только коммерсантам и схоластам; для подвижников и художников она оказалась губительной и непригодной»1. В таком же духе противопоставлений в развитии Европы и России описаны эпохи Реформации (XVI-XVII вв.), Просвещения (XVIII в.), Индустриальная эпоха (XIX в.) и «Эпоха катастроф», под которой Г. А. Зюганов понимает XX в. Свой враждебный взгляд на Европу он переносит на весь западный мир, объясняя свою позицию тем, что «Запад положил в основу своего существования воинственный антитрадиционализм»2.
Наиболее объективной и целостной у автора получилась глава «Смена геополитических эпох», в которой он выделяет Вестфальскую, Венскую, Версальскую, Потсдамскую и Беловежскую эпохи. Только геополитические эпохи у Зюганова не синхронизированы с эпохами историческими.
Глава 3, очевидно, не без влияния А. Тойнби, названа «Вызовы грядущей эпохи и ответы России». В ней несомненный интерес представляет анализ российских геополитических доктрин от филофеевской «Москва — третий Рим» до «доктрины Брежнева». Основными вызовами России XXI в., по мнению Г. А. Зюганова, будут вызовы военный, сырьевой и экологический, либерально-демократический, демографический, экономико-технологический и духовный. Ответом на эти вызовы будет «возрождение единой, централизованной российской державы в ее естественных геополитических границах»3 на основе «русского традиционализма», под которым автор понимает отказ от разделения властей, «демократическую соборность управления», усиление сословно-профессионального или сословно-территориального представительства, восстановление отношения к труду как к служению, возрождение многоукладности хозяйства, соблюдение принципа социальной справедливости. Основной геополитической тенденцией в мире XXI в. он считает формирование многополярной системы.