Сицилия.
Шотландия. Аббатство Dunfermline (основано около 1070 на Сент-Маргарет в Шотландии) Собор Сент-Эндрюс (около 1070) Часовня Сент-Маргарет в замке Эдинбурга (начало 12 в.) Приходская церковь Далмени (около 1130) Санкт-Магнус собор в Киркуолле (Оркнейские острова (около 1137) Аббатство Джедберг (основано около 1138) Церковь Святого Athernase Leuchars (12 в.) Ирландия. Замок Трим и замок в Дублине. Сицилия. Период норманнской романики в Сицилии длился с 1060 (норманнское завоевание острова с 1060 по 1090) по 1282. Архитектура Сицилии этого периода сравнима с архитектурой Англии и северной Франции, но включает в себя черты византийской архитектуры. Часовня Дворца норманнов в Палермо, начиная с 1130, купол (византийского происхождения) украшен мозаикой, представляющей Христа Пантократора. Готические влияния норманнской архитектуры Сицилии сказываются в соборе Мессины, освященном в 1197 Собор Монреале Собор Мессина Собор Чефалу СТИЛЬ «МУДЕХАР» В XII—XVI вв. возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству. В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс). Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и др. Внутри стиля различают два направления. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для севильских храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андрее, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (особенно известен своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм. «Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. К данному направлению относятся части Альказара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде (1364) здания, обычно называемого дворцом короля Педро, можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях «придворного мудехара» были сооружены другие севильские дворцы XIV века: Лас Дуэньяс герцогов Альба и Дом Пилата герцогов Мединаселли (завершенный в середине XVI в. дворец представляет собой яркий пример сочетания мавританских и ренессансных форм). К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII вв.). С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и органичный характер. КИРПИЧНАЯ ГОТИКА (СЕВЕРОГЕРМАНСКАЯ ГОТИКА) — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше и Прибалтике в XIII - XVI веках. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс». Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Местоположение основных памятников кирпичной готики. Германия. Макленбург – Передняя Померания, Шлезвиг – Гольштейн, Гамбург, Бранденбург, Берлин, Саксония – Анхальт, Нижняя Саксония, Бремен. Дания. Эстония. Финляндия. Латвия. Литва. Польша. Россия, Калининградская область. Швеция. Белорусь. Образцы кирпичной готики встречаются в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, на Северо-Германской низменности. Этот ареал практически полностью (за исключением Вестфалии и Рейнской области) совпадает с зоной влияния Ганзы, вследствие чего кирпичная готика стала символом этого могущественного союза городов. В Средние века и Новое время эта культурная область включала в себя южную часть Прибалтики и оказывала большое влияние на Скандинавию. Самый южный образец кирпичной готики в Германии — альтенбургская церковь на горе (нем. Bergkirche) находится далеко за пределами своего основного ареала распространения — в Тюрингии. Большинство сооружений на северо-западе Германии не относятся к кирпичной готике. Отсутствие природного камня не обязательно вело к повсеместному формированию типичного стиля с использованием кирпича. Верхняя Бавария и Верхняя Швабия также ощущали нехватку строительных материалов, но характерный «кирпичный» архитектурный стиль там не возник. Скульптурные украшения изготавливались из штучного камня, либо кирпичная основа облицовывалась природным камнем, как, например, в церкви Святого Мартина в Ландсхуте и мюнхенской Фрауэнкирхе. В ходе так называемой «восточной колонизации» XII—XIII веков немецкие купцы и колонисты с перенаселённого северо-запада Германии переселялись в районы проживания славян к востоку от Эльбы. Новые города вскоре вошли в состав Ганзейского союза и образовали новые подразделения с центрами в Любеке и в пригороде Ревеля (Таллинна). Капитулярные и приходские церкви, ратуши, жилые дома богатых купцов и городские ворота, — и церковные, и светские сооружения в процветающих купеческих ганзейских городах отличались большой представительностью. За городскими стенами свой значительный вклад в развитие кирпичной архитектуры вносили монастыри, прежде всего цистерцианцев и премонстрантов. Тевтонский орден для обеспечения своего господства возводил из кирпича свои многочисленные замки на территории Пруссии и Эстонии. Кирпичная архитектура появилась ещё в XII веке, при романском стиле. Долгое время в Северной Германии дома строили из дерева, которое не подходит для монументального строительства. Менее значимые сооружения в сельской местности, вплоть до Нового времени строились в технике фахверка. Красный кирпич заменил природный камень при строительстве кафедральных соборов и приходских церквей в Ольденбурге, Зегеберге, Ратцебурге, Шлезвиге и Любеке. Кирпичные сооружения романского стиля еще близки «квадровой» архитектуре, её формы были перенесены в новую «кирпичную» технику. В готическую эпоху развивается оригинальный стиль кирпичной архитектуры - появились технологии, позволявшие добавить изысканности во внешний облик церквей: для контрастности с тёмным кирпичом углублённые части стен красили известью. Кроме этого началось производство фасонного кирпича, позволявшего лучше имитировать скульптурные украшения. Исходным материалом для производства красного кирпича, заменившего природный камень, служила глина, которой на Северо-Германской низменности было предостаточно. Стандартом в строительстве представительских сооружений стал кирпич так называемого «монастырского формата» (от 28×15×9 см до 30×14×10 см со стыком в среднем 1,5 см). Как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве
|