Право в понимающей социологии М. Вебера
М. Вебер осуществил интерпретацию права с социологической точки зрения и делал это сознательно и целенаправленно. Он подчеркивал, что право, становясь объектом социологического изучения, лишается своего нормативно-объективного содержания, что является, как он считал, сутью его юридического понимания. В ракурсе правовой социологии право рассматривается как сущее, иначе говоря, становится конвенционально значимой в определенном кругу людей «максимой практического поведения», применяемой с большей или меньшей степенью приближенности к объективно-нормативному значению19. К. Манхейм, рассматривая правопонимание М. Вебера, выделил следующие слова немецкого мыслителя: «Когда речь идет о праве, правопорядке, правовых нормах, необходимо особенно строго соблюдать различия между юридическим и социологическим способом рассмотрения. В первом случае ставится вопрос: каким должен быть идеал права? То есть имеется в виду: какое значение, или, иначе, какой нормативный смысл логически непротиворечиво должен содержаться в языковых формулировках, выступающих в качестве правовой нормы? Во втором случае, напротив, вопрос заключается в следующем: что фактически происходит внутри сообщества ввиду возможности того, что люди, участвующие в деятельности сообщества, и среди них в особенности те, кому принадлежит социально значимая мера фактического влияния на деятельность сообщества, исходя из своих субъективных убеждений, считают определенные порядки и нормы обязательными и практически осуществляют их, то есть руководствуются ими в своих действиях»20. Смысловое содержание этого фрагмента «подтолкнуло» К. Манхейма назвать веберовскую методологию познания права способом, когда нормативный (догматический) характер права, имманентно присущий юридическому рассмотрению, «берется за скобки». Право, взятое в своем нормативном значении в скобки, получает значение в том, что оно: 1) становится субъективно понимаем смыслом, 2) в сознании множества отдельных индивидов, 3) способно проявляться как побуждающий к действию мотив, поскольку для каждого из индивидов, составляющих сообщество, существует возможность того, что и другие члены общественной ассоциации будут в своих действиях ориентироваться в соответствии именно с этим субъективным смыслом. В то время как с юридической точки зрения право раскрывается 1) в объективном (идеально-объективном) смысле, который 2) обращается на субъект права, 3) реализующий его, причем 4) правильным юридическим способом21. Объяснение права в концептуальных границах понимающей социологии позволило знаменитому немецкому ученому провести принципиальное для его социологии права положение о различии эмпирической и нормативной значимости порядка и указать, что изучение эмпирического порядка составляет объект — предметную область правовой социологии. В чем заключается содержание эмпирического порядка, отличного от юридико-нормативного понимания порядка как познавательной сферы социологии права? Во-первых, М. Вебер, описывая эмпирический порядок, отмечал, что известные многочисленные единообразия в поведении людей, прежде всего в сфере экономической жизни, объясняются отнюдь не только их ориентацией на юридические нормы, но также и тем, что их взаимоориентированные действия отвечают их собственным интересам. Он писал: «По мере того как они действуют таким образом — чем более целерационально их поведение, тем более сходны их реакции на данные ситуации, — возникают однообразие, регулятивность и длительность установки и поведения, которые часто обладают значительно большей стабильностью,чем поведение, ориентированное на нормы и обязанности, считающиеся «обязательными» в определенном кругу. Тот факт, что ориентация только на собственные и чужие интересы достигает эффекта, которого обычно пытаются — и очень тщетно - добиться с помощью норм, привлек пристальное внимание исследователей, прежде всего в области экономики... Однако значимость указанного явления распространяется и на все остальные сферы человеческого поведения»22. Во-вторых, важный момент веберовского описания эмпирического порядка состоит в том, что поведение индивидов вполне может быть ориентировано на несколько систем установлений, которые в смысловом отношении противоречат друг другу, однако сохраняют свою значимость для них. Например, согласно законодательству дуэли запрещены. Между тем в соответствии с принятыми социокультурными условностями в тех или иных социальных группах дуэль может оказаться неизбежной. «Участвуя в дуэли, — писал М. Вебер, — индивид ориентирует свое поведение на эти конвенциональные предписания; однако, скрывая свои действия, он ориентируется на требование закона. Следовательно, практическое воздействие эмпирической... значимости обеих систем установлений в этом случае различно. Между тем обеим системам приписываем эмпирическую «значимость», которая состоит в том, что поведение осмысленно ориентируется на их (субъективно осмысленный) смысл и испытывает его влияние»23. В-третьих, М. Вебер, раскрывая свое понимание значимости эмпирического порядка, отмечал, что поскольку значимость правового порядка определяется признанием индивидами норм права и ориентацией на них в своем поведении, то даже если для некоторого числа людей нормы права служат образцом и обязательным условием их жизни, то возрастает и вероятность ориентации поведения других людей на данный порядок. Но вместе с тем, несмотря на то что некоторый юридический порядок официально существует, если обход или нарушение этого порядка превращается в правило, то его значимость для индивидов ограничивается или даже в крайнем случае вообще утрачивается24. В-четвертых, М. Вебер, рассматривая эмпирический порядок, отметил, что разные категории людей нередко вкладывают различный смысл в содержание юридических норм-требований. Их смысловое значение может отличаться даже у профессиональных юристов. Тем более субъективный смысл закона может быть неодинаков у различных групп «публики», граждан25. Итак, М. Вебер, раскрыв содержание эмпирической значимости порядка, выделил познавательную область социологии права, изучающей прежде всего: субъективный смысл юридических институций у различных категорий граждан и многообразие их субъективно значимых ориентации по отношению к максимам легального порядка; масштаб распространения в обществе представлений, ориентированных на правовые нормы, институты; условия, факторы, способствующие формированию правопослушного поведения; черты эмпирического порядка; соотношение юридического нормативного порядка и эмпирического порядка. Для современной социологии права значение со-циоправовых концепций Э. Дюркгейма и М. Вебера заключается в заданном ими мощном интеллектуальном импульсе социологического познания правовых феноменов, ориентирующего на сотрудничество представителей различных наук в области правопознания и развитие межпредметных исследований права. Глаэырин В.А.,
|