Реализм и номинализм. Концептуализм.
6. Но и в крепких объятиях церкви, в рамках самой патристики и схоластики философия развивалась и достигла новых успехов. Так на развитии философской мысли. Так, на развитии философской мысли положительно отразилась взаимная борьба схоластов по проблемам "Универсалий" - общих (универсальных) представлений и понятий, которые скрывают в себе от непосредственного наблюдения сущность явлений и вещей. Реалисты, - Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Александр Галльский и их последователи, - идя за Платоном, утверждали, что универсалии имеют реальное (отсюда их называли реалистами) существование; что универсалии предшествуют существованию вещей и явлений, будут существовать и после исчезновения вещей и явлений. Номиналисты - Росцелин (1050-1122), Дунс Скотт, Уильям Оккам и их последователи, - возражая реалистам, доказывали, что реально существуют только конкретные вещи и явления, а универсалии - это только слова, только названия (“nominae”,номіне - названия; отсюда их название: номиналисты). Промежуточное между реалистами и номиналистами положение занимали концептуалисты,представителями которых были Пьер Абеляр, Иоанн Сольсберийский, Альберт Великий, и другие. Они говорили, что универсалии реально не существуют ни в вещах, ни без вещей, потому что они - только концепции, которые образуются нашим разумом о вещах и явлениях окружающей действительности. Интересно будет знать, что Фома Аквинский, пытаясь примирить проблему универсалий с церковным учением о Боге, предлагал принять, что универсалии существуют в памяти Бога до возникновения вещей, после создания мира - в самих вещах, и, наконец, начинают существовать в разуме человека и его словах. Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили оппонентов за рамки теологии и выводило их на общефилософские проблемы, что вызвало неудовольствие церковной верхушки. Особенно много доставалось одному из наиболее одаренных представителей схоластики Пьеру Абеляру (1079-1142). Он еще юношей вмешался в споры реалистов и номиналистов и затмил всех своими знаниями, своей логикой доказательств. Абеляр пытался стать над реализмом и номинализмом, широко использовал произведения Платона, отцов церкви. Философско-богословский рационализм вызывал зависть и ненависть со стороны побитых им оппонентов. Вдохновитель крестовых походов святой Бернард Клервосский доносил папе Иннокентию: "Когда Абеляр, много потея, обдумывает, как превратить Платона в христианина, он этим только доказывает, что сам он является язычником". Этот же доносчик в письме к вельможе Гвидо де Кастелло писал: "Когда Абеляр говорит о святой Троице, - от него пахнет еретиком Арием; когда о благодати - еретиком Пелагием; когда о личности Иисуса Христа - еретиком Несторием". Начитанный Абеляр написал сочинение "Да и нет" (Sic et non), в котором собрал противоречивые высказывания Священного писания, Отцов и Учителей церкви, постановлений церковных соборов. Он показал, что на один и тот же вопрос ссылками на церковные авторитеты можно дать несколько ответов "Да" и несколько ответов "Нет". Сочинения Абеляра и его мысли были осуждены на специально созванном для этого в 1121 году соборе в Сауссоне, а сам философ всю свою жизнь провел в изгнании и скитаниях по монастырям. Не смотря на схоластическую постановку и схоластическое решение проблемы универсалий, результаты дискуссий реалистов и номиналистов плодотворно использовали в своем творчестве такие крупные философы, как Томас Гоббс и Джон Локк, Декарт и Спиноза, Беркли и Юм, Лейбниц и Вольф, Фихте и Гегель, современные феноменологи Гуссерль и Шеллер, экзистенциалисты Хейдеггер и Сартр. Следует отметить значительные философские достижения в деятельности отдельных философов Средневековья.
|