Трансформация геополитического ландшафта мира сопровождается возрастанием мощи Азии. Проснувшийся восточный Дракон заставляет сбросить излишнюю самоуверенность западного антропоцентризма и пристально вглядеться в глубины континента, насыщенного историческими событиями. Обратимся к коммуникационной природе Азии, притягивающей на протяжении ХХ века европейцев, неоднократно предпринимавших попытки найти то, что, возможно нельзя достигнуть никогда. Как и отказаться от вечного поиска.
На средневековом Востоке география почиталась как богоугодная наука, расширяющая границы познания в реальном пространстве. Но география, как и любое другое знание, имеет пределы, когда рациональное восприятие не может познать суть явления.
При исследовании энергоинформационных процессов многомерного коммуникационного пространства особое место занимает полтергейст — не изученное до конца явление, энергетические образования из нематериального мира, проникающие в современность через своеобразные контактные зоны — «коридоры наибольшего благоприятствования». Энергетика этих фантомов зависит от расположения места их появления и других факторов. Благоприятны замкнутые пространства с узкими, длинными переходами со следами интенсивной деятельности людей с активным биополем (старинные замки, старые дома). Замок (по Бахтину) насыщен историческим временем (в узком смысле слова), то есть временем исторического прошлого. Церковный храм является местом фокусирования духовной энергии, интенсивного контакта человека с трансцендентным Богом-Абсолютом.
Если подойти к географии этого явления в глобальном масштабе, то можно допустить, что глубинная Азия, включая Тибет и Гоби, является на Земле одним из таких мест, насыщенных историческим прошлым. В этом гигантском природном Замке путешественник мог испытать таинственные видения. Как описывает Николай Рерих, члены его экспедиции в 1926 году при подходе к горам Каракорума в Восточном Китае увидели в кристально чистом утреннем небе сверкающий диск, напоминающий летательный аппарат, который сопровождающие ламы окрестили знаком Шамбалы.
Какой энергетический импульс исходит из спящих глубин континента? Как в тлеющем очаге может вдруг разгореться пламя, так и в истории Азия не раз оказывалась эпицентром переустройства мира. Если следовать известной геополитической концепции, географическая ось истории затерялась в евразийских просторах. Возможно, здесь расположен коммуникационный полюс многомерного пространства Земли. Но в отличие от общеизвестного географического центра Азии можно говорить об условной проекции этого полюса на географическое пространство. И о чувственном его восприятии. Он существует где-то здесь в наших мыслях, но его трудно или невозможно раз и навсегда локализовать в географическом пространстве. Скажем так, что мы ощущаем исходящие геополитические импульсы из монгольских степей, «берегов» пустыни Гоби и из глубин «Поднебесной империи» или китайской цивилизации.
Вечный зов Азии особенно рельефно проявился в теософии — учении, имевшем в конце Х1Х и начале ХХ веков огромное число последователей в западных странах, Индии и России. Приверженцами теософии были нацистские вожди. Вечером в понедельник 12 мая 1941 года верховное руководство фашисткой Германии потрясло ужасное известие. Ранее в субботу второй человек после фюрера в нацистской партии Рудольф Гесс совершили несанкционированный перелет в Англию. Вальтер Шелленберг оценил этот поступок как попытку в преддверии войны с Россией претворить «в жизнь заветные чаяния Гитлера в отношении Англии». Шеф политической разведки объясняет этот поступок влиянием астрологов, особенно философа-мистика и основателя антропософии Рудольфа Штейнера, и близких друзей, таких как ученый-геополитик Карл Хаусхофер. Геббельс комментирует письма Гесса, заключенного в английскую тюрьму, к жене в Германию как образец неизжитого дилетантизма, считая, что к этому приложил свою руку и профессор Хаусхофер.
Согласно Меморандума Троцкого активизируется экспорт пожара «всемирной революции» в Азию. Монгольские воины жертвуют жизнью в революционной борьбе за светлое будущее не под образом Маркса и Ленина, а легендарной Шамбалы. Резидент советской разведки сопровождает в качестве монаха экспедиции по Тибету и Гоби ученого и художника Николая Рериха и помогает знаменитому борцу за мир составить первое завещание своего творческого наследия советским вождям.
После провала экспорта мировой революции в Европу, большевики обратили взоры на Восток — от Палестины до Китая. Ближний Восток давал выход к Суэцкому каналу и Индийскому океану. Известный чекист Яков Блюмкин, убивший 6 июля 1918 года немецкого посла в Москве Вильгельма Мирбаха, по заданию ОГПУ в 20-е годы пытается безуспешно спровоцировать конфликт между евреями и арабами, чтобы заложить основы государства Израиль, создает коммунистическую партию в Иране. Будучи в Тибете под видом монаха принимает участие в экспедиции Николая Рериха по Центральной Азии и становится инициатором знаменитого первого завещания ученого и художника, объявившего своими наследниками руководителей советской власти. Возможно, здесь скрыт ответ на вопрос, о содержании выпущенной Рерихами в 1927 году на русском языке книги «Община», представляющей запись бесед с Махатмами, считавшимися представителями Шамбалы. В ней говорится о Ленине как о «мощном каменщике новых руд», знавшем ценности новых путей. И Ленин, и Маркс действовали под импульсом Шамбалы — недосягаемой цитадели Белого Братства, где живут единой общиной Махатмы и святые. В дальнейшем Блюмкин по заданию Коминтерна направляется в Монголию, где становится не только резидентом советской разведки, но и фактическим наместником Москвы.
В среде русских белоэмигрантов — «кочевников Европы» — зародилась геополитическая концепция евразийства, а первый коллективный труд, опубликованный в Софии, получил знаменательное название «Исход к Востоку».
Концепции евразийцев, немецкой и советской геополитики объединяет присутствие темы Востока. Есть ли это попытка интеграции азиатских государств в едином стратегическом блоке или это до конца не изученный зов «почвы» непонятной природы? Причем тема Востока концентрируется вокруг легенды о загадочном центре мира — стране Шамбале, отождествляемой с мистическим подземным царством Аггарты.
Вожди нацистской Германии и Советского Союза снаряжают экспедиции на Тибет или посылают разведчиков. Диктаторы, повинные в уничтожении народов, в критические минуты истории обращаются к богу.
Тема Востока была популярна в европейских аристократических салонах начала ХХ века. В Баварии создается общество почитателей Туле — мифической страны древнегерманских мифов. В этом прообразе тайного ордена, одним из основателей которого был Карл Хаусхофер, ставилась цель возродить германский рейх на принципах расы и романтизированного оккультизма. С членами «Общества Туле» состоялась встреча никому еще неизвестного Адольфа Гитлера.
Карлу Хаусхоферу принадлежала концепция о существовавшей в глубине тысячелетий великой гобийской цивилизации ариев. Вероятной предпосылкой для неё послужила тибетская легенда о подземном царстве Агарты, описанная и в трудах Блаватской. Возможно, это один из вариантов буддийской легенды о Шамбале — мифической стране земного рая, стоящей на страже духовных основ мироздания. Могущественные маги этой страны, располагавшейся на месте нынешней пустыни Гоби, после геологических катаклизмов ушли с поверхности земли и поселились в пещерах под Гималаями, откуда контролировали ход мировой истории через избранных ими народоводителей. Так из глубин Азии на вооружении нацистской идеологии был взят миф о легендарной Туле (Монголии с Тибетом) как прародине германцев и мистическом сердце мира, чей обладатель обретет планетарную власть. Отсюда и образ нацистской свастики — священного для буддистов символа вечного круговорота жизни.
Николай Константинович Рёрих (1874, Петербург — 1947, Нагар, долина Кулу, шт. Пенджаб, Индия) родился в семье известного нотариуса, род которого происходил из Дании. Будущий русский художник, археолог, путешественник и общественный деятель учился в Академии художеств, закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и прослушал курс историко-филологического факультета.
Для мировоззрения Рериха характерна близость к буддийской философии и надежды на глобально-мессианскую роль искусства. Можно сказать, что творческая жизнь Рериха прошла в поисках Заповедной Страны, локализованной на его художественных полотнах, где мудрецы мира воскрешают древние идеи и восстает Дух. Однако найти эту страну в реальном географическом пространстве оказалось неразрешимой утопической задачей. Легендарная Шамбала или духовный полюс планеты, скрывающий тайную родину мира, оказалась недосягаемой для путешественника, прокладывающего путь по земным широтам и меридианам. Рерих был убежден, что Шамбала должна соединить Запад и Восток, которые «смотрят проницательно друг на друга». Во многих местах глубинной Азии Рерих слышал легенды об агарти — подземном народе. Этот когда-то лучший народ покинул грешную землю и нашел спасение в подземном царстве, где он обрел новые силы и подчинил мощные энергии. Великая вера в Шамбалу или Царство подземного народа завладела европейскими умами. В 1929 году Николай и Елена Рерихи публикуют на русском языке книгу «Община», в которой предпринимают попытку основать социализм на принципах древнего буддизма. В книге вождь всемирного пролетариата отождествляется с Махатмой (Учителем) из Шамбалы: «Ленин — это действие. Он ощущал непреложность нового строения. Монолитность мышления Ленина делала его бесстрашным, и не было другого, кто ради общего блага мог бы принять на себя большую тяготу». По наивности Николай и Елена Рерихи отождествили Шамбалу с Советским Союзом. Прошло всего немного времени, как «большую тяготу», навеянную вечным зовом Азии принял другой вождь — Адольф Гитлер.
Но где же эта Заповедная Страна, к которой в ХХ веке устремились не только интеллектуалы, но и диктаторы, опричники, чекисты и фашисты? Контуры этой Страны закладывались с незапамятных времен в полетах мысли избранных — жрецов Египта, древнегреческих философов и восточных мудрецов. В знаменитых Великих Мистериях складывались очертания всемирного братства посвященных мудрецов. Главной целью Братства было освобождение человечества от суеверий на пути к гармоническому единству с матерью-природой, духовному возрождению. У народов Индии и Тибета местоположение Заповедной Страны ассоциировалось с малодоступными северными склонами Гималаев. И не только у местных народов. К этой горной стране устремлялись европейские путешественники, включая экспедицию из нацистской Германии и советских резидентов, призванных раздувать пламя «мировой революции».
Легенда о Шамбале, как центре могущества и насилия, использовалась в нацистской идеологии. «Духовные учителя» Гитлера – Карл Хаусхофер, Дитрих Эккард и Альфред Розенберг видели в Шамбале силы мрака», управляющие стихиями и народами. В убийстве миллионов евреев и цыган вожди нацизма видели глубокий магический смысл. Свои злодеяния они обосновывали верой в «силы мрака», требующие массовые человеческие жертвоприношения.
***
Конспирология акцентирует внимание на роль взаимосвязи чувственного и рационального при принятии решений. На принятие самых прагматических решений оказывает влияние природа человека. Будет продолжаться и поиск духовного полюса Земли. Возможно, Полюс существует в Большом многомерном пространстве Земли, тогда как его пытаются локализовать в реальной географии.
Резюме
В традициях христианской цивилизации центр принятия стратегических решений формируется в сопряженном сочетании Интеллекта и Капитала, нанимающих политических менеджеров (власть посредственности). В геополитике широкое распространение получила попытка найти духовный полюс Земли и обращение к Богам. Особенно привлекательной стала насыщенная историческим прошлым глубинная Азия (Тибет и Гоби). В Восточной Европе церковь используется в борьбе за власть. Светская власть демонстрирует союз с православной церковью, но держит свечи в храмах как граненые стаканы. Несмотря на восстанавливаемые храмы, православная церковь проигрывает борьбу за души людей другим конфессиям. Церковные иерархи пошли на союз с властью и «элитой в законе», отдалившись от паствы. На самых высоких вершинах власти нельзя обмануть природу человека обрести физическое бессмертие. Возможно, геополитика преувеличивает роль политической, экономической и военной силы в установлении мирового порядка, который формируется Природой на границах рационального и чувственного восприятия мира. Здесь заканчивается традиционная геополитика и открываются новые горизонты Великого океана Больших многомерных пространств.