Священник Вячеслав Рубский. Искупление 5 страница
Христос победил смертельную болезнь человека. В Нём воскресает новая восстановленная человеческая природа. Во Христе мы увидели и познали назначение человеческой природы как таковой по замыслу Творца. Посему, воскресший Христос есть Источник Жизни для каждого индивидуума носящего ту же природу, которую “совершил” Спаситель. Таким образом, Жертва Христова находится в неразрывном единстве с Его славным воскресением. Воскресение привносит в мир новый закон бытия и соотношения Творца и твари. Подобно тому, как преступлением Адама смертность и тление природы стало законом нынешней жизни, так воскресением Христовым, приносящим воссозданную и обоженную человеческую природу, в мир вносится новый закон – закон всеобщего воскресения и преображения по образу совершенства Христова. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор. 15,21-22). Плод дела Христова – наше воскресение в Боге. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним (1Фесс. 4,14). Человек предназначен к вечной жизни в Боге, но, пав, нуждается в спасении. Спасение же человека как свободной твари не может быть лишь актом со вне. Оно не есть просто перемена окружающей среды, а внутреннее перерождение, преображение, обусловленное свободным восприятием того единства с Богом, какое даровал нам Христос. На пути этого усыновления Богу человеку надлежит приложить своё личное усилие, подвиг. О чём много говорит Новый Завет. И как причащение тела и крови Господней есть святейший благодатный дар, в коем нет ни малейшей скверны, но по личному отношению к нему одни приобщаются (1Кор. 10,16), а другие осуждаются (1Кор. 11,27-30), так и воскресение наше не будет одинаковым для всех, как не был одинаково свят и дорог этот дар Христов. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1Кор. 15,48-49; 53). “Таинственно мы соделываемся причастниками сего воскресения в крещении, слагая в нём ветхую жизнь и облекаясь в новую. Но в этом только залог, начало и основание будущему воскресению в славе, подобно воскресению Господа”.[107] Вознесшись, Господь не оставил нас одних. Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28,20). Вот эта родственная близость к нам Сотворившего небо и землю есть тот дар всего дела Христова, который делает нас способными сделаться причастниками Божеского естества, через познание Бога во Христе. Об этом ап. Пётр сказал так: От Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. То вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2Пет. 1,3-8). Избавление от грехов и способность к жизни в Боге являет нам Христос в воскресении, которое есть венец всего Его дела. Ведь если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших (Кор. 15,17; 14), Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших (1Кор. 15,20). И не только воскрес, но и дарует нам залог благодати преображения в крещении, спасительное соединение во святом Причастии. Прививает нас и самому телу Его, и ныне мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5,30; 4,15-16; 1,22-23). И это действенно и спасительно для нас, ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и мы имеем полноту в Нём, Который есть глава... от которой всё тело, составами и связями, будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим (Кол. 2,9-10; 19; 1,18; 1Кор. 12,12-27). И ничуть не удивительно, что в размышлении над этими чудесными благодеяниями неблагодарному роду человеческому святой праведный Иоанн Кронштадский молитвенно воскликнул: “О, бесконечно великий Благодетель, Спаситель мой! Когда я воображу бесконечное растление грехами и страстями многоразличными природы моей и, при этом упадёт и уныет дух мой, тогда, - лишь я вспомню о Тебе, что Ты пришёл обновить растленное грехом естество моё. И моему бесчестию, моей срамоте даровать благородство ангельское, даже выше ангельского, благородство сына Божия... – дух мой воспрянет мгновенно от уныния, стряхнёт с себя бесчестие страстей и весь исполняется благодарностью к Тебе. Слава Тебе бесконечная Благость и Сила, Сыне Божий!”.[108] Поистине, незапятнанная схоластическими нагромождениями, роднее и ближе становится любовь Господня к нам. Понятной и осмысленной становится и наша духовная брань! Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1Кор. 15,57) Ему слава и держава во веки веков. Аминь (1Пет. 5,11). [Содержание]
[2] Беседы на Бытие. Беседа 13,2. [3] Добротолюбие. 4-е изд. М., 1905. Том. 1. §150. стр. 90. [4] Цит. из Андреевский вестник. №1 2000г. стр. 26. [5] Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа XXVII, §2. изд. М. 1993г. стр. 172. [6] Виктор Несмелов. Наука о человеке. С-Пб. 2000г. (Репринт Казань 1898г). том II, стр. 324. [7] В.Н. Лосский. Очерк мистического Богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. М. 1991г. Статья: искупление. [8] Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения. Беседы на послание к римлянам. Беседа X, §1. изд. М. 1994г. стр. 594. [9] Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Изд. М., 1997г. стр. 148. [10] Беседы на 2 посл. Коринфянам. Беседа XI. [11] Архим. Алипий; архим. Исайя. Догматическое богословие. Курс лекций. Изд. Свято-Троийкая Сергиева лавра. 1997г. стр. 251. [12] Виктор Несмелов. Наука о человеке. С-Пб. 2000г. (Репринт Казань 1898г). том II, стр. 336. [13] Преп. Марк Подвижник, Нравственно-подвижнические слова, Троице-Сергиева Лавра, см. стр. 109 и 111, 191. [14] Прп. Ефрем Сирин. Творения. Том. 2. стр. 51. [15] Иоанн Златоуст. Цит. по Сокровищница духовной мудрости. Изд. М. Св-Троицкая Сергиева лавра. 2000г. стр. 196-197. [16] Свт. Афанасий Великий: Творения. Том 3. стр. 306. [17] Это пояснение преподобный Максим излагает в письме своему другу и сподвижнику в ответ на вопрос о словах апостола: не знавшего греха Он сделал для нас грех (2Кор. 5,21 по греческому тексту). Цит. по Прп. Максим Исповедник. Творения. Книга II. "Мартис". 1994г. стр.129-130. [18] Творения. Том. 1. М., 1994. Стр. 201-202. [19] Свт. Игнатий (Брянчанинов).. Сочинения. Том 6. Отечник. Изд. М., 1993г. стр. 154. [20] Свт. Афанасий Великий. Творения. Том. 3. Стр. 255. Та же мысль у свт. Феофана Затворника выражена так: “Бог приемлет человеческое естество в Свою Личность и, облекшись в него, сообщает ему присноживую неистощимую полноту”. Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1998г. Стр. 29. [21] Свт. Афанасий Великий. Цит. по Сокровищница духовной мудрости. Изд. М. Св-Троицкая Сергиева лавра. 2000г. стр. 642. [22] Свт. Афанасий Великий. Творения. Том 3. стр. 319-320. [23] Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 87,3. [24] Свт. Григорий Нисский. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Том 7. изд. М., 1994г. стр. 429. [25] Свт. Григорий Богослов. Творения. Том. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994г. стр. 529. [26] Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. IV. Изд. “Лодья”. М.1998г. стр. 273. [27] Творения. Изд. "Мартис". 1997г. Стр. 117. [28] Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Том. 7. М., 1994г. Стр. 427. [29] Творения. Ч. 2. М., 1861г. Стр. 368. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Том. 7. М., 1994г. Стр. 467. [30] Свт. Кирилл Александрийский. “О поклонении и служении в духе и истине”, Часть I, кн. III. Творения. Том. I, изд. М. 2000г. стр. 208. [31] Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Слово 1. [32] Творения святителя Игнатия. Том IV, изд. Сретенский монастырь 1998г. стр. 245. [33] Филарет митрополит московский. Цит. по Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущите судьбы России М.: Сретенский монастырь, "Ковчег", 2001. [34] Творения святителя Игнатия. Том IV, изд. Сретенский монастырь 1998г. стр. 53. [35] Цит. по Архиеп. С. Страгородский. "Православное учение о спасении". Изд. Казань, 1898г. репринт М. 1991г. стр. 158. [36] Ириней Лионский. Против ересей. Кн III, гл. 19, 1-2. [37] Архиепископ Феофан (Быстров). Творения. Изд. СПб. “Общество Василия Великого”. 1997г. стр. 480. [38] Творения. Ч. 5. 1857г. Стр. 349. [39] В.Н. Лосский. Очерк мистического Богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. М. 1991г. Статья: искупление. [40] Св. Иустин Философ. 2-ая апология. 13, 4. [41] Цит по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов. Изд. М. 2001г. стр. 130. [42] Добротолюбие. Том. 1. Стр. 169. [43] Сборник проповеднических образцов. Изд. 2-е. СПб 1912г. стр. 232. [44] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992г. Стр. 257. [45] Октоих. Стихиры на стиховны. Глас 3. Изд. М 1996г. стр. 346. Перевод: Ты, будучи Богом неизменным, страдая плотью, изменился. [46] Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. М. 1998г. стр. 211. [47] Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова. Цит по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов. Изд. М. 2001г. стр. 211. [48] Октоих. Глас 8. Канон воскресный. Песнь 6. Тропарь. [49] Октоих. Глас 1. Канон воскресный. Песнь 1. Тропарь. [50] Октоих. Глас 5. Канон воскресный. Песнь 1. Тропарь. [51] Виктор Несмелов. Наука о человеке. С-Пб. 2000г. (Репринт Казань 1898г). том II, стр. 335. [52] Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. М. 1998г. стр. 201. [53] Прот. Милош Парента. Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) "Догмат Искупления". [54] (Подвижнические уставы. Гл. 18). Цит. по Сокровищница духовной мудрости. Изд. М. Св-Троицкая Сергиева лавра. 2000г. стр. 287. [55] Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исаи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995г. Стр. 469. [56] Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. IХ. Изд. “Лодья”. М.1998г. стр. 281. [57] Творения святителя Игнатия. Том II, изд. Сретенский монастырь 1998г. стр. 376. [58] Владимир Троицкий, доцент московской духовной академии. “Воплощение”. Интернет адрес: http://beseda.mscom.ru/library [59] Собрание творений. Том 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994г. стр. 675-676. [60] Цит. по Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. Глава III, 5. интернет-версия 2000 г. Адресс: http://www.krotov.org/libr_min/a/alfeev1/ind_grig.html [61] Конечно, понятие “состояние” не может быть относимо к Богу, но при принятии “гнева” и прочих чувств приписываемых Богу, как догматических, понятие “состояние Бога” также обретает догматический вес. [62] Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997г. стр. 345. [63] Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996г. стр. 51. [64] Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994г. стр. 262. [65] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 691. [66] Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997г. стр. 347. [67] Священномученик Иларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения. Изд. “Знамение”, 2000г. Стр. 348. Юридическая теория была подвержена критике также В.H.Лосским (“По образу и подобию”. М. Изд. Свято-Владимирского Братства. 1995г. стр. 95 - 105. Перевод В.А. Рещиковой. гл. “Искупление и обожение”. Ту же оценку даёт ей и М.Д. Муретов (“Избранные труды”, М. 2002г. стр 60). [68] Исповедание веры христиан-баптистов (1906г.) Цит. из История баптизма. Изд. “Богомыслие”. 1996г. стр. 423. [69] Доктрины и устройство баптистских церквей. Пол Р. Джексон. Изд. “христианское просвещение” 1993г. стр. 164. [70] Исповедание веры Одесской богословской семинарии Евангельских христиан-баптистов (1993г.) Цит. по История баптизма. Изд. “Богомыслие”. 1996г. стр. 475. [71] Виктор Несмелов. Наука о человеке. С-Пб. 2000г. (Репринт Казань 1898г), том II, стр. 329-330. [72] Эта формула, оставаясь между строк в современных изложениях догматического богословия ЕХБ, вполне определённо выражена в богословии “свидетелей Иеговы”: “смерть Иисуса учит нас также, что Иегова – Бог совершенной справедливости... Иегова всегда действует в согласии со своими законами и поддерживает их, даже если это обходится ему очень дорого”. Познание ведущее к вечной жизни. Изд. “Watch tower Bible and tract society of Pennsylvania”, 1995г. Стр. 66. [73] Доктрины и устройство баптистских церквей. Пол Р. Джексон. Изд. “христианское просвещение” 1993г. стр. 14. [74] Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997г. стр. 393. [75] Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994г. стр. 262. [76] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 690. “Грех, будучи противным Божией природе, несовместим с Ним. У Него, так сказать, аллергия на грех. Он не может терпеть грех. Он вынужден отворачиваться от него”. Там же, стр. 683. [77] (Имеется в виду определение папы Климента IV в 1343г). Виктор Несмелов. Наука о человеке. С-Пб. 2000г. (Репринт Казань 1898г). том II, стр. 327. [78] Протоиерей Георгий Флоровский. Догмат и история. Изд. М. 1998г. стр. 188. [79] Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996г. стр. 169. [80] Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996г. стр. 169. Для сравнения: Иоанн Златоуст: “Чтобы один наказывался по вине другого – это представляется не совсем справедливым, но чтобы один был спасён через другого – это более благоприлично и сообразно с разумом”, “Богу более естественно спасать, нежели наказывать”. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа константинопольского избранные творения. Беседы на послание к римлянам. Беседа X, §1. изд. М. 1994г. стр. 594. [81] Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994г. стр. 100. [82] Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994г. стр. 100. [83] Там же. [84] Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994г. стр. 263. [85] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 696. [86] Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994г. стр. 260. [87] Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996г. стр. 55. [88] Цит. по диак. А.Кураев. “Протестантам о Православии”. М. 1997, стр. 60 [89] Священник И. Димитриевский. Цит. по Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущите судьбы России М.: Сретенский монастырь, "Ковчег", 2001. [90] Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996г. стр. 166. [91] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 695. [92] Виктор Несмелов. Наука о человеке. С-Пб. 2000г. (Репринт Казань 1898г), том II, стр. 53. И далее: “Всё это странное представление Христова дела несомненно было придумано только в интересах оправдания христианства с точки зрения иудео-языческого понятия о спасении, как о Божьем прощении грешных людей в видах помилования их” (стр.54). “Юридическое истолкование христианства... не заслуживает никакого доверия, потому что оно грубо противоречит самому понятию человека о Боге” (стр. 55). [93] Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997г. стр. 338. [94] Там же. [95] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 700. [96] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 696. [97] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 696. [98] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 696. [99] Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996г. стр. 168. [100] Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996г. стр. 57. [101] Ф. Лерой Форлайнс. Библейская систематика. изд. “Библия для всех” СПб. 1996г. стр. 54. [102] Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994г. стр. 260. [103] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 694-695. [104] Миллард Эриксон. "Христианское богословие" изд. СПб 1999г. стр. 696. [105] Генри Кларенс Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Изд. “Логос”. СПб. 1994г. стр. 253. [106] Священномученик Илларион (Троицкий). Письма о западе, письмо IV. Цит. по Без Церкви нет спасения. Москва – Санкт-Петербугр 2000г. изд. “Знамение”. стр. 498-499. [107] Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1998г. Стр. 31. [108] Св. прав. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Изд. М. “Центр благо”, 1999г. Стр. 419.
|