Студопедия — Технические приемы удовлетворения архаических нарциссических потребностей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Технические приемы удовлетворения архаических нарциссических потребностей






Работа с архаическими нарциссическими потребностями может проводиться в символдраме как спонтанно (когда нарциссические переживания возникают у пациента сами по себе), так и направленно в соответствии с выбранным планом психотерапии. Например, в случае проведения кризисной психотерапии в случае существования соответствующих показаний работа по второй составляющей символдрамы может быть целенаправленно индуцирована психотерапевтом.

Психотерапевт, использующий технику удовлетворения архаических потребностей, должен обладать определенным опытом работы с основными мотивами символдрамы и чувствовать, когда есть необходимость использования данной техники, когда пациент открыт для симбиотических отношений, когда ему показана нарциссическая регрессия. Перед психотерапевтом всегда стоит альтернатива: либо искать конфликт пациента и прорабатывать его, либо дать пациенту возможность удовлетворить соответствующие архаические потребности на бесконфликтном уровне. Последнее показано в случаях, когда наблюдаются следующие проявления патологического поведения: беспокойство, страх, возбуждение, напряжение. В этих случаях пациенту полезен уход в состояние покоя, единения с миром, отсутствия страха и т. п., что приводит к удовлетворению архаических потребностей.

Главная опасность здесь может быть в том, что при переживании нарциссических состояний психотерапевт получает от пациента меньше обратной связи, чем при работе в технике первой составляющей символдрамы. Это может помешать психотерапевту вовремя сделать соответствующую интервенцию, чтобы оказать необходимую пациенту помощь. В этом заключается еще одна причина того, почему к использованию мотивов второй составляющей символдрамы должен прибегать только опытный терапевт, свободно владеющий всеми техниками символдрамы.

Для того, чтобы целенаправленно работать со второй составляющей, можно попросить пациента представить какую-то ситуацию из его прошлого, когда он был особенно счастлив и хорошо себя чувствовал. Это может быть момент переживания счастья на природе либо в общении с каким-то человеком. Психотерапевт, не оговаривая специально содержания образа, делает, тем не менее, акцент на словах: «где Вам особенно хорошо», «счастье» и «Ваше личное прошлое», «Ваш личный опыт». В целом технику второй составляющей символдрамы можно назвать техникой «представления счастья».

 

X. Лёйнер приводит пример работы с пациенткой 40 лет, замужем, 6 детей, госпитализированной из-за тяжелого, рецидивирующего язвенного колита (Сolitis ulcerosa). Она спала беспокойно и очень мало, почти ничего не могла есть и, несмотря на медикаментозное лечение, имела частый стул с кровяными выделениями. Пациентка страдала от страха, что кто-то переманит от нее кого-то из ее детей и что ее тяжелое, уже много лет неотступающее заболевание станет для нее смертельным. Прежде пациентка уже проходила психотерапию в похожем остром состоянии.

Психотерапевт в подчеркнуто спокойной манере предпринял кризисное психотерапевтическое воздействие при помощи техники второй составляющей символдрамы. На вопрос о какой-нибудь ситуации в ее жизни, связанной с природой или с общением с людьми, в которой она чувствовала себя особенно хорошо и в полной безопасности, пациентка после короткого раздумья описала свой сад в летнее послеполуденное время. Получив задание представить себя в месте, где ей было хорошо, пациентка увидела себя в своем саду, лежащей в шезлонге в лучах заходящего солнца, пробивающихся сквозь цветущие розы (характерный для нарциссического самоудовлетворения мотив, часто в этих случаях возникающий спонтанно). Следует отметить, что если мотив восходящего солнца соответствует больше состояниям возбуждения и ожидания, то мотив заходящего солнца - переживанию расслабления, удовольствия. В образе пациентка наслаждалась пейзажем, природой. Она целиком предалась царящему в образе настроению. Спустя примерно 15-20 минут X. Лёйнер попросил пациентку постепенно завершить образ, но оставаться еще и дальше в настроении распространяющегося покоя и расслабления. Когда X. Лёйнер пришел к ней на следующий день, оказалось, что она впервые хорошо спала, у нее появился аппетит, успокоились боли в желудке и кишечнике. Снялось напряжение в актуальном состоянии (Лёйнер Х., 1996, с. 189; Leuner H., 1994, с. 274-275).







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия