Запад -
Часть 1 (к 22 октября) Развитие средневековой философской мысли в Европе: Запад - Период Средневековья историки делят на Средневековье ранее и Средневековье позднее. К Позднему Средневековью относят также эпоху Возрождения.
· Какие факторы определяли социально-политический строй и духовную культуру периода Средневековья? · Христианство и феодализм как доминирующие факторы в условиях Средневековья. · Отношение христианства к философии. · Причины обращения христианства к философии. · В метру превращения в мировую религию христианство вынуждено было четко сформулировать основные положения своего вероучения, для этого использовались философские категории античности. Какие? (Перечислить и сформулировать смыл учения.) · Последствия господствующего положения христианства в период Средневековья. · Патристика. · Схоластика как тип философствования. · Школы и университеты в Западной Европе. · Номинализм. · Реализм. · Концептуализм. · Схоластика. · Причины и характеристика разделени единой христианской церкви. Восток – Философия Византии: · Основные вопросы ранневизантийской философии (IV – VII вв.). · Характерные черты философии Византии. · Философия Византии VIII – XIII вв. Рационализм IX в. · Философия Византии VIII – XIII вв. Мистицизм X-XI вв. · Философия Византии XIV–XV вв. Исихазм. Гносеологический спор рационалистов и мистиков. · Иконоборчество и теория образа Иоанна Дамаскина.
Основная литература: 1. Философия. Учебник. Под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Проспект, 2011. 2. Губин В.Д. Философия. Учебник. - М.: Проспект, 2010. 3. Канке В.А. Основы философии. - М.: Логос, 2003. 4. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М., 2008. Электронные источники: http://www.philosophy.ru – сайт Института философии РАН. http://www.humanities.edu.ru – Образовательный портал Рособразования РФ. http://www.i-u.ru/biblio - русский гуманитарный интернет-университет. http://www.vehi.net – библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи». http://filosofia.ru – библиотека философии и религии. http://philosophy.allru.net – «Золотая философия». http://www.announcement.ru/index.html – Современная энциклопедия. http://velikanov.ru/philosophy – История философии. Энциклопедия.
В помощь вам дабавляю лекции проф. Дулуман Е.К. - доктор философских наук,
Курс лекций по философии. Разделы темы:
1. “Средние века” - понятие и исторические рамки.
1.а Для изучения и ориентации в истории человечества ученые условно разделили саму историю на ряд периодов. Средними веками они назвали тот период в истории человечества, который наступает сразу после Античности и продолжается до наступления Нового времени. Итак Средине века - это то исторический период, который находится между (посреди, по середине), периодом Античности и периодом Нового времени. 1.б. Учитывая различные признаки, исследователи начало Средних веков относят или к году падения Римской Империи (476 г.), или к моменту коронации Карла Великого (800 г.), или ко времени созыва Первого Вселенского собора христианской церкви (325 г), или связывают его с фактом закрытия последней философской школы античности (529 г.). Конец Средневековья некоторые приурочивают к казни английского короля Карла І Стюарта (1649), другие - к году Французской буржуазной Революции 1789 года. Период Средневековья историки делят на Средневековье ранее и Средневековье позднее. К Позднему Средневековью относят также эпоху Возрождения (Просвещения, Гуманизма). В истории культуры, а отсюда - и в истории философской мысли эпоха Возрождения рассматривается как самостоятельные этап развития культуры и философской мысли. Здесь же следует сказать, что между историческими периодами (эпохами, этапами) нет ни четкой границы, ни четкого разделения. Каждая эпоха имеет свои корни и берет начало еще в рамках предыдущего времени, с одной стороны, и еще какое-то время продолжает свое существование в рамках наступившей новой эпохи. 1.в. Средние века - это период нераздельного господства феодализма, крепостнического строя. Средние века - это в то же время период нераздельного господства христианской религии на Европейском континенте. Вот эти две особенности и два фактора - феодализм и христианство - обусловили собой содержание, состояние и социальное место философии периода Средневековья. 1.г. Мы уже знаем, что весь духовный мир широких слоев населения в историческом прошлом опирался и произрастал на почве мировоззрения религиозного. В начале нашей эры Римская империя и религия ее населения находись в глубоком кризисе. Христианство того времени было одновременно и отражением религиозного кризиса и выходом из него. Христианство было качественным скачком вперед; стало принципиально новым этапов в истории развития религии. Вместо веры во многих богов (политеизм) христианство предложило веру в одного Бога (монотеизм); вместо повсеместно существующих религий христианство предложило человечеству мировую, космополитическую религию. Являясь принципиально новой религией, христианство могло устоять и утвердиться в своем качестве только в том случае, если оно будет решительно и всесторонне отрицать - хотя бы на начальных этапах своего существования - несовместимые с ним качества греко-римского мира. В силу указанных причин христианство разорвало цепь преемственности в истории развития всей культуры человечества. Ряд видных исследователей, среди которых находится немалое число богословов - христианство на 1.000 лет затормозило социальный и культурный прогресс человечества. Это стало результатом того, что христианство уничтожило всю античную культуру, как культуру языческую, как культуры антихристианскую. Христиане уничтожили греческие храмы, свергли статуи их богов; запретили театры и спортивные соревнования; сожгли языческие книгохранилища, в том числе - знаменитую Александрийскую библиотеку. Вместе с античной культурой было уничтожена и античная философия. Декретом святого и христолюбивого византийского императора Юстиниана последняя античная школа неоплатонизма в Афинах была ликвидирована в 529 году.
|