Исторические вехи.
Украинцы Прибайкалья: история и современность. Исторически так сложилось, что Прибайкалье – регион многонациональный. Тут совместно живут представители самых разных национальностей: русские, буряты, белорусы, немцы, татары… Органично в эту среду вписались и украинцы. На протяжении вот уже четырёх с половиной столетий они совместно с другими народами осваивают этот край. Но очень мало кто знает, по каким именно причинам украинцы начали сюда переселяться, как происходило это переселение, что этому способствовало, и как сегодня живут украинцы в регионе. Исторические вехи. Известия об украинцах до конца XIX столетия, то есть до начала массовой крестьянской колонизации Сибири, достаточно неподробны. Их участие в колонизации, хозяйственном обустройствовании и культурном развитии было значительным. Среди российских промышленников и «служилых людей», которые в XVII-XVIII веках осваивали Сибирь, в том числе и Прибайкалье, а затем Дальний Восток и Аляску, были и украинцы. Но ещё больше было сосланных Московским правительством. К примеру, в 1642 году на реку Лену были сосланы украинские казаки Слобожанщины с семьями, всего 188 человек, которые прибыли на место только в 1646 году. Эти ссылки продолжались и дальше (1646, 1649 гг.). В XVII веке в Сибирь приезжала еще не одна волна ссыльных из Украины. Это были украинские государственно-политические деятели, противники московской политики в Украине, либо те, которых московское правительство подозревало в «шаткости» и «предательстве». В конце 1650-х годов в Прибайкалье (и не только в Прибайкалье, а вообще в Сибирь) были сосланы сторонники гетмана Выговского, в 1660-м противники московского ставленника гетмана Брюховецкого, в 1670-х был сослан гетман Многогрешный со всеми своими родственниками и их семьями, в 1680-х гетман Самойлович с сыном Яковом и племянником Михаилом. После Полтавской битвы 1709 года в Прибайкалье оказалось немало мазепинцев. После ликвидации украинской автономии (Гетманщины) в составе Российского государства в Прибайкалье была сослана часть украинской старшины, а немного ранее были осуждены на каторгу участники Колиивщины (крестьянско-казацкое восстание в Западной и Центральной Украине в 1768 году против крепостнического и национального гнёта, наивысший подъём движения гайдамаков, сопровождалась массовой резнёй еврейского и польского населения в Подолии и на Волыни, подавлена польскими и российскими войсками) во главе с Максимом Зализняком. В начале XIX века в Сибирь ссылали по решению суда, либо в административном порядке, среди них украинские декабристы, члены Северного и Южного товарищества Объединенных Славян, революционные народники, социал-демократы, участники крестьянских восстаний, которые были сосланы либо на каторгу, либо на так называемое свободное поселение, некоторые общественные и культурные деятели, которых за «сепаратизм» по наказу российской власти, принудительно перевели на службу в Сибирь. В казацкое войско Сибири (в том числе и Прибайкалья) было включено немало украинцев. Украинцы играли немалую роль в экономической, административной и культурной жизни Прибайкалья, да и вообще Сибири. Их можно найти даже в высшей администрации Сибири (к примеру, генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Сулима). Также они принимали участие в строительстве, развитии и управлении фабриками и заводами. Особое место украинцы занимали в церковной жизни Сибири. Митрополитами тобольскими и сибирскими были Филофей Лещинский, Иоанн Максимович, Антоний Стаховский, Арсений Мациевич, Павло Конюскевич, епископами иркутскими были Иннокентий Кульчицкий, Иннокентий Нерунович, Софроний Кристальский. Они в основном окружали себя духовенством украинского происхождения. Также немало украинцев занимались исследованием Сибири и Дальнего Востока в XVIII-XIX столетиях (например, Григорий Новицкий). Массовый выезд украинских крестьян начался с конца 1860-х годов. Именно тогда появились характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтавка, Волынка, Калинино, Бессарабка и т.д. Связано это было прежде всего с малоземельем в Украине. Царское правительство всячески поощряло добровольную колонизацию Сибири очень низкими налогами и возможностью «урвать кусочек побольше». С 1906 по 1917 годы в России проходила Столыпинская реформа, во время которой наблюдался самый большой приток украинцев в Прибайкалье в дореволюционное время. Хозяйство и быт украинцев до революции. Украинский колорит наиболее отчетливо прослеживался в характере построек переселенцев. Большинство украинских поселений имели типичный вид – избы, мазанные глиной и крытые соломой или дёрном, нередко та часть, что обращена во внутренний двор, коричневого, а внешняя – белого цвета. Если поселение имело смешанный национальный состав, то жители, как правило, селились в две улицы – московскую (русскую) и курскую (украинскую). Отношения поддерживались ровные, добрые; если и случались конфликты, то главным образом из-за земли и платежей. Но в некоторых селениях украинцы недолюбливали русских за пристрастие к сквернословию – «шибко ругаются, да на сходах кричат». Хозяйственные традиции сибиряков-старожилов наиболее полно соответствовали природным условиям сурового региона, потому приемы обработки земли и способы ведения хозяйства украинцы полностью заимствовали. Сознательно следуя во всем сибирякам, указывали: «вся справа у нас, как у сибиряков». Вместе с тем среди отличительных факторов стоит отметить стремление расширить посевы гречихи, подсолнечника, проса (семена выписывали с Родины) и большей частью неудачные попытки разводить фруктовые сады. Стремление выращивать кукурузу, фасоль также было тщетным: все зябло из-за ранних заморозков и перепадов температур. Для многих украинских переселенцев (особенно женщин) отсутствие садов увеличивало недовольство Сибирью и тоску по Родине.
|