Студопедия — ТЕМА 2. МЕТОДИКА ОФОРМЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ. При оформлении самодеятельного театра или КДП мы пользуемся синтезом нескольких искусств: литературы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 2. МЕТОДИКА ОФОРМЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ. При оформлении самодеятельного театра или КДП мы пользуемся синтезом нескольких искусств: литературы






При оформлении самодеятельного театра или КДП мы пользуемся синтезом нескольких искусств: литературы, живописи, архитектуры, музыки, танца, искусства актерской игры.

Театр является одним из самых трудных и сложных жанров искусства, который требует разносторонних знаний и развитое чувство органического художественного синтеза декораций, освещения и музыки с игрой актеров, с драматургической основой спектакля, представления. Необходимо знать основные принципы приема работы актера, режиссера-постановщика, художника-постановщика, художника-декоратора, художника-осветителя, художника по гриму и гримера, художника по костюму и костюмера, если таковые заложены должностными инструкциями организации.

В самодеятельном театре, как и профессиональной деятельности важно знать, как оформить зал и сцену, работать над эскизами и декорациями, как создавать костюмы о осветить сцену, площадку.

Сцена и сценическое действие подчинены общим законам художественной композиции и стиля. Существуют основные принципы эстетической основы построения всего спектакля, которые включают следующие правила:

1) не перегружать декорациями и бутафорией одну сторону сцены больше другой без крайней для этого небходимости;

2) не загромождать передний план сцены;

3) по возможности полно исследовать сцену по вертикали, организовать действие пьесы в нескольких уровнях высоты сценической коробки;

4) не увлекаться большими крупно-масштабными декорациями и бутафорией, среди которых теряется фигура актера;

5) не увлекаться случайными эффектами, не имеющими существенную важность к пониманию пьесы, постановки мероприятия;

6) постоянно искать новые выразительные возможности за счет варьирования одних и тех же элементов декорации или введения немногих новых.

Разработка других форм сценического показа (концерта, выступления хора и т.п.) осуществляется в процессе создания эскизов декораций и макетов сцен.

Эскиз декорации – изображение (на бумаге, картоне, планшете) общего вида будущей сцены и ее определенного освещения.

Отработанные в эскизах элементы декораций переносятся на макет, где подвергаются тщательной проверке и доработке в масштабе.

Макет сцены – это воспроизведенная в уменьшенном масштабе (примерно 1:10) театральная сцена со всеми ее декорациями для каждой их перемены (обычно по действиям спектакля) в отдельности. Макет устанавливается на подмакетнике.

Главная часть макета – пол сцены (разбивается на квадраты, в соответствии с числом кв. м. настоящей сцены). Важные части подмакетника – портал, сукна и падуги (если они нужны на сцене); ряд стоек и реек для укрепления декораций. Материал для макета – фанера, деревянные рейки.

Сукна – вешаются попарно и перекрываются падугой со стороны зрительного зала (кулисы). Их бывает 4 плана.

Падуги – длинная драпировка, закрывающая верхние края пары кулис с разных сторон сцены и световую аппаратуру.

Сукна и падуги подбираются по цвету или их можно выкрасить в тон имеющихся на сцене.

Портальная рама или портал красятся в нейтральный или черный цвет.

Изготовленные в масштабе части декорации примеряются и устанавливаются в макете в различных комбинациях.

Проработанный эскиз декорации разбивается на клетки и переносится на полотно задника, кулис или других элементов сценического пространства. Макет помогает определить подборку костюмов действующих лиц (с учетом декораций). Для этого необходимо изготовить куклы в костюмах из цветной бумаги или материи и расставить их в наиболее ответственных местах макета.

Костюм – важное цветовое пятно, способное внести много особенностей в восприятие декораций. Для простоты исполнения, куклы можно делать, вырезая их из картона и раскрашивая.

Важным элементом художественного оформления программ является «Одежда сцены».

Под термином «Одежда сцены» подразумеваются все те мягкие детали постоянного оформления, которые маскируют техническое оснащение сцены, колосники или потолок, стены и проемы, имеющиеся в них.

«Арлекин» - это полоса материи, закрывающая верхнюю часть занавеса как подзор или ламбрекен на шторах (служит для скрытия от зрителя системы крепления занавеса и помещаемую за ним световую аппаратуру).

Главный занавес (помещается за «арлекином»). Главный занавес является одним из украшений зала (делается из высококачественного красивого однотонного материала). Это: бумажный полубархат, вельветон, плотный мебельный ренс, «шагрень», молескин или пионер-сукно, стеклоткань.

На занавес может нашиваться орнамент – по центру (эмблема театра, мероприятия, символ эпохи сценического действия). При перестановке декораций во время антракта шум со сцены проникает в зал, поэтому для этого к занавесу подвешивается подкладка из холста или тарной ткани.

Занавес состоит из двух половинок (ширина на 85 см. больше половины ширины сцены), так как 50 см. идет на запах, а 35 см. заходит за портальную раму сцены (чтобы висел складками, ширину каждой половинки занавеса делают еще на один – полтора метра больше половины ширины сцены). К нижнему краю занавеса (на расстоянии 10 см.) прилепливаются мешочки с сухим речным песком.

Сукнами называют мягкие драпировки (кулисы). Они закрывают от зрителя закулисное помещение сцены. Они являются фоном для декорации, мебели и для исполнителей. Для самодеятельной сцены используют сукна нейтрального цвета (коричнево-красного, бежевого, всех оттенков серого, желтовато-золотистого, серовато-зеленого). За сукнами (четвертым планом кулис вешается задник или горизонт).

Задником (горизонтом) называется драпировка, полностью замыкающая сцену сзади (обычно пишется пейзаж).

«Одежда сцены» используется для того, чтобы не было видно ничего лишнего. Она – декоративный фон на котором при добавлении некоторых деталей уже можно играть пьесы, проводить мероприятия, вечера.

При оформлении сцены используют ширмы и станки. Ширмы служат для ограничения пространства сцены (из них сооружают объемные декорации). Это хорошие плоскости для работы светом. Ширмы бывают: вращающиеся и ширмы-каркасы.

Станок или помост (для устройства на сцене возвышения).

Существует и методика оформления рекреационных помещений, которые бывают: коридорного и зального типа; открытые площадки (танцы, подвижные игры, просмотр к/ф, кружковые занятия, организация праздников и т.п.)

Рекреацию можно меблеровать секционными креслами и банкетками, журнальными столиками и поцветочницами. Могут быть: выставки, стенгазеты, лозунги, плакаты и др.

Декоративным украшением служат надписи и указатели при входах с какими-нибудь условными символами. Окраска должна быть яркой, насыщенного цветосочетания – это создает у детей бодрое настроение. Однако, окраска больших поверхностей (пола, стен) в цвета слишком большой насыщенности неизбежно приводит к снижению общей освещенности помещений, зрительно утомляет.

Актовый зал – помещение длительного пребывания, и здесь цветовое решение должно быть относительно спокойным. Этот цвет (цветовой акцент) нигде более не должен применяться более в здании. Наилучшим цветом для стен и потолка актового зала является: теплый белый (фон для тематических экспозиций и праздничного оформления и он создает рассеянное освещение. Небольшое количество холодных цветов (синего, сине-зеленого в нескольких оттенков) – усиливают значение и яркость праздничного оформления, может быть использовано при окраске мебели и при решении занавеса (так как проводимое мероприятие может вносить свои яркие атрибутные цвета – красный, желтый, оранжевый и пр.).

Окраска стены зала, противоположной окнам, в синие и сине-зеленые тона возможно при освещенности, превышающей норму, т.к. синие цвета поглощают много света. Пол в зале должен быть спокойных тонов, светлый, малонасыщенных цветов. В отделке стен актового зала вводят и элементы монументального декоративного искусства (размещаются на задней торцовой или боковой стенах). Способ оформления зала может быть единым по отношению ко всему зданию или контрастным. Например, везде используется мозаика, а в актовом зале рисунок на задней стене может быть выполнен из кованого железа.

Обязательным являются крепления для праздничного оформления зала – для гирлянд, украшения, плакатов и т.п. Постоянное оформление портала сцены должно быть нейтральным, т.к. характер мероприятий различен.[19]

 

Литература:

  1. Аппиа А. Живое искусство: Сборник статей /Пер. с франц. М.: ГИТИС, 1993.
  2. Диденко И.А. и др. Художественное оформление наглядных средств агитации и пропаганды. Учебное пособие для культпросветучилищ. Изд. 2, переработ. И доп. М., «Просвещение», 1971.
  3. Кардобовский К.А. Декоративная и оформительская работа в школе. Пособие для учащихся. Л., 1961.
  4. Марков В.П. Постановочный план спектакля: Методическое пособие /В.П. Марков; Санкт-Петербург, гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2002.- С.44-49.
  5. Овсянников С. Зрелищность и выразительность театрализованного представления. СПб.: 2003.
  6. Основы декоративного искусства в школе: Учеб. Пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М.: Просвещение, 1981 – 175с., ил.
  7. Петров Б.Н. Спортивно-художественное представление на стадионе. Методические указания и рекомендации по курсу «Режиссура массовых праздников». Л.: ЛГИК имени Н.К. Крупской, 1988.

 







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 1942. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия