Идея «вечного мира» у Канта соотносится с основополагающими доктринами о естественном праве и общественном договоре. «Поскольку естественное состояние народов... — это состояние, из которого необходимо выйти, для того чтобы вступить в законное состояние... то для этого всякое право народов и все внешние мое и твое государств, приобретаемое или сохраняемое войной, лишь временны и только в общем союзе государств... это право может стать окончательно действительным к истинным состояниям мира»1. Для него нерушимый «истинный» мир может осуществиться лишь в правовом поле международного союза государств.
По представлениям философов XVIII в., заимствованных ими у Аристотеля, государства, превышающие размеры античного полиса, теряют свою политическую стабильность. Отсюда вытекает пессимизм Канта в отношении осуществимости вечного мира как «конечной цели международного права». Выход Кант видел в приближении к состоянию мира, в создании политических и правовых условий осуществления этой великой идеи, условий, учитывающих стремление к миру как государств, так и отдельных граждан.
При этом иная природная среда, например море, не только способствует учащению контактов между людьми и развитию торговли, но и установлению мира. Для этого людям необходимо создавать законы и правила, регламентирующие заселение неосвоенных районов Земли, взаимоотношения народов метрополий, метрополий и колоний, которые должны быть основаны на соответствующих договорах. Кант верил, что каждый человек, соблюдая моральные императивы и этические правила, может стать членом всемирного гражданского общества.