Герман Мелвилл. Моби Дик 5 страница
Прослушивание музыки может сыграть положительную роль, когда люди хотят бросить курить, особенно если сочетать музыку с медитацией. Лоретта, мать четверых детей, вернулась в колледж, чтобы закончить прерванное образование в городе Калиспелл (штат Монтана). Она посещала и занятия классической музыкой с музы-котералевтом Крис Бревер. Когда ее спросили, с какой вредной привычкой она хотела бы покончить, Лоретта выбрала курение. Как часть занятий студенты прослушивали три музыкальные подборки. При этом они или сидели в креслах, или лежали на кушетках, или рисовали за мольбертами. Следуя за своими ощущениями, они делали пометки в специальном журнале. Позднее Лоретта рассказала Бревер, что она представляла-себя «наполненной чернотой», как будто ее накачали концентрированным табачным дымом. Когда она представляла себя некурящей, то старалась испытывать необыкновенное чувство свободы, чистоты и света. Желание курить вскоре пропало. Как только у Лоретты возникало желание покурить, сразу же возвращался образ черноты, и ей уже не хотелось думать о сигаретах.
Шум (звон) в ушах
Одной из наиболее распространенных слуховых проблем является шум или звон в ушах. По некоторым оценкам, около десяти процентов населения страдают от этой болезни. Среди наиболее известных больных можно назвать Уильяма Шатнера и Леонардо Нимой, актера Стива Мартина и бывшую первую леди страны Розалин Картер. Это недомогание могут вызвать различные причины, включая повышенное кровяное давление, атеросклероз, респираторные инфекции, мышечный склероз, недостатки питания, мигрень, анемия и болезнь Паже. Шум в ушах может возникнуть в результате сильного взрыва или длительного шума. В справочнике терапевта перечислено более семидесяти лекарственных препаратов, которые могут вызвать шум в ушах. Среди них аспирин, хинин, диуретики и аминогликоциды, а Также другие антибиотики, кофе, чай, сигареты, таблетки против беременности, искусственные пищевые красители и марихуана. Это недомогание принимает разнообразные формы, и против него нет стандартного лечения. Хронические случаи могут длиться годами, а интенсивность звука такова, что доставляет страдания больным, приводя к мысли о самоубийстве. Трудно вылечить эту болезнь, но можно существенно ослабить ее симптомы. Среди стандартных методов лечения существуют всевозможные препараты, биологическая обратная связь, специальные диеты, электростимуляция. Одним из наиболее многообещающих новых видов лечения является «маскирование». Еще с древних времен известно, что определенные звуки могут уменьшать шум в ушах. «Почему, — задавался вопросом Гиппократ, отец современной медицины, — звон в ушах уменьшается, стоит кому-то начать издавать звуки?» Применение этого принципа началось после знаменательной встречи Джека Вернона, ученого, исследующего шум в ушах в Национальном институте здоровья, и доктора Чарльза Юниса, главы Американской ассоциации шума в ушах, который страдает от этой болезни. Во время одной из их встреч в Портленде они прогуливались по парку перед обедом. Проходя мимо фонтана, Юнис почувствовал, что шум в ушах пропал. Мягкий звук плещущейся воды полностью вытеснил его! После этой встречи родилась идея небольшого устройства наподобие слухового аппарата, который мог бы издавать звуки и вытеснять нежелательные. Верной заключил контракт с крупными компаниями по изготовлению слуховых аппаратов, и в результате появилось портативное изобретение. Первые модели генерировали спектр звуков, который включал самые характерные шумы в ушах. Последующие исследования этого вопроса в Японии привели к выводам о том, что у некоторых пациентов результат лечения лучше, когда используются частоты, аналогичные, но не совпадающие с теми частотами, которые их наиболее беспокоят. Сейчас серийно выпускаются оба типа моделей, и семьдесят процентов пациентов, страдающих от этого недомогания, сообщили о положительных результатах.
Приучение к туалету
Как и многое дети", Шерри не умела правильно пользоваться туалетом. Ее родители и учителя были в отчаянии и обратились к Дефории Лэйн, музыкальному терапевту из госпиталя в городе Кливленд. Заметив, что Шерри сосредоточивается и успокаивается, когда слышит музыку, Лэйн заказала специальный «музыкальный горшок», который воспроизводил мелодии. Когда Шерри начинала мочиться, звучала мелодия «У Мэри был веселый барашек». Понимая, что именно она вызвала эту мелодию, девочка реагировала на это положительно. «Вскоре, — замечает Лэйн в своей книге "Музыка как лекарство", — Шерри научилась пользоваться туалетом».
Зубная боль
Во многих стоматологических кабинетах музыку уже давно используют в работе. Еще четверть века назад доктор Уоллес Дж. Гарднер, дантист из Бостона, сообщил о том, что музыка И звуки «являются очень эффективными» в подавлении боли у шестидесяти пяти процентов из тысячи пациентов, которых он лечил и которым ранее необходима была окись азота в качестве анестезии. Для двадцати пяти процентов аудиоанестезия была достаточно эффективной, поэтому не требовалось никаких лекарств. Пациентам давали в руки пульт управления, и они могли слушать различную музыку и звуки, включая шум водопада. Восемь зубных врачей в регионе Бостона, которые присоединились к эксперименту Гарднера, также сообщили, что звук был единственным анальгетиком, который потребовался более чем в пяти тысячах операций. В своей статье в журнале «Сайено Гарднер сообщает о том, что он удалил более двухсот зубов «без применения обезболивания». Применив «эффект Моцарта», Роберт А. Уортцел, доктор медицины и дантист из города Саммит (штат Нью-Джерси), лечил зуб одному пациенту по имени Дейв, который в местном клубе играл на гитаре. После первого посещения дантиста Дейв признался, что он испытывает значительный страх, и выразил ж елание взять с собой гитару, чтобы поиграть во время лечения. Уортцел согласился и заказал для своего кабинета электрогитару, которая была размером в два фута (0,6 м), а также усилитель с наушниками. Во время следующего приема все прошло прекрасно. «Создалось впечатление, что Дейв находится в другом мире, — рассказывает Уортцел. — Все его тело было расслаблено, и мне было легко'выполнятъ работу». Уортцел после этого записал специальную пленку «Визит к дантисту может быть интересным». Она включает много популярных детских песенок, которые позволяют вытеснить страх, связанный с посещением зубного врача. Тонирование или даже стоны могут замаскировать и вытеснить различные нежелательные звуки, рождающиеся в природе (например, гром или свист сильного ветра), как и звуки в кабинете дантиста, в частности бормашину. Доходит до того, что издаваемые пациентом звуки могут сделать посещение зубного врача ненужным. Алекс Джек, учитель из Института Куши в городе Бё-кет (штат Массачусетс), страдал от сильного нарыва над левым верхним передним зубом. Применение диеты, которая ранее ему помогала, на этот раз оказалось бесполезным. Однажды утром он начал напевать «Древний Санта-Клаус», кассету с подборками традиционных рождественских песенок, которые он слушал обычно в машине. Прошло всего пятнадцать минут, и боль резко снизилась. Он почувствовал облегчение. «Напевать "Спокойной ночи" очень приятно. Это дает прекрасный результат, — рассказывает он. — Соединив вместе "звуковую диету" и диету питания, я добился ликвидации своего нарыва».
Травмы
Мария родилась недоношенной, с «заячьей губой», в семье католиков в 1939 году. Мать умерла вскоре после родов, и девочку воспитывала тетя, которая согласилась выйти замуж за отца,, чтобы заботиться о ребенке. Из-за врожденной травмы Мария чуть не захлебнулась в роддоме, когда ее пытались кормить из соски. Когда Мария была ребенком, ее речь была столь неразборчивой, что только родители понимали ее. Германия в начале 1940-х годов была охвачена сумасшествием геноцида, который означал неизбежную смерть не только для евреев, но и для людей, которые не могли считаться «качественным материалом» для своей страны. Сюда входили инвалиды и отсталые в развитии, которых нацисты отправляли в специальные «госпитали». Оттуда они бесследно исчезали. Как-то маленькая Мария играла в саду и услышала, как сосед сказал: «Зачем они сохранили жизнь этому существу?» Мария позднее рассказывала, что она не имела права плакать, жаловаться или издавать звуки, которые могли бы погубить ее. Это напоминало ловушку, где человек остается как бы в прозрачной клетке, где его все видят, но никто не слышит. Спустя много лет Марии сделали операцию, она научилась разборчиво говорить, однако не без дефектов. Молли Скотт, доктор медицины, психотерапевт, певица, композитор и создатель принципа резонансной терапии, основанной на объединении мозга и тела с голосом, впервые увидела Марию в Гамбурге, когда та пришла к ней на прием. Скотт пригласила ее вступить в контакт с собственным телом, где, как она была уверена, содержится мудрость, которая необходима для самоисцеления. Мария встала на ноги, вся дрожа. Сначала она издала короткий звук «у». Затем «а». По мере произнесения звуков интонация нарастала, Достигая крещендо, перемежаясь всхлипываниями. Время от времени Мария замолкала и стояла неподвижно. Скотт спрашивала, не хочет ли она продолжить. Мария отвечала утвердительно. Спустя несколько занятий в безопасной обстановке в студии Мария приобрела уверенность в том, что она может свободно выражать себя голосом без опасения быть наказанной. Было важно, чтобы этот процесс происходил в присутствии другого человека. У Марии теперь были инструменты, которые она могла использовать по своему усмотрению, озвучивая свои чувства в тишине собственного дома, в машине или на работе. Они позволили ей пережить заново «звуковое рождение», когда девочка боялась говорить, так как могла погибнуть. Елена также страдала от вынужденного молчания. Подобно Анне Франк в Голландии, ее жизнь полностью изменилась за один день, когда ее семью выселили из комфортабельного дома в Бельгии и вынудили прятаться от нацистов. В дневное время суток семья пряталась в темном подвале. Елене было всего два года — тот возраст, когда большинство детей начинают учиться говорить и делают это с удовольствием. Ей же приходилось молчать. Ее жизнь и жизнь семьи зависела от этого. По ночам, очень редко, они отваживались выходить на свежий воздух, но в дневные часы приходилось сидеть безмолвно в тишине. Спустя много лет Елена, которая сама была врачом, пришла на прием к Молли Скотт, так как она чувствовала речевые затруднения и у нее было ощущение, что звук является ключом к ее выздоровлению. Скотт показала ей базовую технику раскрытия голоса — длинное скольжение от низких тонов к высоким и в обратном направлении. При этих звуках Елена бросилась на пол в ужасе. Она вся дрожала. Звук пробудил в ней воспоминание о сиренах в городе перед бомбежкой. «По причине скрытности и вынужденного молчания она никогда не смеялась, боялась издавать звуки радости в детстве, — делится своими наблюдениями Скотт. — Неудивительно, что звуки были для нее такой тайной». Во время музыкальных занятий Елена оживала и изливала скрытые ощущения, которые преследовали ее. Работа по раскрытию ее голоса была чрезвычайно трудоемкой, но столь же результативной. «Восстанавливая утраченные части резонанса, — подводит итоги Скотт, — Елена получила доступ к возрожденным источникам жизненной силы, творчества и радости». Сестра Мэри Элизабет страдала от боли в колене, которое было повреждено в аварии, после чего потребовалось удалить суставный хрящ. Вскоре после этого в колене появились артритные боли. Особенно они беспокоили ее в церкви, где приходилось преклонять колени. При этом Мэри вынуждена была вытягивать правую ногу за спиной. Мэри была музыкотерапевтом в городской больнице. Она верила в целительную силу музыки и видела, какой эффект она оказывает на детей и взрослых. Для того чтобы усовершенствовать свои навыки, она записалась на двухгодичные курсы повышения квалификации, где учили использовать музыку и образность. Мэри надеялась, что это поможет ей в работе. Во время учебы она была удивлена тем, что узнала о себе, по мере того как образы и чувства возрождались в ней, напоминая о детстве. Ее удочерили в младенческом возрасте. Позднее она потратила годы на то, чтобы найти свою родную мать. Наконец Мэри нашла ее, когда ей был двадцать один год, в доме для престарелых. Ее родная мать пятидесяти пяти лет от роду не могла говорить" и смотрела бессмысленными глазами на дочь. Родственники рассказали дочери всю историю. Ее мать забеременела спустя четыре года после смерти мужа. Поскольку в то время беременность вне брака считалась большим грехом, ей пришлось родить ребенка в тайне. Мэри удочерили сразу. Работая с образностью и музыкой, Мэри сталкивалась с образами страха и одиночества. Во время одного занятия ее внезапно охватил спазм, как будто электрический ток пронизал все ее тело. Кэрол А. Буш, преподаватель Мэри, пришла к выводу, что у нее случился припадок. Однако после занятия Мэри выглядела спокойной. «У нас не было времени обсудить это в деталях, поскольку она спешила на вечернюю мессу в церковь, — рассказывала позднее Буш. — Когда мы обсуждали это занятие, она вспомнила с благоговением, что смогла спокойно простоять на коленях половину мессы. Впервые за двадцать лет она не чувствовала боли!» Позднее лечащий врач Мэри был потрясен тем, насколько гибким стало ее колено. С медицинской точки зрения было непонятно, каким образом проблемы с коленом могли разрешиться за счет высвобождения долго сдерживаемых эмоций. В восточной медицине колени (и локти) управляются печенью, которая там считается вместилищем злобы. Возможно, высвободив детскую злобу по поводу сиротства, Мэрисмогларазрядить напряженность, которая накапливалась в течение многих лет. Буш делает вывод: «Сестра Мэри Элизабет сейчас чувствует, что ее жизнь изменилась в результате работы с образностью и музыкой. Исцеление колена еще раз доказывает, что Бог и музыка могут объединяться ради исцеления болящего».
Писательский «тормоз»
Элэйн, мать-одиночка средних лет, обратилась в Центр звука и музыкотерапии в городе Феникс за помощью по поводу своего девятилетнего сына Росса. Он не умел читать, у него была масса проблем в школе. Прослушав первые тридцать минут вступительной программы для родителей, Элэйн попросила записать ее на индивидуальную программу, интуитивно чувствуя, что метод Томатиса может помочь ей не меньше, чем сыну. Она рассказала директору Билли М. Томпсон, что в течение многих лет испытывает беспокойство, отсутствие должной мотивации, что она не любит свою работу компьютерного программиста. Элэйн потеряла веру в себя из-за своих проблем и проблем сына. Волновалась по мелочам, хваталась то за одно, то за другое, часто страдала от депрессии. Элэйн живописно описывала свой сон, где она напоминала кузнечика, который скачет по полю с места на место, но никуда не попадает. Она мечтала стать писательницей, но боялась, что и здесь ее постигнет неудача. Она чувствовала, что не сможет писать достаточно хорошо, чтобы ее приняли в университет на факультет литературы и поэзии. Элэйн начала писать уже во время прослушивания курса Томатиса. Затем она смогла представить несколько поэм в университет, и ее приняли. Успех был столь впечатляющим, что ее пригласили в аспирантуру в университет штата Нью-Мексико. Оставив прежнюю работу, она стала аспирантом и реализовала свою мечту стать писателем, начав работу над двумя крупными проектами, включая большую книгу. Элэйн посвятила персоналу центра Томатиса поэму, в которой она рассказывает о своих взаимоотношениях с сыном. Многим людям нужен катализатор для того, чтобы преодолеть неуверенность в себе, излишнее волнение и дать возможность раскрыть творческий потенциал. В Древней Греции Аполлона считали богом медицины и музыки. Божественная и земная гармония считались единым целым. С тех пор целительство и искусство, тело и душа стали неразделимы. Как считал Новалис, философ эпохи Просвещения, в каждой болезни заложена музыкальная проблема. Научные исследования подтверждают, что у каждого вида музыки целительный потенциал.
Опираясь на современные достижения медицины, мудрость Востока и новейшие открытия педагогики и науки в области творческих возможностей человека, Нэмпбелл раскрывает нам то, как воздействие звука, музыки и других форм вибрации, которые человек начинает воспринимать еще в утробе матери, может иметь далеко идущие последствия для его здоровья, образования и поведения. Он показывает нам, как использовать звук и музыку для стимулирования учения и развития памяти; как улучшить умение слушать; как с помощью воображения усилить «эффект Моцарта»; а также как обуздать и запрячь в работу знергию тонирования, песнопений, мантр, рэпа и прочих звуков, которые только способен издавать человек. В книге описываются пятьдесят широко известных отклонений в здоровье или поведении, начиная от мигрени и кончая алкогольной или наркотической зависимостью, которые можно лечить с помощью музыки. Автор рекомендует более двух десятков специальных пегко выполнимых упражнений для усиления чощи пространственного воображения (как составной части коэффициента умственного развития IQ), избавления от боли, повышения творческих способностей, обретения такого состояния, когда «душа поет». Эта замечательная книга указывает путь к более здоровому, гармоничному образу жизни — вы будете знать, что нужно слушать.
Один из просветителей в области связи музыки и целительства в мире. Он учился классической музыке у Нади Буланже во Франции и написал несколько новаторских книг по музыкотерапии. В1988 году он основал институт музыки, здоровья и образования. Кзмпбелл читает лекции в университетах, музыкальных организациях, руководителям компаний и профессионалам здравоохранения. Уроженец штата Техас, живет в городе Боулдер, штат Колорадо.
www.e-puzzle.ru
|