Технические приемы удовлетворения архаических эдипальных потребностей
В психотерапии по методу символдрамы спонтанное удовлетворение эдипально-сексуальных потребностей происходит крайне редко. Как показывает практика использования метода символдрамы, при представлении образов непосредственное переживание сексуального контакта в прямой, несимволической форме встречается крайне редко. В этом проявляется табу на открытое обсуждение сексуальных переживаний, которое налагает на нас культура. Кроме того, сдерживающе действует контрперенос психотерапевта, который бессознательно не допускает открытого обсуждения таких проблем и дает это понять пациенту. Если же сексуальный контакт все же переживается в образе в прямой, несимволической форме, то это может быть либо результатом сверхсильной либидизации, либо незрелости личности пациента и слабости СВЕРХ-Я, либо эксгибиционистских тенденций. В легализованной символической форме архаические сексуальные и эдипальные потребности удовлетворяются при работе с мотивами: «цветок»; следование вдоль «ручья» к источнику, символизирующему материнскую грудь; подъем на остроконечную (отцовско-мужскую) «гору» и на «гору» с округлой вершиной (материнско-женскую); при обследовании спальни в «доме», в некоторых случаях при работе с мотивом «опушка леса»; при работе с мотивами «корова» и «слон», «поездка автостопом», «куст розы», «плодовое дерево», «хижина в горах», «дискотека», «нудистский пляж» и др.
Заключение
Бесконфликтное удовлетворение архаических потребностей является важнейшей составляющей метода символдрамы. Чаще всего речь идет о спонтанном удовлетворении первичных нарциссических потребностей. Второе место по частоте спонтанного развития занимает удовлетворение и компенсация оральных фрустраций младенчества и раннего детства. Удовлетворение архаических анальных потребностей часто сталкивается с мощным сопротивлением и защитой. Обращение к удовлетворению архаических эдипальных потребностей целесообразно только при наличии специальных показаний. В работе со второй бесконфликтной составляющей важное место занимает спонтанная регрессия на наиболее ранние стадии развития. Символическое удовлетворение архаических потребностей служит основой и предпосылкой последующих этапов психотерапии.
Литература
1. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., «Эйдос» 1996 2. Маслоу А.: Психология бытия. М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 1997 3. Обухов Я.Л.: Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд. Российский психоаналитический вестник, 1993-1994,№ 3-4 4. Обухов Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997 5. Обухов Я.Л.: Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта), “Школа здоровья”, 1997, № 1, с. 24-39 6. Обухов Я.Л.: Отто Кернберг о психоанализе и религии, Психоаналитический вестник, 1998, № 6, с. 53-56 7. Balint M.: Therapeutische Aspekte der Regression. Die Theorie der Grundstörung. Stuttgart: Klett, 1970 8. Berna J.: Die „Realisation symbolique“ in der Kinderanalyse. Psyche 9, 610, 1955 9. Freud S. (1914): Zur Einführung des Narzißmus. Gesammelte Werke, 10, Frankfurt a. M.: Fischer 10. Erikson E.H.: Das Problem der Identität. Psyche 10, 114, 1956/1957 11. Kohut H.: Narzißmus, Suhrkamp, Frankfurt/M 1981 12. Künkel F.: Charakter, Leiden und Heilung. Hirzel, Leipzig 1934 13. Leuner H.: Lehrbuch des Katathymen Bilderleben, Huber, Bern 3. Aufl. 1994 14. Psziwyj A. Die imaginative Anwendung des Wassers im Katathymen Bilderleben. In Leuner, H.; Katathymes Bilderleben – Ergebnisse in Theorie undPraxis, 2. Aufl. Huber, Bern 1983 15. Sechehaye M.A.: Die Symbolische Wunscherfüllung. Huber, Bern 1955 16. Wächter H.-M.: Möglichkeiten des Katathymen Bilderleben in der Behandlung psychosomatischer Krankheiten. In: Roth J.W. (Hrsg.): Konkrete Phantasie, neue Erfahrungen mit d. Katathymen Bilderleben. Bern; Stuttgart; Wien: Huber, 1984 17. Winnicott D.W.: The Child and the Family. London: Tavistock Publ./ New York: Basic Books, 1957 [1] В психотерапии по методу символдрамы оказалось высокоэффективным использование в образе пациента контакта с воображаемой водой - все равно, будь то у источника, у ручья, у реки, в минеральной ванне на курорте или же в море. Некоторые авторы даже говорят в этой связи о«кататимной гидротерапии» (Лёйнер Х., 1996; Psziwyj A., 1983). [2] В психической реальности родителей как Я-объектов для ребенка Х. Когут выделяет следующие функции «хороших родителей»: [3] Обзор на русском языке см. в статье Я.Л. Обухова «Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта)», (Обухов Я.Л., “Школа здоровья”, 1997, № 1, с. 24-39). [4] Подробнее см. в статье Я.Л. Обухова «Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта)», (Обухов Я.Л., “Школа здоровья”, 1997, № 1, с. 24-39). [5] Подробнее см. в статье Я.Л. Обухова «Отто Кернберг о психоанализе и религии» (Обухов Я.Л., Психоаналитический вестник, 1998, № 6, с. 53-56). [6] «Анаклитический» - от греч. «ложиться на», «опираться на»). [7] Об анально-садистической стадии, а также об анальных потребностях подробнее см. в статье Я.Л. Обухова «Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд» (Обухов Я.Л.,:Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, № 3-4, с. 136-144)
|