Постановка вопроса
Сформулировав цель работы, автор переходит к описанию конкретных задач. Именно конкретная постановка задач исследования содействует целесообразному решению проблемы. Чтобы задача была поставлена корректно, нужно изучить постановку соответствующей проблемы в науке, определив известное (что сделано до моего исследования?), дискуссионное (какие решения представляются мне спорными?), искомое (что я ищу? Что предстоит мне сделать?). Постановка вопроса связана с аналитическим обзором литературы. Автор выпускной квалификационной работы должен обобщить литературу по теме и представить список этой литературы в алфавитном порядке в виде библиографии, которая прилагается в конце работы. Необходимо также провести проблемный анализ литературы, выделив для обобщения аспекты проблемы, которые соответствуют теме. Проблемный анализ литературы вопроса предполагает определенный уровень обобщения (соединение сходных, аналогичных точек зрения авторов), корректность использования чужой мысли (приводится точная цитата, не допускается искажение мысли цитируемого автора, дается точная ссылка на источник), наличие собственной оценки чужой мысли (принимаю чужую точку зрения к сведению, соглашаюсь и частично использую, принимаю за основу, не соглашаюсь и привожу контраргументы, возражаю и привожу в подтверждение своей точки зрения материал, частично соглашаюсь, частично возражаю). Выделим стереотипные формы включения чужой мысли и речи в текст дипломной работы: 1) В.В. Виноградов пишет (говорит, отмечает, констатирует) + точная цитата в кавычках. 2) В соответствии с концепцией В.В. Виноградова (по В.В. Виноградову, по мысли В.В. Виноградова, по мнению В.В. Виноградова, как отмечает В.В. Виноградов), стилистика включает «три круга» стилистику языка, стилистику речи, стилистику художественной литературы. Форма возражения: 1) Мы позволим себе возразить В.В. Виноградову, который считал, что стилистику можно представить в виде «трех кругов». 2) Нам представляется недостаточно объективной (перспективной, современной) точка зрения В.В. Виноградова, согласно которой стилистику можно представить в виде «трех кругов». 3) Нам представляется устаревшей (субъективной, узкой, излишне схематической, дискуссионной, спорной, далеко не бесспорной) точка зрения + изложение мысли. Формы согласия: 1) мы принимаем точку зрения (концепцию) – (чью?) 2) полностью принимаем точку зрения… 3) поддерживаем точку зрения… 4) разделяем точку зрения (мысль, идею)… 5) разрабатываем идею В.В. Виноградова (принадлежащую Виноградову)… 6) возвращаемся к забытой идее В.В. Виноградова… 7) отталкиваемся от идеи В.В. Виноградова… Возможны неличные конструкции типа: В работе принимается точка зрения В.В. Виноградова…, Для автора принципиальной является точка зрения…., Автор полагает, что в основе теории стилей должна лежать концепция В.В. Виноградова.
|