ОСОБЕННОСТИ
В исследовании особенностей композиции произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» литературоведы сталкиваются с необходимостью обосновать связь построения сюжета с жанровым своеобразием произведения. Карнавальная традиция оказала всестороннее влияние на роман «Капитанская дочка». Карнавальные категории, действа и приёмы пронизывают текст романа и играют важную роль в воплощении авторского замысла. Вольный фамильярный контакт возникает между персонажами в узловых точках сюжета и определяет дальнейшее развитие действия. Вольные фамильярные отношения главенствуют как в лагере Пугачёва, так и в Белогорской крепости. Два важнейших момента фабулы - помилование Гринёва Пугачёвым и помилование его императрицей - реализуются как результат отношений, начинавшихся по законам вольного фамильярного контакта. Категория профанации преобразует важнейшие для пушкинской эпохи понятия, такие, как военная служба, дуэль, поэтическое творчество. В тексте романа сохраняются следы карнавальных кощунств по отношению к религии, которые проявляются в основном за счёт иронического переосмысления библейских цитат, их остраннения путём переноса в разговорный контекст. Категория эксцентричности находит отражение в поступках и словах персонажей романа; наиболее специфическим её проявлением становится карнавальный костюм. Наряд персонажей уподобляется карнавальному костюму, будучи устаревшим (мундир времён Анны Иоанновны), не соответствующим обстановке (колпак и халат капитана, командующего строем), составленным из элементов, контрастных по цвету (синяя заплата на локте зелёного мундира), этнической и социальной принадлежности (одеяние советников Пугачёва). Эксцентричное, неуместное одеяние способствует как характеристике персонажа, так и созданию комического эффекта. Однако основная его функция - сокрытие социального статуса персонажа (ярче всего это проявляется в описании «домашнего» платья и душегрейки императрицы). С этим связано то, что вольный фамильярный контакт практически всегда сопровождается появлением персонажей не в свойственном их статусу одеянии, а в карнавальном костюме. Карнавальная категория амбивалентности оказывает воздействие на образную систему и фабулу романа путём создания парных по контрасту и сходству образов персонажей, как главных (Гринёв - Швабрин), так и второстепенных (Белобородов - Хлопуша), а также парных сцен, которые взаимно отражают друг друга, описывая сходные события дважды, в комическом и драматическом ключе. Важное место в сюжете «Капитанской дочки» занимает карнавальное действо увенчания - развенчания карнавального короля, воплощением которого становится Пугачёв. Карнавальная стихия (ночь, метель, сон) сопровождает его появление перед читателем; в карнавальном духе описана Гринёвым его возможная гибель, спроецированная на судьбу другого самозванца - Григория Отрепьева. Атрибуты власти Пугачёва, его «дворец» представлены в карнавальном духе как профанация государственных регалий. В соответствии с карнавальной традицией аргументируется законность власти Пугачёва в глазах народа. Образ Пугачёва тесно связан со стихией огня - важнейшего карнавального символа, объединяющего в себе смерть и жизнь, разрушение и обновление, и в то же время соотнесённого в народном представлении с нечистой силой. Эта связь (огонь в глазах) распространяется также на сподвижников Пугачёва. В «Капитанской дочке» нашли отражение такие карнавальные действа, как пир и игра. Пиршественные образы неоднократно возникают в тексте романа. В соответствии с традицией карнавализованного жанра симпосиона описан военный совет как в окружении Пугачёва, так и в Оренбурге. В официальном пространстве место народного «пира на весь мир» занимает светское чаепитие, сохраняющее, однако, остатки карнавальной вольности. За пиршественным столом происходит решающий разговор Гринёва и Пугачёва, и эта обстановка оказывает влияние на построение речи персонажей, на их особую откровенность друг с другом. Однако разговор происходит, когда Гринёв и Пугачёв остаются наедине. Традиция вольного пиршественного слова внешне сохраняется, но исчезает важнейший компонент - всенародность. Карнавальная традиция сочетается с литературными приёмами XIX века. В романе присутствуют три типа игр: домашние, коммерческие и азартные. Особая роль принадлежит последним. Тема азартной игры, игры с Судьбой и Случаем возникает в переломный момент для судьбы Гринёва (встреча с Зуриным после отъезда из Белогорской крепости) и художественно мотивирует случайность, ставшую спасительной для чести и жизни Гринёва и Маши. Приём qui pro quo, наиболее полно выражающий карнавальный пафос перемен, возникает в связи с главными и второстепенными персонажами. Персонажи романа в определённый момент оказываются не теми, за кого их принимали. Qui pro quo может выступать в функции как динамического, так и статического мотива, что в совокупности усиливает атмосферу всеобщей относительности страшного карнавала пугачёвщины. Важное место в романе занимает пространство карнавальной площади. Сцены на площади Белогорской крепости, насыщенные до предела карнавальным мироощущением, представляют собой композиционный центр романа и описывают момент наивысшего обострения ситуации. Для структуры «Капитанской дочки» имеет значение также понятие карнавального порога и связанный с ним топос дороги. В карнавальном пространстве происходят разговоры, наиболее ярко раскрывающие глубинную суть характера персонажей, в первую очередь Пугачёва. Карнавальная традиция художественно мотивирует особую откровенность этих бесед. Воспроизведение карнавальной традиции в творчестве Пушкина имеет ряд особенностей. В первую очередь, это двойственность мотивировок и практически полное отсутствие внимания к сфере материально-телесного низа. Кроме того, всенародность карнавального действа сменяется интимностью романа XIX века. Разговоры персонажей, отличающиеся наибольшей откровенностью, художественно мотивированы карнавальным пространством (пиршественная зала, кибитка в дороге), однако лишены свидетелей, либо те ничем себя не проявляют, как в кибитке во время поездки Гринёва и Пугачёва в Белогор-скую крепость. Несмотря на указанные особенности, карнавальная традиция глубоко проникает в структуру романа, воздействуя на сюжет и фабулу, образную систему, язык произведения. «Капитанская дочка» вбирает в себя основные черты карнавального мироощущения, воплощает карнавальные категории, приёмы и действа, лежащие в центре древнего карнавального обряда. Карнавальная традиция формирует комический эффект, который сохраняет особенности амбивалентного карнавального смеха, связывает роман с традициями народной культуры в её древних, глубинных проявлениях, способствует созданию подлинно народных образов. В карнавальном мире, где случайность преобладает над необходимостью, где властвует вседозволенность, вольный фамильярный контакт и логика «обратности», возникает подлинный гуманизм, в котором Пушкин видел способ преодоления серьёзного препятствия на пути исторического развития России - противостояния двух миров, дворянского и крестьянского, не способных понять друг друга. «Везде, где человеческая судьба Маши и Гринёва оказывается в соприкосновении с оправданными внутри данной политической системы, но бесчеловечными по сути законами, жизни и счастью героев грозит смертельная опасность. Но герои не погибают: их спасает человечность» [156]. Карнавальная вольность делает возможным проявление человеческих отношений в мире строгой социальной регламентации.
18. Поэзия Лермонтова
|