VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы уже отмечали, проблема взаимосвязи категорий имеет прямое отношение к разработке структуры курса диалектического материализма. Изложение диалектического материализма в виде цельной, логически стройной теории, все принципы которой находились бы в необходимой взаимосвязи и взаимозависимости, невозможно без решения проблемы взаимосвязи категорий. Такое изложение неизбежно предполагает построение системы, в которой каждое понятие занимает строго определенное место, отражающее объективное соотношение всеобщих сторон и связей действительности и закономерности развития общественного познания от низших его ступеней к высшим. Как же будет выглядеть структура курса диалектического материализма в свете предлагаемого нами решения проблемы взаимосвязи категорий? После определения предмета диалектического материализма следует рассмотреть основной вопрос философии, раскрыть закономерности взаимосвязи материи и сознания. Научное обоснование вторичности сознания предполагает анализ отражения как всеобщего свойства материи, развития его форм в связи с переходом материи от низшего к высшему, от одного структурного уровня к другому и процесса возникновения сознания. Показывая возникновение сознания, мы неизбежно обращаемся к труду, выявляем его определяющую роль в появлении социальной формы движения материи и развивающегося на ее основе сознания. Раскрывая сущность и социальную природу с «знания, мы указываем на то, что оно представляет собой сопровождающееся пониманием того, что происходит с субъектом и в окружающем его мире, отражение действительности в виде идеальных образов, а вместе с этим переходим к проблеме познания, закономерностям его функционирования и развития. Так же как и при раскрытии сущности сознания, анализ познания мы начинаем с выявления определяю- щей роли практики и, показывая, как оно, функционируя на основе практики, переходит от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике как критерию истины, даем характеристику диалектического пути его движения к истине. После этого мы должны приступить к рассмотрению категорий диалектики. Анализ каждой категории здесь осуществляется в свете принципа тождества диалектики, логики и теории познания, показывается, какие всеобщие стороны и связи объективной действительности та или иная категория отражает, какую ступень развития познания она представляет и какие логические формы и методологические принципы и приемы познания связаны с отражаемыми ею всеобщими формами бытия и закономерностями развития познания. Этим самым мы раскроем ее онтологическую, гносеологическую и логическую функции и покажем ее мировоззренческое и методологическое значение. Как это следует из предлагаемого нами решения проблемы соотношения категорий как ступеней развития общественного познания, рассмотрение категорий следует начинать с отдельного (вещи, предмета), с относительной самостоятельности отдельных предметов и их всеобщей взаимосвязи, от взаимосвязи переходить к взаимодействию и от него к движению и пространству и времени как атрибутам материи, ее всеобщим формам существования. Следующими категориями должны быть «единичное», «особенное» и «общее», а затем «качество», «количество» и «мера». Здесь же должен рассматриваться и закон перехода количественных изменений в качественные. За категориями количества и качества идут причинность («причина» и «следствие»), «необходимое» и «случайное», «закон», «содержание» и «форма», «сущность» и «явление», а в рамках сущности — «основа» и «обоснованное», «противоречие», закон единства и «борьбы» противоположностей, «диалектическое отрицание» и «закон отрицания отрицания». Раскрывая закономерности движения познания от явления к сущности и обратно, мы должны остановиться на «эксперименте», «гипотезе», «моделировании», показать их место и роль в развитии познания, а затем рассмотреть «анализ» и «синтез» и их применение в процессе перехода познания с одной ступени на другую, а также метод восхождения от абстрактного к конкретному и логическое и историческое как категории и методы познания действительности. Заключительными категориями являются «возможность» и «действительность» и «необходимость» и «свобода». Предполагая обстоятельный анализ практической деятельности, ее роли в преобразовании действительности и обеспечения реальной свободы людей, указанные категории органически связывают диалектический материализм с историческим материализмом, придавая необходимую цельность диалектико-материалистическому мировоззрению. В даной схеме отсутствует деление на теорию и метод, поскольку каждое положение диалектического материализма является элементом теории, необходимым моментом мировоззрения и в то же время имеет методологическое значение. На его основе можно сформулировать определенное требование к познающему и действующему субъекту, соответствующий принцип метода познания и действия. Предлагаемая схема не предусматривает также выделение особых разделов для категорий и законов диалектики. Содержание каждого закона диалектики выражено в содержании соответствующих категорий и их соотношении, поэтому его (закон) следует рассматривать в связи с анализом тех категорий, с которыми он связан. Наконец, в данном курсе диалектического материализма нет особой главы по диалектике процесса познания.Она раскрывается при рассмотрении всех диалектических закономерностей, каждой категории и закона материалистической диалектики. СОДЕРЖАНИЕ
|