Немного об истоках
Тайская теория энергетического строения человека Сен Сиб Немного об истоках Тайское слово «Nuad» обычно переводится как «массаж». Однако тайский массаж го-раздо больше, чем простое разминание мышц. Более точно было бы определить его как «управляемое лечение», использующее внешние манипуляции для получения эффекта внутреннего — физической и энергетической наладки, стимулирования и исправление тела пациента. Исторические корни тайского массажа и тайской традиционной медицины в целом довольно расплывчаты. Народная традиция утверждает, что древние медицинские знания появились на территории древнего Сиама много веков назад чудесным образом из Индии, и связывает их с приходом буддизма. Основателем, отцом тайской медицины называют из-вестную в буддизме тхеравады фигуру Дживаго Комарапая, современника, соратника и ле-каря Будды Гуатамы. Буддизм всегда играл огромную роль в общественной жизни Таиланда. Буддийские монастыри были источниками не только религиозных знаний, но и центрами образования, которое неизменно включало традиционные медицинские знания и тайский массаж. Древние знания чаще всего передавались устно от учителя к ученику, и лишь иногда записывались на пальмовых листьях. Эти редкие тексты считались священными и были так же важны, как и буддийские религиозные писания. Медицинские знания всегда почитались, а уважение к доктору Дживаго в народной традиции передавалось через церемонию, называемую Wai Kru (Вай Кру). Мантра «Ом Намо», как составляющая Вай Кру, до сегодняшнего дня начинает и заканчивает каждый учебный день в школах тайского массажа, а также произносится в начале каждого массажного сеанса. Такое почитание помогло сохранить древние традиции и оригинальные тексты исследований, которые передавались полностью и добросовестно. Тщательное следование предписаниям было также результатом незнания анатомии: рассечение тела человека было строжайше запрещено в тайском обществе. Первое упоминание о лечебных методиках датируется 1690 г. Симон де ла Лауберт, французский посол в королевстве Аюттайя (государство предшественник Сиама), написал, что сиамские врачи никогда не изменяют рецептов, полученных от их предков, потому что они ничего не знают об анатомии и хирургии. Описывая практику массажа он пишет, что «когда кто-то заболевает в Сиаме, к нему приглашают человека, который умело растягивает тело больного и попирает его ногами». Большинство из древних медицинских текстов были уничтожены в 1776 году, в момент за-хвата и уничтожения Аюттайи бирманцами. Однако некоторые тексты удалось спасти. Это были те знания, которые уцелели на территориях буддийских храмов. В 1832 году король Рама III повелел все самое лучшее из сохранившихся текстов проверить, а затем выгравировать на каменных плитах. Эти плиты (каменные таблицы) были установлены в галерее храма Phra Chetuphon (Ват По) в Бангкоке. Галерея содержит 60 изображений — на 30-ти изображен вид спереди, на 30-ти — сзади. На рисунках обозначе-ны энергетические линии, которые по-тайски называются «сен», и расположенные на них лечебные точки. Если взглянуть на эти древние изображения с точки зрения современной анатомии, они покажутся, по меньшей мере, странными: между рисунками и пояснительны-ми надписями есть противоречия; на рисунках не показаны ребра и позвонки, допущены и другие неточности. Причина этого кроется в том, что анатомия не играла особой роли в древнем тайском массаже. Рисунки, изображающие массаж, не претендовали на физиоло-гическую точность. Это не более чем схема, способ показать энергетические линии и лечебные точки, а также их влияние на организм и его функционирование. Долгое время каменным таблицам не уделялось должного внимания. И лишь несколько десятилетий назад, в связи с все возрастающим интересом на Западе к традиционной тайской медицине, тайское общество повернулось лицом к каменным манускриптам. В 1977 г. были опубликованы «Медицинские тексты, которые Его Величество король Рама III повелел запечатлеть в Pra Chetuphon (Wat Po) в 2375 (от Р. Х. 1832)» Несмотря на неточности и противоречия, эти древние тексты по-прежнему являются богатейшим и единственным источником для исследователей теоретических корней тайского массажа.
|