Руководителя
В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с про- певанием звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Перечисленные особенности детей отражаются на специфике проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются пляски под пение, хороводы, игры с пением. Интересны для детей музыкально- дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Слушание музыки рекомендуется начинать со знакомства с контрастными произведениями (например, «Клоуны» Д. Кабалевского и «Болезнь куклы» П. Чайковского и т. д.) или с произведениями, объединенными общим замыслом (например, сказка «Что приснилось Жене»). В начале учебного года музыкальный руководитель, обследуя каждого ребенка, должен выявить уровень его музыкальных способностей по следующим параметрам: а) слушание музыки, устойчивость внимания детей, их заинтересованность; б) певческие навыки (протяжно ли поет, берет ли дыхание между фразами); в) движения под музыку (бодро, легко, свободно); г) изменение движений в соответствии с двухчастной формой мелодии; д) выразительность выполнения танцевальных движений; е) внятность произнесения слов при пении; ж) правильность передачи мелодии. При этом музыкальным руководителем отмечаются: а) наличие (отсутствие) навыка; б) навык в стадии формирования; в) стойкость и нестойкость навыка. Осознанное восприятие музыкальных произведений, дифференцированное восприятие высоты звука, ритма, динамики осуществляются в процессе проведения музыкально-дидактических игр. Приведем некоторые виды игр, направленных на развитие музыкальных способностей детей, которые с успехом были использованы в практике детского сада № 121г. Батайска (музыкальный руководитель JI. И. Кошелева). Упражнения
|