Другие измерения 1 страница
* * * "Если эти объекты наблюдались с незапамятных времен и их обитатели всегда вели себя очень похоже, то неразумно утверждать, что это "просто" внеземные пришельцы. Они должны быть чем-то более значимым. Возможно, они всегда были здесь. На Земле. С нами".
"Хотя я принадлежу к тем, кто считает НЛО реальными физическими объектами, я не думаю; что они внеземные в том смысле, который обычно вкладывают в это понятие. На мой взгляд, они являют собой захватывающий вызов нашей концепции реальности, как таковой". Жак Валле * * * "Особый интерес, проявляемый к НЛО, связан с двумя обстоятелствами. Во-первых, это, по-видимому, самая таинственная загадка из всех, когда-либо стоявших перед человечеством, и, во-вторых, НЛО являются объектом такого массированного и яростного отрицания, что это, несомненно, свидетельствует о реальности феномена". Уитли Стрибер * * *
Предисловие Вы держите в руках очень необычную книгу, необычную по крайней мере по трем причинам. Во-первых, необычна сама тема - неопознанные летающие объекты, - если выйти за рамки газетного уровня ее обсуждения. Во-вторых, необычен авторский подход к интерпретации НЛО: признавая существование глобального феномена, проявляющего свою активность на протяжении всей истории земной цивилизации, автор при этом категорически отвергает расхожую идею инопланетных пришельцев как примитивное понимание гораздо более сложного явления. И наконец, в-третьих, необычна фигура самого автора: Жак Валле, один из немногих титулованных профессиональных ученых, со всей серьезностью относящихся к феномену, НЛО, является сегодня, по общему признанию, ведущим в мире специалистом в этой области.
Книга "Параллельный мир" - итог работы, которую Валле проводил в течение двух с половиной десятилетий. Ей предшествовал ряд изданий, встреченных читателями разных стран с большим интересом, о чем свидетельствует общий тираж этих изданий, превысивший миллион экземпляров. Доказательством популярности Жака Валле является то, что для известного американского кинорежиссера Стивена Спилберга он стал прообразом одного из главных героев его нашумевшего в конце 70-х годов фантастического фильма "Близкие контакты третьего типа". Ученого, пытающегося разгадать тайну НЛО" сыграл другой известный кинорежиссер - француз Франсуа Трюффо.
Доктор Жак Валле, член Американского математического общества, автор нескольких монографий по информатике, заинтересовался проблемой НЛО, еще будучи молодым человеком. Получив два университетских диплома (по математике и астрофизике), он поступил на работу в Парижскую обсерваторию и здесь провел ряд наблюдений странных объектов, интерес к которым движет им и по сей день. Проработав год в обсерватории, Валле в 1962 году переехал в США, где продолжил совершенствоваться в области информатики. Сотрудничество с Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства привело его к созданию компьютерной карты Марса для обеспечения полетов американских межпланетных станций "Маринер" к красной планете. В 1963 году он обосновался в Чикаго и спустя четыре года получил в Северо-Западном университете докторскую степень за работы в области искусственного интеллекта.
Здесь, в Чикаго, Валле сблизился с профессором астрономии Северо-Западного университета Алленом Хайнеком, который к тому времени уже много лет являлся консультантом ВВС США по НЛО в рамках специального исследовательского проекта "Синяя книга" и прошел непростой путь от полного отрицания к признанию реальности существования загадочного феномена. Валле, таким образом, получил уникальную возможность сопоставить свои статистические исследования неопознанных летающих объектов, основанные главным образом на французских наблюдениях, с обширным материалом, собранным американскими военными.
К тому времени в армейских архивах было накоплено уже около десяти тысяч сообщений о наблюдениях НЛО. Систематический сбор этих сообщений начался в конце 40-х годов, когда в США, как и в других странах, обладавших наиболее мощной в ту пору авиацией и системой ПВО, военное руководство проявило серьезную обеспокоенность тем, что неизвестные объекты многократно фиксировались летчиками и операторами РЛС. В результате были созданы специальные подразделения, предназначавшиеся для сбора и анализа данных с целью выяснить, насколько НЛО (этот термин, кстати, вышел из недр американских ВВС) представляют угрозу национальной безопасности.
Период тесного сотрудничества двух ученых, молодого и маститого, совпал с важными событиями вокруг НЛО, которым предшествовала почти двадцатилетняя история обсуждения этой проблемы.
С конца 40-х годов американские газеты взахлеб пересказывали истории о виденных многими "летающих тарелках", которые не только летали, но якобы даже приземлялись и из них выходили таинственные незнакомцы, похожие на людей. С легкой руки масс-медиа все большую популярность стала приобретать гипотеза инопланетных пришельцев: НЛО - это не что иное, как космические корабли высокоразвитой внеземной цивилизации. Свою роль наверняка сыграла и начавшаяся на Земле в тот период космическая эра.
Однако в условиях набиравшей в ту пору обороты "холодной войны" силовые ведомства склонялись к более прозаическим объяснениям: либо это вездесучая "рука Москвы", либо следствие послевоенной всеобщей истерии, либо то и другое вместе. Естественно, они не особенно стремились афишировать свою деятельность в данной области, что еще больше подогревало прессу и развернувшие свою деятельность любительские организации по изучению НЛО, которые не преминули обвинить военных в сокрытии якобы имевшихся у них неопровержимых доказательств внеземного происхождения объектов.
Наиболее зримо это противостояние проявилось в середине 60-х годов, как раз тогда, когда был зафиксирован очередной пик наблюдений НЛО. Влиятельные лица, выказывавшие интерес к этой проблеме, добились через Конгресс передачи накопленных военными материалов авторитетной гражданской группе экспертов для вынесения окончательного вердикта.
Созданная на два года комиссия во главе с известным американским физиком Э. Кондоном, изначально скептически настроенным к данной проблеме, установила, что НЛО не представляют научного интереса, и военные, к тому времени уже убедившиеся в отсутствии угрозы со стороны НЛО, воспользовались удобной ситуацией и в конце 1969 года закрыли свой исследовательский проект, который, как они считали, ничего, кроме головной боли, им не приносил.
Небольшая волна протеста со стороны немногочисленной группы профессиональных ученых, серьезно относившихся к проблеме НЛО и считавших необходимым продолжение официального изучения феномена, довольно быстро улеглась, столкнувшись с равнодушием, непониманием и даже брезгливым отношением к "летающим тарелкам" в научных кругах США.
И тогда вокруг А. Хайнека и Ж. Валле начал формироваться, как они его называли, "невидимый колледж" - неформальный коллектив профессиональных ученых-единомышленников, объединенных общей заинтересованностью в продолжении изучения феномена на основе строгого научного подхода, чего так не хватало и не хватает до сих пор многочисленным объединениям любителей "летающих тарелок".
Во второй половине 70-х годов произошло два знаменательных события. Группе французских ученых-энтузиастов при поддержке Хайнека и Валле удалось в 1977 году создать в Тулузе государственную исследовательскую структуру (ЖЕПАН) под эгидой Национального центра космических исследований. За полтора десятка лет своего существования она собрала немало достоверного фактического материала, в том числе данные обстоятельного изучения так называемого места посадки НЛО, к чему было привлечено несколько крупных научно-исследовательскх институтов. Второе событие - это обсуждение проблемы НЛО в 1978 году в рамках официальной повестки дня 33-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Уже тогда на заседании Специального политического комитета Ж. Валле, приглашенный в качестве докладчика, обратил внимание присутствовавших на реальность феномена, проявляющуюся на трех уровнях: физическом, психофизиологическом и социальном.
К сожалению, даже эти события не изменили позиции научной общественности: она по-прежнему продолжает дистанцироваться от серьезного обсуждения проблемы НЛО, отдавая ее на откуп многочисленным любительским организациям, многие из которых своей дискредитирующей деятельностью еще больше отталкивают ученых от исследования феномена, исследования, так нуждающегося в мощной интеллектуальной поддержке.
В такой ситуации очень непросто, каждодневно рискуя своим реноме, высказывать идущую вразрез с мнением подавляющего большинства коллег точку зрения на феномен, получая взамен ухмылки, а то и обвинения в дилетантизме и профанации науки.
Достаточно вспомнить американца Дж. Макдональда, ученого, крупного специалиста по физике атмосферы, эксперта Конгресса США, никогда не скрывавшего своих взглядов на природу НЛО и покончившего жизнь самоубийством после того, как его интерес к таинственному феномену был выдвинут в качестве аргумента профессиональной некомпетентности. Поэтому без большого преувеличения можно считать профессиональным подвигом открытое участие высококвалифицированных специалистов в изучении проблемы НЛО.
К этому узкому кругу интеллектуалов, безусловно, принадлежит Жак Валле. Причем его положение усугубляется еще и тем, что ему, противнику инопланетного объяснения НЛО, приходится обороняться со всех сторон. Однако он, судя по всему, вполне нормально чувствует себя в подобной ситуации, не упуская возможности поиронизировать как над учеными мужами, познавшими истину в последней инстанции, так и над фанатиками-тарелочниками, ждущими нашествия с небес.
Опираясь на обширный и разносторонний материал, почерпнутый из этнографии, мифологии, истории, философии, социологии, религии, парапсихологии, физики и астрономии, Жак Валле рассматривает феномен НЛО как некую систему, которая оказывала и продолжает оказывать глубокое влияние на эволюцию коллективного сознания человечества и на развитие культуры всей земной цивилизации. Этой концепции нельзя отказать в оригинальности. Затрагивая самые фундаментальные проблемы бытия, она будоражит мысль и заставляет задумываться над зыбкостью наших современных знаний. Дух захватывает от одной только мысли, что, возможно, мы еще очень далеки от всестороннего и адекватного понимания всей сложности организации того мира, в котором мы живем.
"Единственное, что интересует меня в этой области, - максимально приблизиться к решению проблемы", - сказал Ж. Валле в одном из интервью. Как знать, быть может, именно ему, как никому другому сегодня, удалось сделать это?
В заключение одна техническая деталь. Перевод книги выполнен с ее американского издания, а затем, по просьбе Ж. Валле, сверен с более поздним французским вариантом, отредактированным автором. М.Ю. Шевченко * * * Эта книга посвящается памяти д-ра Дж. Аллена Хайнека. Как ученый он первым понял значимость этой проблемы; как мыслитель осознал ее связь с другими окружающими нас глубокими тайнами; как учитель щедро делился своими знаниями. Как человек он сомневался - постоянно и во всем.
* * * Введение Закрытое сознание, открытые вопросы Тайна, которая в течение многих лет жила в человеческом воображении, тайна неопознанных летающих объектов и их обитателей, вернулась на первые страницы газет и обрушилась каскадом новых сообщений: объекты не только наблюдаются в небе и на земле, но они, как свидетельствуют очевидцы, вступают в контакт с людьми, а в некоторых случаях даже похищают их. Общественность отреагировала на эти сообщения смесью скептицизма, благоговения и страха. Дефицит надежных данных и отсутствие серьезных исследований лишь обострили интерес к проблеме.
Сейчас самое время заняться переосмыслением проблемы НЛО и вновь открыть старинные тексты, в которых говорится о столь же древних мечтаниях нашей, да и любой другой цивилизации: о контактах с существами, явившимися к нам из неведомого.
Каждая культура внесла свой вклад в великую сокровищницу легенд и преданий, связывающих человеческую фантазию с небесами. Сегодня быстрые темпы развития техники стимулируют осознание важности этой проблемы на новом уровне. Современный читатель нуждается в новой перспективе, в новой парадигме, в рамках которой торжество знания позволит отбросить страх. Но прежде всего он хочет знать больше фактов.
Пытаясь удовлетворить эту потребность, я в данной книге представил в концентрированном виде результаты моих двадцатипятилетних исследований и на основе ранее опубликованных материалов (особенно моей давно разошедшейся книги "Пропуск в Магонию") объединил в более стройную картину самые знаменательные события, оставившие след в богатой истории феномена НЛО. В результате эта книга приводит нас к новому выводу: хотя я и принадлежу к тем, кто считает НЛО реальными физическими объектами, я не думаю, что они внеземные в том смысле, который обычно вкладывают в это понятие. На мой взгляд, они являют собой захватывающий вызов нашей концепции реальности как таковой.
Печально, что на исходе XX века, когда становятся возможными новые открытия, сознание многих ученых остается закрытым для этой проблемы. В 1987 году в своем июньском номере популярный астрономический журнал "Sky and Telescope" с надменным скептицизмом насмешливо заметил: В последние годы популярность неопознанных летающих объектов поблекла, поскольку средства массовой информации стали, видимо, понимать, сколь малая часть любого сообщения об НЛО действительно подвергалась серьезному исследованию.
По иронии судьбы в тот же месяц две книги - "Приобщение к тайне" и "Незваные гости" - заняли первые места в списке бестселлеров газеты "Нью-Йорк тайме". В них были представлены сенсационные рассказы очевидцев о встречах с НЛО, сопровождавшихся прямыми и телепатическими контактами с их обитателями. Обе книги вызвали колоссальный резонанс в американских средствах массовой информации.
Такое совпадение во времени проявления научного высокомерия и новых общественных тенденций наглядно иллюстрирует важное явление нашей жизни: в то время как наука продолжает отказывать феномену в реальности, люди страстно ищут объяснений своим наблюдениям.
Пока наши ученые будут сторониться важных фактов, способных привести к новым взглядам на мироустройство, они будут тормозить движение общества по пути фундаментального интеллектуального прорыва.
Настоящая книга пытается заполнить существующий пробел путем изучения свидетельств существования НЛО не только в наши дни, но также и в древние времена.
Историческая ретроспектива, вкратце представленная в первой части, названной "Хроника неведомого", сама по себе увлекает и даже захватывает. Но в данном случае гораздо важнее осознать ее решающую роль в цельном понимании проблемы. Если эти объекты, как я покажу, наблюдались с незапамятных времен и их обитатели всегда вели себя очень схоже, то неразумно утверждать, что это "просто" внеземные пришельцы. Они должны быть чем-то более значимым.
Возможно, они всегда были здесь. На Земле. С нами.
На мой взгляд, распространенная среди исследователей НЛО вера в буквальное соответствие "похищений" действительности есть только очень грубое приближение гораздо более сложного явления. Перед нами предстает совершенно иная реальность, реальность, проявляющая себя как некая космическая приманка в виде странных небесных знамений и паранормальных явлений, демонстрирующих богатый арсенал психических феноменов. Вторая часть книги посвящена анализу этой реальности. Кроме того, в ней проложен путь для третьей части, которую я назвал "Вызов науке", так как мы не можем более позволять себе уклоняться от серьезного изучения феномена НЛО.
Долгое время военные в США отвергали проблему НЛО только на том основании, что "не наблюдается никакого враждебного намерения и никакой угрозы для национальной безопасности". Теперь этот аргумент потерял былую остроту.
С тех пор как правительство Соединенных Штатов предложило развернуть в космосе систему Стратегической оборонной инициативы (СОИ), обычно называемую программой "звездных войн", как долго военные специалисты смогут терпеть в верхних слоях атмосферы неизвестный феномен? Чем бы они ни были, НЛО по-прежнему наблюдаются невооруженным глазом, поддаются обнаружению с помощью разведывательных спутников, электронных датчиков и радаров. Новая волна активности неопознанных объектов, подобная отмеченным в 1952, 1954, 1966 и 1973 годах, могла бы стать причиной запуска системы СОИ и увеличить риск начала третьей мировой войны. Эта волна могла бы, к примеру, скрыть настоящую атаку. Такая перспектива неприемлема с точки зрения нашей национальной безопасности. Она также неприемлема для любой другой развитой страны.
На это можно возразить: феномен НЛО настолько сложен и недоступен для нашего понимания, что нам еще очень долго придется ждать появления какого-либо решения данной проблемы. Такая точка зрения вполне приемлема, но она не должна расхолаживать нас в отношении проведения активных исследований. Даже если феномен никогда не будет познан в целом, мы хотя бы сможем извлечь полезные уроки из некоторых его проявлений. Я был бы особенно рад, если бы, например, удалось понять, как эти объекты манипулируют электромагнитными волнами, создавая втягивающиеся световые лучи, способные с помощью каких-то гравитационных эффектов перемещать по воздуху различные предметы, людей и животных; или понять, каким образом они парализуют близко подходящих к ним очевидцев.
Представим себе австралийского бушмена, наблюдающего за приземлением самолета "Боинг-747". У него нет никаких шансов, впервые наблюдая подобную картину, понять сложную технологию, управляющую полетом самолета. Однако внимательный взгляд на посадочное устройство вполне мог бы вдохновить сообразительного аборигена на изобретение колеса!
Таково и наше положение по отношению к феномену НЛО. Реальны ли эти объекты? Почему они попирают законы нашей физики? Ищут ли они контакта с нами? В то время как сознание большинства ученых закрыто для неведомого, некоторые полагают, что, напротив, эти вопросы открыты для широкого обсуждения и представляют собой один из наиболее захватывающих вызовов, когда-либо брошенных науке, человеческому воображению и разуму.
Мне не под силу раскрыть эту тайну, но я собрал очень много связанных с нею фактов. В последние несколько лет был сделан большой шаг вперед в изучении феномена НЛО, и мои исследования в этой области привели меня к мысли о необходимости рассматривать проблему на трех различных уровнях.
Первый уровень - физический. Сегодня мы знаем, что НЛО ведут себя подобно небольшой (порядка 10 метров) замкнутой области пространства, в пределах которой сконцентрировано колоссальное количество энергии. Эта энергия проявляется и в виде интенсивно окрашенных пульсирующих световых эффектов, и в виде других типов электромагнитного излучения.
Второй уровень - биологический. Сообщения о встречах с НЛО свидетельствуют о всевозможных психофизиологических воздействиях на очевидцев. Феномен становится причиной видений, галлюцинаций, потерь ориентации в пространстве и во времени, различных физиологических реакций (в частности, временной потери зрения, паралича, изменения ритма сна), а также растянутых во времени изменений, затрагивающих личность.
Третий уровень - социальный. По всему миру вера в реальность НЛО быстро распространяется во всех слоях общества. Растет число книг, посвященных этому предмету. Такими известными режиссерами, как Спилберг, созданы документальные и художественные фильмы, в которых детей убаюкивают историями о летающих тарелках (в буквальном смысле английское "flying saucer" или французское "soucoupe olante" означают "летающее блюдце", но, следуя сложившейся традиции, это словосочетание переводится как влетающая тарелка" - прим. перев.).
Представления о существовании жизни во Вселенной переживают настоящую революцию. Многие современные направления в нашей культуре ведут начало от "посланий из космоса", полученных очевидцами в ходе контактов с НЛО в 40-х и 50-х годах.
Опыт контакта с НЛО оказывается потрясающим испытанием - как физическим, так и психологическим. Воздействие травмы идет гораздо дальше того, о чем очевидцы могут осознанно вспомнить. Этот опыт формирует новые типы поведения и веры. Остающиеся в стороне от научного исследования его социальные, политические и религиозные последствия оказываются грандиозными, если их рассматривать на отрезке времени, превышающем время жизни одного поколения.
Столкнувшись с новой волной контактов с НЛО, представленных в таких книгах, как "Приобщение к тайне" и "Незваные гости", и в таких фильмах, как "Близкие контакты третьего типа", наши религии кажутся безнадежно устаревшими. Концепция церкви как общественного бытия, действующего в пределах рациональных структур, ставится под сомнение заявлениями о прямом общении со зримыми существами, наделенными сверхъестественной силой.
Такие представления могут потрясти наше общество до самых оснований его культуры. Очевидцы уже не боятся рассказывать истории о собственном похищении, о вступлении в телепатический контакт с неведомыми существами и даже об интимных связях с ними. Анализируя эти истории, я обнаружил их поразительное сходство с рассказами о встречах со средневековыми эльфами и джиннами, с обитателями "Магонии" - заоблачной страны, упоминаемой древними хрониками. Но они в то же время представляют собой и нечто иное: они свидетельствуют о важных событиях грядущего.
Сегодня у нас есть достаточно оснований полагать, что представления о проблеме существования разума во Вселенной будут меняться еще не раз. Современной западной науке недостает проблем, способных захватить воображение и энтузиазм общественного мнения. Ожидание встреч с иными разумными существами могло бы помочь нам избежать локальных конфликтов на Земле и добиться таких изменений в поведении людей за время жизни всего лишь одного поколения, на которые в отсутствие подобного ожидания потребовались бы столетия. Если феномен НЛО способен оказать влияние на наше будущее, то мы действительно стоим на пороге одного из крупнейших переходных периодов в истории человечества.
Часть первая. ХРОНИКА НЕВЕДОМОГО В конечном счете и магия, и религия, и наука - это всего лишь способ теоретического мышления; но как наука вытеснила своих предшественниц, так и сама она в будущем может быть заменена некоторой, более совершенной системой представлений, основанной, возможно, на принципиально ином подходе к рассмотрению явлений, точнее, их теней на экране ума, о котором наше поколение не имеет ни малейшего представления. Джеймс Фрэзер, "Золотая ветвь" Сегодня, слушая радио и смотря телевизор, уже невозможно избежать воздействия рассказов очевидцев о встречах со странными летающими объектами и их предполагаемыми пилотами. Несмотря на кажущуюся смехотворность многих подобных заявлений, немалая часть которых к тому же легко объясняется в рамках психопатологии, большая часть этих историй озарена неподдельной искренностью. До тех пор пока никто не взял на себя смелость утверждать, будто многообразие окружающего нас мира исчерпывается уже известными науке явлениями, трудно отрицать, что очевидцы в принципе могли быть подвергнуты глубокому, необыкновенному и вселяющему порой ужас воздействию, в основе которого лежит еще не познанная нами форма разума.
Велик соблазн сразу ухватиться за первое, что приходит в голову. Встречи с чем-то необъяснимым всегда вызывают невыносимо тягостное чувство, особенно когда они предвещают опасность и ставят под вопрос все с таким трудом накопленные знания о природе мироздания. Мы отчаянно пытаемся ухватиться за соломинку. Например, воображаем себе, что нас, может быть, посещают существа с других планет, и, видимо, скоро правительство признается, будто наши ученые знают о "них" все и могут объяснить все их намерения, и что все будет хорошо.
Те из нас, кто изучает этот феномен уже в течение длительного времени (что касается меня, то это началось в 50-х годах, в период интенсивных наблюдений НЛО в Европе), научились противостоять соблазну цепляться за такие поспешные выводы. Если в науке когда-нибудь и существовала ситуация, требовавшая тщательного отбора и скрупулезного анализа имеющихся в наличии данных, а также обсуждения и проверки каждой гипотезы, то это как раз та ситуация, которая сложилась вокруг феномена НЛО.
Я рассматриваю существование богатого свидетельского опыта как благоприятную возможность для проведения настоящего научного исследования и, что даже еще важнее, для объединения усилий различных наук с целью изучения тех тайн природы, которые пока остаются для нас за семью печатями. В то же время я не разделяю мнения исследователей, заявляющих, будто НЛО - это пришельцы с других планет; такой вывод не только преждевременен, он противоречит многочисленным основополагающим фактам, которые можно осмыслить, только рассматривая всю проблему с исторической точки зрения.
Первая часть этой книги представляет собой как раз такую ретроспективу. Она адресована тем читателям, которые слышали лишь о недавних случаях наблюдения НЛО и не подозревают, что феномен пришел к нам из тьмы веков - не только в виде небесных знамений, но и в красочных рассказах о контактах с неведомыми существами и даже о случаях похищения людей.
Мы только начинаем устанавливать связь между современными наблюдениями НЛО и различными представлениями, породившими наш фольклор, наши религии и наши философские системы. Нам потребуется еще много лет для воссоздания звеньев цепи (личный опыт - народные предания - умозрительные построения), соединяющих библейское видение Иезекииля с впечатляющими и часто повергающими в ужас сообщениями наших современников. Но время заняться этим уже настало.
1. Загадочные встречи в прошлом Начнем с простого факта: человек всегда осознавал, что он не одинок. В преданиях всех народов Земли тщательно хранятся рассказы о контактах с другими формами жизни и высшим разумом за пределами отварного мира". Особенно знаменательны утверждения, будто мы окружены бесплотными созданиями, способными проявлять себя в материальном мире неизвестными нам путями. В этой главе собраны некоторые из таких преданий и прослежено поразительное сходство старинных рассказов и современных случаев контактов с неведомыми существами.
Я начал работать над этой книгой во время деловой поездки в Париж. Несколько часов свободного времени между двумя встречами предоставили мне приятную возможность посетить один из самых выдающихся шедевров всех времен - часовню Сент-Шапель, расположенную на территории Дворца Правосудия около собора Парижской богоматери. Ощущение было потрясающее; его можно сравнить только с путешествием по сокровищнице, наполненной до краев драгоценными камнями. Внутри самой часовни нет почти ничего: несколько скульптур и деревянных живописных панно. В стены вделаны витражи, и парижский свет, причудливо пробиваясь сквозь них, создает ощущение, совершенно незнакомое обычному человеческому опыту.
На одном из витражей Сент-Шапеля изображено похищение пророка Иезекииля похожим на смерч объектом (Иезекииль видел какие-то колеса и четыре необычных существа). Он был унесен на находящуюся вдали вершину горы, где он и стоит, растерянный и изумленный.
За двадцать пять лет изучения феномена НЛО я разговаривал со многими очевидцами - я мог их слушать и смотреть им прямо в глаза, - которые рассказывали мне, как были подхвачены смерчем, видели необычные существа и по завершении всего оказывались в состоянии растерянности и изумления. Они обращались ко мне, чтобы рассеять свое замешательство. Но я не мог им предложить ничего, кроме своих заверений, что их случай не единственный, что многие другие люди тоже были невольными участниками похожих приключений и что, я надеюсь, наука будущего в конце концов признает реальность такого рода событий и будет рассматривать их в качестве важнейшего источника новых знаний.
Опрошенные мною очевидцы никогда не будут увековечены на витражах часовни, где изображены короли и королевы, стоящие на коленях и сложившие руки в традиционном жесте поклонения. Это простые люди с присущими им надеждами и слабостями. Но тем не менее их рассказы достойны быть услышанными.
|