Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 2. ТИПОЛОГИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСКУССТВА ХУДОЖНИКОВ В СПЕКТАКЛЯХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.





Вещественно-предметные сценографические персонажи в спектаклях театра первой половины XX века представали в трех основных видах:

- полотнища или занавеси неизобразительного характера, воздействующие своим цветом, формой, движением;

- разного рода стены и двери, противостоящие актерам в качестве их «партнеров»;

- всевозможные конструкции, сооружения, механизмы инженерно-технического свойства, создававшиеся как «машины для действия» и выполнявшие роль семантически значимых вещественных объектов.

Каждый из трех видов включал в себя широкий диапазон различных сценографических решений – различных по стилю, по содержанию.

Это могли быть целые системы подвижных занавесей и полотнищ, окрашенных в разные цвета – красный, черный, серебристый – и имевших разную форму: прямоугольную, диагональную, клинообразную. Партитура динамичного сценографического действа цветных полотнищ детально разрабатывалась в эскизах и макете.[8]

Подвижными являлись и стены-ширмы, сходившиеся под углом и образовывавшие пространство замкнутой, драматически тревожной среды. Использовалось и изменение сценического освещения, а также использование прожектора, выхватывающего определенное место на сцене (эстраде) локальным лучом.

В 1922 году используется впервые «электромеханическая кулиса», спроектированная австрийским художником Ф. Кислером. Были использованы приборы и аппараты, при помощи которых вращался гигантский пульт управления воображаемого завода на сцене. Изображение завода использовалось и при других постановках, но с применением соединения визуального искусства и хореографической пластики, для чего на сцене выстраивалась единая конструкция из станков, платформ, лестниц, колес и прочих механических элементов – движущихся, крутящихся, светящихся, выпускающих пар.

Единые пластические установки (введенные в театральную практику XX века первоначально А.Аппиа, а затем художниками Камерного театра – в качестве сценических изображений обобщенных мест действия) использовались как сценографические персонажи еще реже, чем рассмотренные вещественно-предметные элементы оформления. Искусство сценографа обретало роль активного компонента сценического действия, не только равноправного и равнозначного искусству актеров. Были апробированы различные виды и формы сценографических персонажей, входивших в сценическое действие в качестве самоценных изобразительно-пластических образов и воплощавших те или иные художественные идеи, мотивы, темы спектакля.[9]

Оформление сценического действия – центральная проблема искусства сценографии XX века. В приемах оформления сценического действа используют сценографию игровую и функциональную. Игровая сценография – ориентация игры актера в ее индивидуальном выражении (игра с костюмом, игра с вещами, игровое оформление сцены). Функциональная сценография – оформление по-преимуществу и по своему конечному предназначению сценического действия в целом, выстраиваемого режиссером в качестве зримой, визуальной структуры, развивающейся в сценическом пространстве и времени.[10]

Игровое оформление сцены связано, с одной стороны, с игровым использованием исполнителями всевозможных декорационных элементов (от занавесей до конструкций), а с другой – с обращением к традициям оформления цирковых представлений.

Так, В.И. Березкин описывает самоигральные декорации, которые конструировались в качестве красочного и эффектного аппарата для веселой театральной игры актеров. Например, в плоскости фасадной деревянной панели открывались проемы из которых появлялись или исчезали персонажи, выезжали ступенчатые площадки, выдвигалась лестница. Разнообразно обыгрываемые ступенчатые станки и лестница позволяли строить выразительные мизансцены. Использовалась и виртуозная работа акробатов летающих над сценой, выполняющих фантастические трюки.[11]

 

Литература:

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1962.

Алперс В. Театральные очерки. – М., 1977.

Таиров А.Я. История театра России. – М., 1989.

Акимов Н.П. Театральное наследие. –М., 1980.

Пожарская М. Русское театрально-декоративное искусство. – М., 1978.

Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В двух книгах. М.: «Эдиториал УРСС», 1997.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 883. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия