В ЧЕМ ВИНА ТЕХ, КТО НЕ ПОСТИГ КОРАНА?
Наш друг почесал затылок. Было видно, что он ищет подвоха для меня. Растягивая слова, он произнес: — Хорошо. А что ты скажешь о тех, кто не постиг Корана, не ниспосылались к ним книги и не являлись к ним пророки? Каков у них грех и где будет их местопребывание в День Страшного Суда? Как, например, эскимосы с Дальнего Севера или люди из африканский джунглей? Что ждет их в День Страшного Суда? Я ответил ему: — Во-первых, позволь тебя поправить. Ты начал задавать вопросы неправильно. Аллах уведомил нас о том, что Он не лишил своей милости никого, о чем сказано в стихах Корана: “Нет никакого народа, в котором не прошел бы увещатель!” (35:24). Те пророки, которых упоминает Коран, не все пророки. Там тысячи пророков, о которых нам ничего не известно. Аллах сказал в Коране: “О некоторых Мы рассказали тебе, о других не рассказывали”. (40:78). Аллах внушает даже пчеле: “И внушил Господь твой пчеле: “Устраивай в горах дома и на деревьях, и в том, что они строят” (16:68). Откровения или внушения Аллаха бывают разными: иногда в виде книги, которую приносит Джабраил, иногда лучом, который направляет Аллах в сердце раба Своего, иногда радостью и довольствием в душе, иногда мудростью, иногда реальностью, иногда покорностью, набожностью, страхом. И каждый, кто имеет чувствительное сердце и обостренное восприятие, получает этот подарок от щедрот Аллаха. Но тем, кто затыкает свои уши и закрывает свое сердце, тем не помогут ни книги, ни пророки, ни знамения, как бы их много не было. Аллах сказал, что Он наделяет каждого, кто хочет, своей милостью и Он не отвечает ни перед кем за то, что Он делает. Иногда Аллах мудростью своей предостерегает одного, а другого оправдывает, принимая от него даже самую слабую веру. И кто.знает, быть может, один лишь единый взгляд первобытного негра, устремленный к небу в страхе перед Аллахом, спасительнее и приемлемее, чем все наши молитвы? Внимательное изучение религий первобытных негров показывает, что у них были пророки и небесные книги подобно нашим священным книгам. К примеру, в племени мов-мов верят в бога, которого называют Мужайн, и считают, что он един, что он не родил, не был рожден и не было ему равных, и нет ему подобных, что он невидим, не знают его, кроме его следов и что он, создатель, дает всем пищу, одаривает, он милосердный, излечивает больных, помогает бедным, посылает дождь, слышит мольбы и, утверждают они, что молния — это его меч, а раскаты грома — звуки его шагов. Разве этот Мужайн — не тот же Аллах? Откуда пришли к ним такие знания, если в их истории не было пророка, принесшего им эти знания? Прошли времена и, как обычно бывает, в эту религию проникли вздор, шарлатанство и исказили эту чистую религию. В племени нием-нием верят в единого бога и именуют его Мубули. Они утверждают: все, что находится в Джунглях, шевелится по его желанию, что он вызывает грозу на злых людей, вознаграждает хороших людей жизненными благами, благоденствием и покоем. И в племени шайлук верят в единого бога и называют они его Жук и определяют его, что он скрытый и явный, что он находится на небе, но его присутствие чувствуется везде и всюду и все окружающее создано им. В племени данка верят в единого бога, которого называют Ниялак, что в буквальном смысле означает “который на небе” или в “выси”. Как еще можно называть эти догмы, если не исламом? И что же это, если не небесное послание в истории этих народов, для которого был пророк? Поистине, вера у нас одна! Аллах говорит в Коране: “Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудаизм и христианство, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, — им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны”. (2:62). Но с течением времени люди исказили чистую веру. Всех, кто верит в Единого Аллаха, в последний день, в день воскрешения и Суда и творят благое, — их награда у Аллаха. Известно, что милость Аллаха бывает разной. Есть на свете те, кто рожден слепым, и те, кто рожден зрячим. Есть и те, кто жил во времена Мусы, мир ему, и видели воочию, как он остановил течение реки своей палкой, есть и такие, которые жили во времена Исы, мир ему, и видели, как он оживлял мертвых. Мы знаем об этих знамениях только понаслышке и то, что увидено, непохоже на то, что услышано. И вместе с тем вера не зависит от знамений. Упрямые гордецы видели чудеса своих пророков и говорили, что это колдовство. И нет сомнений в том, что наш друг читал три переведенные книги: Евангелие, Библию и Коран и эти книги усугубили его сомнения и, чтобы выйти из трудного положения, перевел разговор на невежественный народ из джунглей, которым не ниспосылались священные книги, и радуясь он спросил нас: “Каково ваше мнение о тех, кто не постиг сути Корана и не ниспосылались к ним книги?” — явно выискивая изъян в божественной справедливости или воображая, что это забава. И поэтому он спросил: — Почему милость Аллаха неоднозначна? Почему Аллах одним показывает Свои знамения, а другие знают о них только понаслышке? — Не всегда знамения бывают милостью, бывают и мучением. Разве Аллах не сказал последователям Исы, мир ему, просившим ниспослать угощение с неба: “Сказал Аллах: Я ниспошлю ее вам, но кто еще из вас будет потом неверующим, того я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров”. (5:115). Это потому, что после ниспослания знамений посылается всегда большее наказание тем, кто не уверует. И счастлив тот, кто поверил услышанному, не видя знамения, и горе тем, кто не поверил. Коран убедительная улика, аргумент против тебя и в День Суда ты получишь мучения, а не милость, если ты не будешь выполнять все его требования. Отсутствие этого явного аргумента для эскимосов, живущих на полюсах, может, будет прощением, облегчением, милостью и спасением в День Суда. Может быть, один взгляд этих эскимосов, устремленный на небо, за всю свою жизнь спасет их и, быть может, Аллаху достаточно от них этого для доказательства их искренней веры. А милость Аллаха, даруемая Им одному больше, другому меньше, основана на знании Аллахом их сердец, как указывает на это Коран: “... и Он узнал, что у них в сердцах, и низвел на них Свою са-кину и дал им в награду близкую победу...” (48:18). Аллах знает о наших стремлениях еще до появления нас на свет, еще до зачатия нас во чреве матери, когда мы только были душами вокруг Его трона. Среди нас есть те, кто сплотились вокруг Его светлости, есть и те, которые отошли от Него, наслаждаясь Его царством, и стали невнимательны к Создателю, и стали достойны низшего ранга еще с того дня. Это слова суфиев. То, что мы видим на этом свете за свою короткую жизнь, это не все. Мудрость каждой боли и каждого лишения знает только Аллах и тем, кто спрашивает: почему Аллах создал свинью свиньей, я могу сказать только то, что Аллах выбрал для нее свинское обличье лишь потому, что душа у нее свинская и что создание ее такой логично и справедливо. Все, что мы видим вокруг себя из вознаграждений, это справедливость, но постижение мудрости всего и снятие завесы с этой справедливости — дело, которое не каждому под силу. Может, по этой причине и есть тот свет и в День установления весов пояснит нам Знающий все, в чем у нас были разногласия. И вместе с тем я скажу тебе окончательное слово. Аллах сказал в Коране, что Он не наказывает прежде, не упредив их пророком: “И Мы не наказывали, пока не посылали посланца”. (17:15). Этого тебе достаточно? И еще, мой друг, я тебе скажу то, что странно в твоем вопросе, на первый взгляд можно подумать, что ты верующий и жалеешь бедных негров, к которым не дошел свет Аллаха, милость и правильность Корана, в действительности же это неверие в Коран, его свету, милости и правильности. Твои вопросы близки к тому, что они доведут тебя до сильного наказания и обмана. В них противоположность душе — это подлость. Ты стараешься найти улику против нас, которой у тебя нет. Не видишь ли ты, о мой друг, что логика твоя хромает.
|