Студопедия — Схоластика как школьная философия Средневековья.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Схоластика как школьная философия Средневековья.






 

4.а. Средневековая философия начиналась, как мы уже знаем, патристикой - творчеством Отцов и Учителей христианской церкви. Патристы не ставили себе целью развивать философию, они только использовали философию для формирования христианского мировоззрения. Отцы и Учителя церкви начинали свою деятельность с конца второго столетия - еще в условиях преследования христианства властью Римской империи. После провозглашения христианства государственной религией Римской империи деятели церкви обсуждали и утверждали положения своей веры на Вселенских и поместных церковных соборах. Эти решения утверждались византийскими императорами, оглашались папами, патриархами и самими Отцами церкви. С 4-го по 8-ое столетие в исключительно единая в рамках Римской бывшей Римской империи христианская церковь провела семь Вселенских соборов, последний из которых состоялся в 787 году и учредил в христианской церкви поклонение иконам и моление умершим святым. Таким образом к концу 8-го столетия завершилось формирование комплекса того религиозного мировоззрения, которого католическая и православная церкви официально придерживаются и сегодня. С точки зрения истории развития собственно философской мысли можно констатировать, что в восьмом столетии завершается период творческого развития христианского мировоззрения и начинается период схоластики - философского истолкования христианского мировоззрения.

Название "схоластика" происходит от греческого слова "схолазо" - научаю. В истории философской мысли схоластикой называется вся философия средневековья. Эта философия развивалась исключительно в рамках христианской церкви, в ее стенах и под ее диктат. Схоластика занималась исключительно истолкованием и теоретическим оправданием всех элементов церковного христианского мировоззрения. Свое учение схоластика подтверждала ссылками на Библию ("Это правда, ибо так написано в Библии".) А поскольку сама Библия об одних и тех же вещах говорит противоречиво, то свое понимание библейского учения богословы (теологи) оправдывали ссылками на решения Соборов и на учение Святых Отцов. ("Это понимание Библии правильно, ибо именно так толковал Библию такой-то и такой-то святой отец".) Из-за всего этого схоластика была оторвана от жизни, от подлинных мировоззренческих интересов современников. Схоласты обсуждали и проводили жаркие дискуссии по таким, например, "философским" проблемам: "Что кушает Сатана?", "Сколько ангелов может танцевать на острие иголки?", "Может ли Всемогущий Бог создать такой камень, которого бы и сам не поднял?", "Если Бог все может, то может ли он сделать бывшее не бывшим? сделать распутницу девой? поместить грешника в рай, а праведника отослать в ад? поступить вопреки тому, что он знает наперед?"

Схоластика замкнулась в рамках школ и университетов и вызывала интерес только у тех, кто в них в них находился. Выход за границы церковного учения строго воспрещался. Во вступлении до учебника по философии схоласт Кассиодор писал: "Вместо того, чтобы заносчиво искать новых знаний, следует удовлетворять жажду у источника древних". А довольно образованных для своего времени папа Григорий Двоеслов (590-604), которого католическая и православная церкви причислили к лику святых писал подчиненному ему епископу: "Ты, кажется, изучаешь грамматику? Я не могу этому поверить, не краснея. Я скорблю, я вздыхаю!" Этот же папа в своем знаменитом произведения "Диалог", которое оказало огромное влияние на всю философию и богословие Средних веков, настоятельно доказывал: "Невежество есть настоящей матерью христианского благочестия".

4.б. На 1-м (325 год) и 2-м (381 год) Вселенских соборах была выработана идеология " Единой, Святой, Вселенской (Соборной) и Апостольской церкви ". Усилиями церковных верхов и государственной власти в Римской империи нераздельно утвердилась единая Церковь, которая объединяла всех христиан государства. Несогласных с Символом веры "убедили" в истинности Соборных решений, сослали, физически уничтожили.

В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между своими двумя сыновьями: Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Народам Западной и Восточной частей римской империи выпала своя отдельная судьба. Обособление частей бывшей Римской империи в конце концов привело в 1054 году к расколу и церкви - на католическую и православную. После этого православная церковь не смогла созвать ни одного хотя бы Всеправославного Собора. Католическая церковь продолжала созывать свои...10...15...19 Вселенский соборы. В 1965-1968 годах состоялся 20 (Второй Ватиканский) Вселенский собор католической церкви.

Во всех учебниках по истории европейской философской мысли после описания патристики излагается история философии исключительно в Западной Европе, - точнее - в странах распространения католицизма. Объективная причина этого заключается в том, что, во-первых, только в Западной Европе прослеживается наследственность развития философии от патристики до схоластики. Во- вторых, только в Западной Европе достигнуто наибольших значительных результатов в развитии философских знаний. В таком подходе, возможно, проявляются элементы прокатолических и прозападных позиций авторов учебников по философии. Во всяком случае в таких подходах косвенно находит свое выражение пренебрежение к величию Византийской культуры, а заодно - и к культуре Киевской Руси, которая с принятием христианства каким-то образом приобщилась к византийской, а не к римо-католической культуре.

У нас нет сейчас возможности компенсировать прорехи наших наличных учебников по философии, а поэтому мы только поверхностно очертим затронутою тему.

Как нам уже известно, в Восточной части Римской империи (на территории Греции и империи Александра Македонского) в начале нашей эры (и во времена еще первоначального христианства) философская мысль удерживалась и развивалась в ряде античных философских школ, наиболее значительными из которых были философские школы в Афинах, в Александрии и Антиохии (в Сирии). Местная философская культура способствовала тому, что первыми и на несколько столетий ведущими учреждениями разработки христианского мировоззрения стают Александрийская и Антиохийская христианские богословские школы. Следует также иметь в виду, что вплоть до 529 года в Афинах существовала философская школа неоплатоников, в которой обучались все ведущие идеологи христианства 4-6 столетий (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Назианзин и даже выдающийся идеологический противник христианства Юлиан Отступник). Таким образом философская культура иерархов Восточной части Римской империи была несравненно выше, нежели у церковных деятелей Западной части Римской империи. Не случайно все семь Вселенских соборов христианской церкви проводились в Византии под доминирующим влиянием идеологов будущего православия. Грузинский православный монах 5-го столетия Петр Ивер, - который, преодолевая собственную гордыню, приписывал свои произведения библейскому Дионисию Ареопагиту, - оказал огромное влияние на содержание и историю всей философской и богословской мысли христианизованных народов. Его произведения: "О небесной иерархии" и "Об именах Божиих" до сих пор считается непревзойденной вершиной богословской мудрости, постичь (понять) которую могут только избранные. Видным философом и политическим деятелем был визир багдадского халифа, византийский богослов Иоанн Дамаскин, сочинения которого (в частности - "Точное изложение христианского вероучения) считаются образцом христианского богословия, а их философское содержание не потеряли своего значения и в наш час.

В Византии наряду с чисто богословско-церковными школами еще с конца 4-го столетия начинают действовать школы, так сказать, общеобразовательного направления. В них обывателей обучали профессиональному мастерству, а из числа детей верхов государства готовили государственную и научную элиту. (Подобные школы в Западной Европе начали появляться на два столетия позже.) в отношении: столетия можно говорить даже о расцвете культуры, философии и науки в Византии. В это время в Византии императором Юстинианом (527-265) составлен "Кодекс гражданского права" который действовал во всех христианских странах вплоть до Наполеона. В это же время под руководством ученых математиков Исидора Милетского и Анфимия Тральского в столице Византии, Константинополе, построен знаменитых храм святой Софии, который знаменовал собою новый этап архитектурного строительства. Здесь впервые вместо плоской или остроугольной крыши применен купольное покрытие. Византийский ученый Козьма Индикоплевст написал учебник по географии, по которому во всей Европе обучались на протяжении пяти веков.

(А в это время западная часть Римской империи беспощадно разрушалась варварскими племенами и арабами. Первые, варвары, несколько раз захватывали и разрушали Рим, а вторые, арабы, вытеснили римлян из южного побережья Средиземного моря и в Европе, на Пиренейском полуострове, создали свое государство под названием: "Кордовский халифат".)

В 50-х годах 9-го столетия в Константинополе, открывается первый в истории общечеловеческой культуры Университет. (В Западной Европе Университет появляется на 4-5 столетия позже.) В Константинопольском университете кроме астрономии, геометрии, медицины, юриспруденции, литературы, истории и других известных тогда наук изучалась также философия. Одним из первых и ведущих преподавателей философии в нем был ученый, философ, богослов и патриарх Фотий. С этого университета вышли знаменитые Кирилл и Мефодий - просветители славян.

4.в. В 8-м столетии в Западной Европе по образцу византийских появляются свои школы. Как и школы византийские, они стали родоначальниками и рассадниками схоластики. Наиболее известными в этом отношении были школы в Шартре, Лионе, Реймсе и Фульде. Развитию школьного образования способствовало возникновение первого западноевропейского университета в Болоньи, а потом - в Париже. Университеты формировались и содержались феодалами, но преподавателями в них были почти исключительно монахи и священники. Кроме богословия в них обязательно преподавали и философию. Изучение философии сводилось преимущественно к толкованию библейского текста и изучению патристики.


5. Средневековый платонизм и аристотелизм.

5. С философской точки зрения в схоластике сначала нераздельно господствовал платонизм, на позициях которого стоял Августин, и "Ареопагитики", как в то время и сейчас называются произведения Петра Ивера. Именно на основании платонизма (= неоплатонизма, августинианства, ареопагитиков) схоласты раскрывали систему христианского мировоззрения. Наиболее известными схоластами направления платонизма были Ансельм Кентерберийский (1033-1109), автор онтологического доказательства существования Бога, и Бонавентура (Иоанн Феданца), которого католическая церковь провозгласила богословом серафимическим (theologus sеrafimicae).

В 13 столетии, в результате крестовых походов, в Западную Европу проникают произведения Аристотеля и арабская философия. Именно арабы сохранили и возродили у себе античную культуру и философию, что стало важнейшим фактором невероятных успехов в государственном и культурном строительстве арабов. Западная Европа пренебрегла было античной культурой и расплатилась за это своей культурной отсталостью. И только в 12 столетии европейцы занялись переводом с арабских текстов Аристотеля на латинский язык. Но и "возрожденный" Аристотель усилиями церковников был схоластизирован и поставлен на службу создания системы христианского мировоззрения. Самыми выдающимися богословами-аристотеликами были Альберт Великий (1225-1274) и Фома Аквинский (1225-1275). За особые заслуги перед католической церковью первого провозгласили "Богословом универсальным" (Theologicus universalis), а второго - "Богословом ангельским" (Theologus angelicae).

В целом же философская мысль периода Средневековья была осквернена и приведена в упадок. О самой философии в то время с презрением и гордыней говорилось, что она является служанкой и рабыней философии (Philosophia est ancila theologiae).







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 1542. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия