Студопедия — Литературная позиция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Литературная позиция






Идеи западного С. подверглись в творчестве Карамзина некоторому переосмыслению, а порой и сужению. Единственная подлинная тема искусства, по Карамзину, это внутренний мир человека во всей его незаконченности, пестроте переживаний, индивидуальной случайности. Он не анализирует чувство, не пытается его точно объяснить, настроение, переживание не сопровождает действия его героев, но главным содержанием произведения. Критерий красоты был основным для Карамзина как художника. А потому эмоциональная атмосфера его произведений ограничивается «приятными», «нежными», «кроткими» переживаниями. Трагические конфликты жизни при этом даются не ради того, чтобы вызвать гнев или возмущение (неэстетично), а с тем чтобы привести читателя к меланхолии и умилению. Любоваться и умиляться можно даже горем, смертью.

Личность человека для Карамзина прежде всего личность автора. Истина не объективное следование действительности, а субъективная правдивость рассказа о психологическом наблюдении. Авторское отношение к изображаемому пронизывают все произведения писателя. Стремится, чтобы его произведение приобрело вид задушевной беседы с читателем-другом.

Идеализирует русскую деревню, описывает сельские просторы в идиллическом духе.

Повесть «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы. Построена на распространенном в западной литературе сюжете о любви дворянина и простой девушки. От гетевского Вертера произведение унаследовало общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства. Большим успехом повесть была обязана своей гуманистической направленности и необычной для жанра трагической развязке. Однако для Карамзина важно было показать не губительные последствия сословного неравенства, а то, что все люди чувствую одинаково, всем доступны сладостные переживания любви. Чувство выходит на первый план. Бедная Лиза не столько крестьянка, сколько идеальная героиня, и ее печальная история не возмущает, а лишь создает лирическое настроение.

Сюжет сам по себе никогда не интересует Карамзина. Для него важна тональность вещи, а не события внешнего мира. Для «Натальи, боярской дочери» он взял сюжет «Фрола Скоробеева» (новеллы 17 века), но эта повесть, в сущности, не история похищения девушки, а мечта о старых добрых временах, баллада о молодой любви. Изящное, тонкое, лирическое описание старины сливается с образами эмоций, переливается в лирические размышления автора. Душевный мир человека организован по музыкальному принципу.

К предромантической тенденции в творчестве Карамзина относят повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра Морена» (1795). Обе посвящены экзотической тематике. Сюжет первой обычен для ранней романтической традиции: незаконная страсть двух молодых людей, оправданная автором вследствие глубины и искренности чувства. Повесть, имеющая фрагментарное построение, полна таинственности (в традициях готической литературы). Тяжкая, так и не разгаданная тайна вкупе с печальной романтикой северных пейзажей навевают ужас, волнение, меланхолию. Вторая повесть изображает столь же условно эстетизированный испанский местный колорит. Здесь подобраны мотивы яркого юга, пламенных неукротимых страстей, эффектных пейзажей оперной Испании.

Начиная с середины 90-х годов, Карамзин ищет новые формы: от романтических повестей обращается к современному материалу русской дворянской жизни. Усложняется психологизм: единственная лирическая душа героя-повествователя уступила место образам разнообразных личных душевных организаций. Показал противоречия душевной жизни, развитие характера, его изменяемость. Повесть «Юлия» (1796) во многом предсказывает мотивы, формы психологического романа 19 века. Особый интерес представляет не нравоучительский план, а внутренняя эволюция героини. Юлия, красивая девушка, окруженная обожателями, начинает питать нежные чувства к робкому и благонравному Арису, давно влюбленному в нее. Но встречает князя N, блестящего кавалера, который вскруживает ей голову. Однако она не поддается на безнравственные уговоры соблазнителя и порывает с ним. Выходит замуж за Ариса и уезжает в деревню. Ей становится скучно, и чета возвращается в столицу, где им вновь предстоит встретиться с князем. Юлия увлекается бывшим возлюбленным. Арис, уверенный в ее измене, покидает отечество. Юлия потрясена. Добродетель в конце концов (а в действительности с князьком у них ничего не было, кроме легкого флирта)) побеждает в ней светское легкомыслие. Она удаляется в деревню, где уединенно воспитывает сына. Муж в скором времени прощает ее и возвращается. Они счастливы.

«Юлия» – повесть о личных, душевных делах, без внешних романтических событий, повесть о психологической борьбе, о росте женской души.

В 1803 г выходит еще одна историческая повесть Карамзина – «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода». Историзм здесь так же условен, как и в «Наталье». Повесть становится средством решения общественно-политических вопросов. Начало 19 века – время надежд на принятие конституционного устройства (реформы Александра I). Автор в конечном итоге выбирает монархию, что органически вытекало из его социально-политических взглядов. Однако в повести сочувственно изображены и представители республиканской партии; слышится в ней и искренняя печаль автора о падении независимости и вольности Новгорода.

Центральным произведением Карамзина считаются «Письма русского путешественника». Записки путешествий были одним из самых распространенных жанров литературы сентиментализма. Это была та свободная форма, которая позволяла говорить обо всем, что встречалось на пути писателя, и давала возможность в полной мере раскрыть личность автора. В России два наиболее значимых произведений этого периода принадлежат к этому жанру (Радищев и Карамзин). Основная установка – показ общества и природы разных местностей через призму личных переживаний автора-путешественника. Если у Радищева объективная действительность подчиняет личность, то у Карамзина главное – индивидуальность, личное переживание. Писатель, завершая книгу, назвал ее «зеркалом души своей». Если в «Путешествии» Радищева практически не дается осведомительного, образовательного материала, а внимание автора сосредоточено в основном на политических, социальных темах, то у Карамзина, при всем субъективизме его метода, сообщается большое количество сведений о культуре, быте, искусстве, людях Западного мира (этнографическое пособие о Европе 18 века). Это произведение преследует информационную, познавательную цель – познакомит русского читателя с Западом. Исследователями было доказано, что «Письма» по большей части были написаны уже в Москве на основании записей личных наблюдений, сделанных за границей, и множества книжных источников. Именно фактичность, научность выделяет «Письма» из ряда других сентиментальных путешествий. Так, Карамзин обстоятельно рассказывает о политической жизни других государств: об английском парламенте, суде присяжных, тюрьмах Англии и т.д. Театры, салоны, различные массовые гуляния, беседы с лучшими умами Европы, беднота, трущобы – ничто не осталось без внимания автора. Необходимо отметить, что Карамзин писал о Европе не как русский провинциал, а как европеец, для него культура России неразрывно связана с культурой Запада (недаром его произведение было издано на немецком, французском и др. языках). «Европеизм» Карамзина – одна из его больших заслуг (предшественник Пушкина). Однако образ родины сопутствует автору на протяжении всех его странствий, и пишет он о ней с глубоким патриотическим чувством.

Стихотворения Карамзина, не сопоставимые по художественным достоинствам с его прозой, тем не менее способствовали подъему литературной культуры в России и осуществляли ту необходимую «европеизацию» русской культуры. Карамзин в своей лирике пытается уловить тончайшие настроения души. Он так определял предназначение поэта: «Он верно переводит все темное в сердцах на ясный нам язык, / Слова для тонких чувств находит…» («Послание к женщинам»). У Карамзина много пейзажной лирике: природа одухотворяется чувствами человека. Преобладают меланхолические, медитативные тона. Лирическая манера Карамзина предвосхищает будущий романтизм Жуковского. Есть у Карамзина-поэта и изящные стихотворные «безделушки», например, мадригалы портретам, статуям и т.д. Культивирует хорей, трехсложники, белый стих. Ему принадлежат первые попытки создать балладу, пишет в жанре дружеского послания в стихах (эти формы канонизируют Жуковский и Пушкин соответственно).

Реформа русского литературного языка – одна из величайших заслуг Карамзина перед русской культурой. Потребность в обновлении языка ощущалась всей передовой литературой конца 18 века. Выступил против церковнославянской ориентации «высокого штиля», предпринимал попытки создать язык гибкий, легкий, изящный. Критикуя «славяномудрие» и решившись создать новый литературный стиль, Карамзин не захотел обратиться к источнику народной, живой речи. Изящно-жеманный язык Карамзина, изобилующий круглыми перифразами, французским синтаксисом и лексикой (галлицизмы, варваризмы), был способом транслировать достижения передовой западной культуры. Словотворчество Карамзина было крайне удачно: ему мы обязаны словами промышленность, влюбленность, общественность и др. Карамзин, безусловно, один из ярких предшественников языкового созидания Пушкина.ё

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Прекрасная Татьяна).

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть «Марьина роща» в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820-м годам исчерпал себя. Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

 







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия