Студопедия — История развития. Европейские представители
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История развития. Европейские представители






Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия. Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Джеймса Томсона («Времена года», 1730), Эдварда Юнга («Ночные думы», 1742—45) и Томаса Грея («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах Сэмюэля Ричардсона («Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754), у позднего Г. Филдинга («Амелия», 1752). Однако окончательно С. оформляется в творчестве Лоренса Стерна, чьё незаконченное роман «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика» (1768) дало название художественного течению. Его перу принадлежит и сатирический роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760–1767). На позднем этапе сентиментализма английские писатели уже хорошо осознают, что человека невозможно изменить с помощью одной лишь чувствительности. И тогда в их произведениях возникают картины борьбы человеческих страстей, изображаются противоречивые чувства, возникают портреты героев со сложным внутренним миром, в котором высокие нравственные качества не всегда берут верх над низменными побуждениями. Именно поэтому литературе позднего сентиментализма присущи не только чувствительность и мягкий юмор, но подчас и скептическая усмешка (Стерн).

 

Во французской литературе С. выразил себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы («Жизнь Марианны», 1728–1741; «Крестьянин, вышедший в люди», 1735–1736).

Антуан-Франсуа Прево д’Экзиль, или аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778). Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман «Жюли, или Новая Элоиза», 1761). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его «Исповедь» (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), ученикЖ.-Ж.Руссо, излагает свою натурфилософскую концепцию в трактате «Этюды о природе» (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе «Поль и виржинии» (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.

Жак-Себастьян Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа «Дикарь» (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией.

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе «Развращенный крестьянин, или Опасности города» (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника.

В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции С. утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму.

 

В Германии С. родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман «Страдания молодого Вертера» (1774) стал знаковым произведением немецкого С.

Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера («Коварство и любовь», «Разбойники»).

 

Русский сентиментализм (по Г.А. Гуковскому)

Русский С. органически вызревал в творчестве многих писателей последней четверти 18 в. (М.М. Херасков, драмы, поэмы-сказки, М.Н. Муравьев, стихи, лирическая проза, Н.А. Львов, стилизация народной поэзии, Ю.А. Нелединский-Мелецкий, лирические песни, – ученики Сумаровова, затем И.И. Дмитриев, басни, сказки, сатирические оды, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, «элегические оды» (выражение Белинского), Г.А. Хованский, поэзия). Кроме европейского влияния (благодаря переводам романов И.В.Гете, С.Ричардсона, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера), среди предпосылок возникновения С. в России необходимо назвать социально-исторические факторы. Мировоззрение русского классицизма базировалось на твердой вере в сословную схему государства. Пугачевское восстание (1773-75), Война за независимость в Америке (1776-83), а затем и Французская революция разрушали концепцию классицизма в его социально-идеологической основе. Русский С. рождался из отрицания философских традиций дворянского классицизма. Михаил Матвеевич Херасков, Николай Иванович Новиков, Василий Иванович Майков и ряд других писателей уходят от социальных вопросов и вольномыслия в мистику и теорию самосовершенствования. Русское масонство того времени, напуганное мужицким бунтом и стремящееся найти оправдание своему феодальному самоопределению, обращается все более к поиску тайных знаний, мистических откровений (от вольтерианства к розенкрейцерству). Разуверившись в силе «разумной» деятельности, писатели замыкаются в себе, ищут утешения в своих личных переживаниях, уходят в интимный мир лирики. Появляются первые отечественные «слезные драмы» («Друг несчастных», «Милана» и др. пьесы, 1770-е, Херасков).

Можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма (в общем совпадающие с европейским): уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным, вводили просторечие.

«Карамзинисты» выступали за создание нового поэтического языка и боролись против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров (борьба Карамзина с Шишковым). Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.

С 70-х же годов отчетливо наметились два пути развития С. – демократический С., ориентированные на реалистические тенденции западной литературы (Александр Николаевич Радищев, 1749–1802, «Путешествие из Петербурга в Москву») и «эстетический» С., оправдывающий уход от социальной борьбы и аккумулирующий предромантические настроения (Карамзин).

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

 

По общепринятому мнению, именно Карамзин открыл «Письмами русского путешественника» (1791–1792) эру русского сентиментализма.

Карамзин, уроженец Симбирской губернии, по совету И.П. Тургенева, известного масона и литератора новиковского круга, уехал в Москву, где некоторое время состоял в масонской ложе. Разочаровавшись в мистических увлечениях собратьев-каменщиков, уезжает в гран-тур по Европе, где черпает знания непосредственно у истоков европейской культуры. Пробыв за границей 1,5 года, возвращается в 1790 г. Москву. С 1791 г. Начинает издавать «Московский Журнал», имевший большой успех. «Бедная Лиза» (1792), помещенная в нем, производит фурор. Толпы девушек и юношей совершают паломничество к Симонову монастырю. В 25 лет Карамзин становится признанным литературным авторитетом.

Реакционные действия властей вынуждают писателя закрыть журнал. В 1793, 94 годах издает два тома альманаха «Аглая», сборник своих повестей и стихотворений «Мои безделки», в 1976-99 печатает три томика стихотворного альманаха «Аониды». Занимается переводами из Демосфена, Цицерона и др. Первым среди ведущих писателей делает литературу профессией, причем почетной. В 1802 году вновь принимается за издание журнала – «Вестника Европы». С 1803 и вплоть до смерти работает над монументальным историческим трудом «История государства Российского». Среди его друзей и постоянных собеседников можно назвать Жуковского, Батюшкова, А.И. Тургенева, Вяземского, Пушкина, Александра I.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 534. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия