Примечания. [1] Saxi F. Lectures. - London, 1957
[1] Saxi F. Lectures. - London, 1957. - Vol. 1. - P. 73. [2] Rothschild J. Ethnopolitics: a Conceptual Framework. - New York, 1981; Тишков В. А. Этнонационализм и новая Россия // Свободная мысль. - 1992. - # 4; Галкин А. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль. - 1994. - # 5. [3] Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М., 1992. [4] Elster J. Belief, Bias and Ideology // Rationality and relativism. - Oxford, 1982. - P. 123. [5] Дьяконов И. М. Введение // Мифологии Древнего мира. - М., 1977. - С. 32-33; Он же. Архаические мифы Востока и Запада. - М., 1990. - С. 62-63. [6] Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М., 1980. - Т. 1. - С. 15-16; Политическая теория и политическая практика: Словарь-справочник. - М., 1994. - С. 151-154. [7] Дьяконов И. М. Архаические мифы... - С. 62-63. [8] См., например, Политическая теория и политическая практика. - С. 149-151; Осаченко Ю. С., Дмитриева Л. В. Введение в философию мифа. - М., 1994; Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. - М., 1996. - С. 22-39; Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. - М., 1996; Ионин Л. Г. Социология культуры. - М., 1996. - С. 159-162. См. также материалы международной конференции "Мифы современной Украины", опубликованные в журнале "Дух i Лiтера" (1998. - # 3-4), а также Бордюгов Г. Создание национальных историй в постсоветских государствах // Независимая газ. - 1998. - 25 нояб. [9] Об этом см.: Cole J. R. Cult Archaeology and Unscientific Method and Theory // Advances in Archaeological Method and Theory. - New York, 1980. - Vol. 3. - Р. 5-9; Snirelman V. A. Etnogeneze jakozto etnopolitika aneb proc se soveti tolik venovali etnogenetickym studiim // Cesky Lid. - 1997. - R. 84. - # 1. - S. 52. [10] Хюбнер К. Истина мифа. - М., 1996. - С. 340; Шнирельман В. А. Надо ли ставить телегу впереди лошади? // Отчизна [Владикавказ]. - 1998. - # 7. - Нояб.-Дек. - С. 3. [11] Rothschild J. Op. cit.; Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991; Он же. Условия свободы. - М., 1995. Впрочем, сейчас вырабатываются и иные подходы к содержанию современной государственности. См.: Тишков В. А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этногр. обозрение. - 1998. - # 5. [12] Шнирельман В. А. Злоключения одной науки: этногенетические исследования и сталинская национальная политика // Этногр. обозрение. - 1993. - # 3; Он же. Мифы диаспоры // Диаспоры в историческом времени и пространстве: Национальная ситуация в Восточной Сибири. - Иркутск, 1994; Он же. Изобретение прошлого // Новое время. - 1996. - # 32; Он же. Миф о сверхчеловеке возрождается в России // Новое время. - 1997. - # 13; Он же. Национализм, сепаратизм и будущее России // Профессионалы за сотрудничество. - М., 1997. - Вып. 1; Он же. Подарок судьбы или божье наказание (о двух подходах к хазарской проблеме в русской историографии) // Єврєйська iсторiя та культура в країнах Центральноi та Схiдноi oвропи. - Київ, 1998. - T. 1; Shnirelman V. A. Archaeology and Ethnic Politics: the Discovery of Arkaim // Museum Intern. - 1998. - # 198 (April-June) и другие его работы; Кузнецов В. А., Чеченов И. М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа). - Пятигорск, 1998. [13] Hannam C. L. Prejudice and the Teaching of History // New Movements in the Study and Teaching of History. - London, 1970; Kennedy P. M. The Decline of Nationalistic History in the West // Historians in Politics. - London, 1974. [14] Шнирельман В. А. Постмодернизм и исторические мифы в современной России // Вестн. Омского ун-та, - 1998, - # 1. [15] Он же. Постмодернизм, этнонационализм и распад Советского Союза // Профессионалы за сотрудничество. - М., 1998. - Вып. 2; Shnirelman V. A. The faces of nationalist archaeology in Russia // Nationalism and archaeology in Europe. - London, 1996. - Р. 220, 238. Как заметил в свое время Л. Поляков, "для враждебности, презрения и других чувств этого рода, если они не находят внешнего выхода, нет лучшей разрядки, чем художественное творчество" (Поляков Л. История антисемитизма: Эпоха знаний. - М., 1998. - С. 146-147). [16] Шнирельман В. А. Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика // Македония: проблемы истории и культуры. - М., 1999. - С. 12-13. [17] Brown K. C. Seeing Stars: Character and Identity in the Landscape of Modern Macedonia // Antiquity. - 1994. - Vol. 68. - # 261. [18] См., например, Байрамкулов А. М. Карачаево-балкарскому народу - 2000 лет. - Черкесск, 1996. - С. 355. [19] Eriksen Th. H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. - London: Pluto Press, 1993. - P. 78-83; Horowitz D. L. Ethnic Groups in Conflict. - Berkeley, 1985. - P. 64-70; Roosens E. E. Creating Ethnicity: the Process Ofethnogenesis. - Newbury Park, California, 1989; Verdery K. Ethnicity as Culture: some Soviet-American Contrasts // Canadian Rev. of Studies in Nationalism. - 1988. - Vol. l5. - # 1-2; Gladney D. C. Relational Alterity: Constructing Dungan (Hui), Uygur, and Kazakh Identities Across China, Central Asia, and Turkey // History and Anthropology. - 1996. - Vol. 9. - # 4. [20] См., например, Шафиков Г. Г. Дыхание жгучее истории. - Уфа, 1998. - С. 268-269. [21] См., например: История Казахстана с древнейших времен до наших дней: В четырех томах. - Алматы, 1996. - T. 1: Казахстан от эпохи палеолита до позднего средневековья. - С. 8; Закиев М. З. Тюрки-татар этногенезы. - Казань; Москва, 1998. [22] См., например, Фаттахов Ф. Ш. Булгары - городское племя? // Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. - Казань, 1995. - С. 129-130; Мизиев И. М. О роли объективного освещения историко-этнографического наследия народов в современных межнациональных отношениях // Из этнографии народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1991. - С. 82-83; Он же. История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура. - Нальчик, 1996. - С. 130, 132-133; Галлямов С. Великий Хау Бен. - Уфа, 1997. - С. 52, 59-60; Закиев М. З. Указ. соч. - С. 53 сл. [23] Shnirelman V. A. Who Gets the Past? Competition for Ancestors among non-Russian Intellectuals in Russia. - Washington, D.C.; Baltimore, 1996. [24] Шнирельман В. А. Борьба за аланское наследство (этнополитическая подоплека современных этногенетических мифов) // Восток. - 1996. - # 5. [25] Лежава Г. П. Между Грузией и Россией. - М., 1997; Shnirelman V. A. The Past as a Strategy for Ethnic Confrontation - Georgia // hCa Quarterly. - 1995. - # 14; Idem. National Identity and Myths Ofethnogenesis in Transcaucasia // Nation Building in the Post-Soviet Borderlands: The Politics of National Identity. - Cambridge, 1998. - Р. 56-57. [26] Shnirelman V. A. National Identity... - Р. 52. [27] Ibid. - Р. 63; Шнирельман В. А. Второе пришествие арийского мифа // Восток. - 1998. - # 1. [28] Романенко С. А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX века. - М., 1997. [29] Шнирельман В. А. Националистический миф: основные характеристики // Славяноведение. - 1995. - # 6; Он же. От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в XX в. // Вестн. Евразии. - 1998. - # 1-2. [30] Shnirelman V. A. Alternative Prehistory // J. of European Archaeology. - 1995. - Vol. 3. - # 2. - Р. 6. [31] Idem. Russian Neo-Pagan Myth and Antisemitism. Jerusalem. - 1998. - P. 3-7; Шнирельман В. А. От конфессионального к этническому... - С. 148-149; Он же. Где родился Заратуштра и кому от этого стало легче? // Итоги. - 1999. - # 15 (150). [ 32] Любопытно, что по данным ВЦИОМ коллективные представления о прошлом приобретали в 90-х годах все более значимое место в идентичности россиян. См.: Дубин Б. В. Прошлое в сегодняшних оценках россиян // Эконом. и соц. перемены: мониторинг обществ. мнения. - 1996. - Сент.-Окт.). - # 5. - С. 28. Это вполне отвечает моему прогнозу, сформулированному несколько лет назад (Шнирельман В. А. Националистический миф... - С. 5). [33] Eriksen Th. H. Op. cit. - P. 91-92; Shnirelman V. A. In Search of the Prestige Ancestors: Ethno-Nationalism and School Textbooks // Information Mitteilungen Communications: Intern. Gesellschaft fьr Geschichtsdidaktik. - 1999. - Vol. 20. - # 1. [34] Шнирельман В. А. Евразийцы и евреи // Вестн. Евр. ун-та в Москве. - 1996. - # 1 (11). - С. 20-37; Он же. Движение биосферы милостью божьей // Итоги. - 1998. - # 9 (94). [35] Hannam C. L. Op. cit. [36] Гузенкова Т. С. Ностальгия по ненаписанной истории // Свобод. мысль. - 1997. - # 8. - С. 41-42. [37] Правда, после некоторых колебаний украинские власти все же сделали выбор в пользу Богдана Хмельницкого, и в декабре 1995 г. в Киеве состоялись торжества по случаю 400-летней годовщины со дня его рождения. Президент Л. Кучма произнес весьма прочувственную речь, прославляющую героя (Кучма Л. Д. Людина надзвичайного масштабу // Лiтературна Україна. - 1995. - 28 дек.). [38] Мкртчан Л. Прежде всего - не убивать! // Дружба народов. - 1989. - # 11. - С. 206. О таджикском взгляде см.: Негматов Н. Н. Таджикский феномен: история и теория. - Душанбе, 1997. - С. 158-161, 244-288 и особенно 289-292. В последние годы посягательства на древнее иранское наследие наблюдаются и со стороны казахских интеллектуалов. См., например: Абдакимов А. История Казахстана. - Алматы, 1994. - С. 88; Барманкулов М. К. Тюркская вселенная. - Алматы, 1996. - С. 29, 39-41, 118 сл. О безосновательности борьбы за древних мыслителей см.: Панарин С. А. Национализмы в СНГ: мировоззренческие истоки // Свобод. мысль. - 1994. - # 5. - С. 36. [39] См., например: Шафиков Г. Г. Крючья под ребро. - Уфа, 1993. - С. 41, 46. [40] Ставицкая Н. За грехи наши тяжкие // Православ. Москва. - 1995. - # 20-21. - С. 10; Резников К. Ю. Украинцы и русские: идеология противостояния // Москва. - 1996. - # 4. - С. 129-132; Есиков С. А. Начальные века истории Российского государства и его первые правители: Материалы к лекции. - Тамбов, 1997. - С. 8; Проскурин А. П. Славянская мистерия // Экон. газ. - 1997. - # 15; Фролов К. Провинциальная схоластика: Украинская историография против истории // Независимая газ. - 1998. - 30 июля. [41] Арапиев С. О письменности гаргарейцев // Сердало. - 1997. - 13 нояб. [42] Ворожейкина Н. И., Соловьев В. М., Студенкин М. Т. Рассказы по родной истории. - М., 1994. - Ч. 1. - C. 16-122; Шашков А. Т., Редин Д. А. История Урала с древнейших времен. - Екатеринбург, 1996. - С. 25 cл.; История Отечества: Учебник для 8 класса средней школы. - М., 1996. - С. 124-125. Также см.: Преображенский А. А. История раскрывает тайны: Рассказы для старшего школьного возраста. - М., 1991. - С. 129-135. [43] О весьма показательной дискуссии по этому вопросу см.: Козыбаев М. К. История и современность. - Алма-Ата, 1991. - С. 136-161; Он же. Актандактар акикаты. - Алматы, 1992; Халитов М. Х. Не первопроходцы, а первоубийцы... // Родина. - 1990. - # 5; Никитин Н. Предъявлять ли счет векам // Там же; Он же. Страсти вокруг Ермака, или Можно ли в наше время воспевать "завоевателей" и "покорителей" // Москва. - 1992. - # 7-8, 9-10; Измайлов И. Счеты и просчеты имперских историков // Родина. - 1994. - # 8; Борисенок Ю. Во власти новых штампов // Родина. - 1994. - # 8. Правда, в конце XVI в. у сибирских татар наблюдалось иное отношение к Ермаку. Тогда они почитали его как святого и с благоговением относились ко всему, что было с ним связано. Об этом см.: Бороздина Е., Томилов Н. "Лечит природа" // Земля сибирская, дальневосточная. - 1992. - # 7-8. - С. 37. [44] Гропянов Е. В. Атаман. - Петропавловск-Камчатский, 1997. [45] Измайлов И. Обойдемся ли без общей истории? // Родина. - 1998. - # 4. [46] Sivan E. The Arab Nation-State: in Search of a Usable Past // Middle East Rev. - 1987. - Spring. [47] Пресса Украины потратила немало сил для того, чтобы представить древнерусских князей как великих деятелей древнего украинского государства. См., например: Їх портрети на нових грошах // Замкова Гора. - 1996. - 16, 30 сент. [48] Абдакимов А. Указ. соч. - С. 217, 220-223; Gladney D. C. Op. cit. - P. 463. [49] Правда, соотношение звезд с отдельными племенами не вполне ясно. Племя эр-сары вообще пропущено, что уже вызвало возмущение у происходящих из него эмигрантов, ныне живущих в Германии и Швеции. См.: Bohr A. The Central Asian States as Nationalising Regimes // Nation Building in the Post-Soviet Borderlands: The Politics of National Identity. - Cambridge, 1998. - P. 145, 264, note 18. [50] Рогожин А. Крест Христов как помеха межрелигиозному взаимодействию // Радонеж. - 1997. - # 5. - C. 8. [51] Home D. The Great Museum: The re-Presentation of History. - London; Sydney, 1984. Цитируется по книге Реальность этнических мифов / Под ред. М. Олкотт и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М., 2000.- 99 с. - (Аналит. серия / Моск. Центр Карнеги; Вып. 3)
|