Социологизм Э. Дюркгейма и право
Исходным положением социологии права Э. Дюркгейма является его интерпретация права видом социальных фактов. Согласно правилам социологического познания, разработанным этим французским ученым, явления как социальные факты нельзя смешивать с природно-органическими и индивидуально-психологическими феноменами, они составляют особые образования (sui generis), для обозначения которых можно использовать термин «социальное», поскольку своим субстратом имеют не отдельного индивида, а ассоциированное сообщество людей5. Поэтому право как социальный факт есть продукт общественного бытия индивидов. Признание права социальным фактом означает, во-первых, что право характеризуется вещным качеством. Право с социологической точки зрения — это социальная вещь6. Вещность права выражается в том, что оно имеет свое вещно-наблюдаемое воплощение во внешних формах—кодексах, нормативных актах, текстах законов, подобно тому, как различные стороны жизни общества «записаны» в материалах статистики, представлены в различных исторических памятниках, произведениях искусства, моде7. Во-вторых, социологическое постижение права ориентировано на познание вещных аспектов права, исходя из наблюдаемых о «действующем праве» данных, а не идею права8, без которой, как нередко утверждается в философии права, указывал Э. Дюркгейм, содержание юридических норм, правил будто бы не имеет собственного значения. Возможно, отмечал французский социолог, что социальная жизнь есть лишь воплощение идей-понятий, в том числе идеи права, но если это и так, то все-таки понятия даны посредством феноменологической реальности9. В-третьих, праву, как, наверное, никакому другому социальному феномену, присущи признаки социальных фактов — надындивидуальное^ и принудительность. Для всякого отдельного индивида и каждого нового поколения людей сложившиеся условия общественной жизни суть данность, существующая независимо от их воли, часть которой представлена юридическими предписаниями. Э. Дюркгейм подчеркивал, что индивид, когда действует как гражданин, исполняет заключенные им договоры или должностные обязанности, отстаивает свои права в суде и во многих других ситуациях поступает в рамках законов, правовых обычаев, представляющихся ему вроде реальности объективного порядка10. В случаях, когда люди добровольно сообразуются с нормами закона, «принудительный» характер юридических предписаний становится как бы невидимым, но тотчас проявляется, как только закон нарушен. Э. Дюркгейм по этому поводу писал: «Если я пытаюсь нарушить нормы права, они реагируют против меня, препятствуя моему действию, если еще есть время; или уничтожая и восстанавливая его в его нормальной форме, если оно совершено и может быть исправлено; или же, наконец, заставляя меня искупить его, если иначе его исправить нельзя»". Наконец, в-четвертых, одна из особенностей права как социального факта означает понимание права социальным институтом. В общем плане право как общественный институт возникло и функционирует, отмечал французский социолог, в ответ на социальную потребность в регулировании и разрешении конфликтов, которые в противном случае принимали бы крайне острые, разрушительные для общества формы.12 Понимание права социальным фактом позволило Э. Дюркгейму разработать методологию изучения общества через призму права, системы юридических правил, ставшую на рубеже XIX— XX вв. научным прорывом в развитии социологии права13. Объективность всякого социального исследования, по убеждению Э. Дюркгейма, обеспечивается посредством выявления в общественном мире повторяющихся, устойчивых отношений, форм, которые бы могли рассматриваться в качестве общей объективной основы и меры социального познания. Если в обществе отсутствуют «неизменные ориентиры», то его научное социальное познание невозможно. Однако, подчеркивал он, одна из видимых особенностей общественной жизни состоит в том, что социальные связи в течение времени «кристаллизуются»и. При этом наиболее устойчивые и значимые для функционирования и развития социальной системы отношения и формы получают свое выражение и закрепление в юридических нормах, законодательных актах. (Это положение дюркгеймовской методологии юридической социологии получило отражение в его определении права: «Действительно, социальная жизнь повсюду, где она долго существует, неизбежно стремится принять определенную форму и организоваться, и право — не что иное, как сама эта организация в ее наиболее устойчивом и точном выражении»15). Так, например, если надо понять политическое устройство общества, то это можно сделать посредством изучения публичного права, а наследственное право позволяет раскрывать классификацию и строение семей16. Таким образом, по Э. Дюркгейму, в социальных исследованиях и правовой социологии право как устойчивое, вещное образование социума вполне обоснованно следует рассматривать в качестве объективного основания, меры научного познания общества. Для типологического описания обществ французский ученый использовал понятие «солидарность». Сама по себе солидарность в большой мере явление морального порядка, и поэтому она как бы ускользает из сферы научно-позитивного познания. В связи с этим Э. Дюркгейм, изучая солидарность, предложил заменить «внутренний моральный факт» ее содержания на факт символизирующий солидарность внешним образом. Таким зримым (наблюдаемым) символом солидарности являются право, юридические правила]7. По мысли Э. Дюркгейма, социальная солидарность и юридические системы проходят связанные между собой этапы их развития, что позволяет использовать «эволюционное древо» права в целях изучения форм солидарности. Он писал: «Жизнь общества не может распространяться до какой-нибудь точки без того, чтоб юридическая жизнь не достигла того же пункта. Значит, мы можем быть уверены, что найдем отраженными в праве все существенные разновидности социальной солидарности»18. Итак, ключевые положения дюркгеймовской со-циоправовой методологии познания общества через право (юридические системы) составляют взаимосвязанные утверждения. В связи с тем что юридическиеправила устойчивы, определенны и зафиксированы в законодательных актах, они доступны научному наблюдению. Поскольку в них выражается содержание состояния общественных отношений, они позволяют изучать общественную солидарность и ее формы, а так как правовые системы изменяются в той же исторической тенденции, что и связи солидарности, по ним можно проследить ее эволюцию. В истории социологии права дюркгеймовская со-циоправовая методология является, пожалуй, первым примером, демонстрирующим стремление к достижению конструктивной и обоснованной исследовательской связи между юриспруденцией и социологией в изучении права и правоотношений. Французский ученый, с одной стороны, на концептуальном уровне «ввел» юриспруденцию в социологический способ познания социальной реальности, а с другой — право им рассматривалось частью социу- ма, обладающего чертами социального факта.
|