шпаги и дворянство манти — в 1607 году впер употр термины.
Кор власть строго следит за насел — кто относ к дворянству — появляется в конце 16 века — узурпация дворянств. Назнач спец чиновников — проверка дворянского статуса.
В 17 веке — соверш перелом анаблирования (раньше было доступно простолюдинам), то в 17 веке — гос-во — строгий контроль анаблирования — закрытое сословие — гос-во контролирует численность дворянских семей. В раннем средневековье — знать была гражданской и обладала должностнымии титулами. А в эпоху феодализма — знать обзаводится землей — осн источник дохода — поместье. И служба превращается в военную повинность. И по традиции становятся вассалами. Знать в это время получает новое название — рыцарство (с 11 века). С конца 15 века — время централизов государств, абсолютийских — бюракротический аппарат и с помощью большой армии.
За знатью этих государств — дворянство — и главное придворная служба королю. Тема 14. Воспитание рыцарства и обряды посвящения в рыцари.
Начиналось с детства в родительском доме. Летом ребенок все дни прободил в лесу — вооружали колом — копьем а деревья врагами. А зимой со сверстниками — делали башни и крепости и обороняли и нападали на них. В 10-12 летнем возрасте — его отсылали в чужую семью к знатному сеньору — либо к родственнику или сюзерену. Он считал честью, принимал мальчика, кормил его и одевал — и называл его питомец. И в чужом доме он жил в течении 5-7 лет. Они должны были бесприкословно подчиняться ему во всем. Мать давала связаный кошелек с деньгами, одевала на шею ковчежец с мощами, чтобы оберегать от сглаза и колдовства. Мальчик уезжал на парадной лошади в сопровождении старого и опытного слуги (и оставался при ребенке). Воспитатели старались внушить — честь, великодушие и мужество, учил о разнице между добром и злом — передача опыта о зрелости и юности из рук в руки. Рыцарь воспит юношу и потом, когда ребенок становился рыцарем и помогал ему советами. Выучка мальчика в замке сопровождалось службой в качестве комнатного слуги — до 14 века — валетом (дамоазо), а при Валуа стали называться ПАЖАМИ (постельничьи). Должность становится почетной (варварскоое наследие). В античности — это делали рабы. Граф воспитывал своих пажей вместе со своими сыновьями — учили быть вассалами сына. Сопровождали патрона везьде — прислуживали за столом, ездили на охоту. Замем они убирали покои, содержали в порядке вооружения, готовили воду для омовения патрона, и его гостей. Услуги оплачивались тем, что его учили, воспитывали и готовили к рыцарскому статусу. Повинуясь рыцарю бесприкословно, он учился и сам повеливать. Изучал основы религии — охранял заветы. Закон божий приподавала одна из дам замка — благородная и набожная. Внушала мальчикам благоговейное отношение. Забота и усердие дамы, пораждало уважение к прекрасному полу. После работы по замку, пажи приходили г дамам в залу и помогали им с мотками и поправляли угли в камине. Так юноши учились умению общаться с дамами. Приобщаясь к жителям замка — они учились вести себя в обществе. Военная подготовка — знакомство с оружием, верховой езды, ухаживанием за животным, их заставляли делать физические упражнения. Когда обучение заканчивалось, богатые вступали в рыцарское сословие в ходе церемонии.
Воспитание ср рыцарства происходило в чужой семье — нач учиться мальчик с 10 лет.
Когда обуч заканчивалось — проходило посвящение в рыцари. Он вступал в рыцарское сословие — по особой церемонии, описанной в рыц романах. Возраст сначала не был установлен — в 11-12 веках — посвящались юноши 15 лет, но в 13 веке — точный возраст — 21 год. В феод обществе — в рыцари могли быть посвещаны и крестьяне, жонглеры, сирые, но титул носили только благородные. Церемония посвящения имеет древнее варварское происхождение. Она развивалась и окончат сложилась в 12 веке. Инициатива стать рыцарем принадлежала юноше — он обращался к наставнику или королю, последний уверенный в храбрости человека назначал день посвящения. В 10-11 веках — простая церемония, носившая сугубо светский воинский характер. Состояла из двух элементов. Юноша вымывшись в ванне, надевал новую рубаху, гобесон (под кольчужная фуфайка), воинский доспех, шлем, шпоры, и кормивший его сеньор, отец, опоясывал его мечом. Это и была главная часть церемонии - «Опоясывание мечом». После окончания этой церемонии, рыцарь вскакивал на коня, и промчавшись мимо зрителя, поражал копьем чучело рыцаря копьем. Ловкий удар вызывал одобрение у зрителей — обряд «Чучело». В поэме Гарем Ла Энский — процедура посвящ героя Фромандина совершает старый рыцарь Фрамон. А в 12 веке, в процедуру еще и входит третий элемент «Рыцарский удар». Сначала — простая затрещина по шее ладонью - «Коле» (фр. шея), с наставлением будь храбр. (вставлен элемент после первого). В 1120 — посвящен Жофруа Плантагенет граф Анжуйский так был посвящен. А в 13 веке — духовенство берет на себя обязанность заставить рыцарей служить церкви. Первый человек пригласивший епископа на этот праздник, чтобы тот провел церемонию опоясывания — Симон де Монфор. С 14-15 века — церковь окончательно берет церемонию под свой контроль — освящение меча в церкви, затем молодой человек должен всю ночь молится в церкви, и на первое место выходит процедура Рыцарского удара — вместо затрещены ладонью, епископ мечем легонечко касается мечом плечо рыцаря. Это поздно, когда рыцарство как сословие — упадок. Это во Фр.
В Германии же — долго сохр церемония, а затем пир до ночи. Посвящение знаменовало переход к самостоятельности и зрелости. Оно же проводило сеткую грань между проф воинами и ост населением. В церемонии большую роль играли цвета — белая рубаха — чистота и непорочнисть. Алый кольчужный кофтан — кровь ради церкви, коричневые облегающие штаны, чулки — шосы — землю, в кот он когда-то вернется. И пояс — тоже белый — незапятнанность. Омовение — тож символич характер — и означало — окунание младенца в купель во время крещения. Навершие меча украшалось крестом — как воин божий, а двулезвийный клинок меча — верность и стойкость.
Для церемонии выбирали дни больш праздников — особенно пасхи и троицы. Или исключит случай — вроде бракосочетания принца, короля, крещения, или момент битвы. Во время войны — посвящали целую группу рыцарей. В воен время — простая процедура.
|