Методическая последовательность ведения работы над рисунком головы человека
Пластическая моделировка гипсовых голов приближена к реальным формам живой головы, что можег помочь хорошо усвоить ее анатомическое строение и затем перейти к изображению живой головы. Прежде чем приступить к длительному рисунку, необходимо выполнить несколько упражнений в виде краткосрочных рисунков с натуры на отдельном клочке бумаги или на полях большого листа с тем, чтобы представить себе предполагаемый рисунок головы, уточняя характер формы головы и ее пропорции. Рисунок начинают с выявления общей формы и массы головы. Определив общее расположение головы в пространстве, обратите внимание на положение осей головы и шеи. Затем наметьте общий объем головы, отделяя лицевую поверхность от поверхностей, идущих к затылку. Определить расположения частей на лицевой поверхности. Для их размещения необходимо провести среднюю профильную линию на лицевой поверхности, проходящую от лобной поверхности до основания подбородка. Вначале намечают общую дугообразную линию. Определив вертикальную профильную линию, приступайте к определению дегалей головы: глаз, носа, губ, уха. Для правильного их расположения необходимо определить пропорции головы и линию (линию глаз), разделяющую нижнюю и верхнюю половины. На боковой поверхности, на уровне скуловых отростков, наметьте уши. Далее приступайте к уточнению границы лицевой поверхности на общей форме головы. Граница лицевой поверхности проходит сверху от уровня парных лобных бугров, по вискам, скуловому выступу и снизу по подбородку. Для выявления общей формы шеи необходимо наметить упрощенную схему в виде параллелепипеда, т. е. выделить четыре поверхности, каждая из которых рассматривается в качес тве поверхности шеи. Уточняя расположение глаз, необходимо правильно установить расстояние между слезниками, наружным и внутренним углами, а затем - расстояние между веками глаз. Рисунок уха следует начать с выявления общей формы, затем, переходя к размещению деталей раковины, уточните их характер. После чего переходите к другим частям головы, оставляя место и время для их последующего уточнения. Для полного формирования передней поверхности лба большое значение имеет надбровная дуга. По своей форме она, гак же как и вся передняя поверхность лба, имеет дугообразную выгну гую форму.Края надбровных дуг граничат с двух сторон в области виска с лобными отростками, соединяющимися с отростками скуловых костей. Наметив общее расположение глаза, можно перейти к уточнению рисунка его формы. Форма глазного яблока должна восприниматься рисующими как полушарие, это хорошо видно при закрытых глазах. Выявляя шаровидную форму глаза, намечайте направление, ширину и толщину каждого века. При этом нужно помнить, ч то верхние веки намечаются сильнее, а нижние - легким касанием, еле заметно, в противном случае они окажутся в выверну том положении. Ведя построение рисунка рта, следуйте принципу парности расположения форм, так же как и при изображении остальных деталей головы. Этот принцип дает возможность легко определять формы в пространстве, независимо от положения формы губ. Для уточнения формы щеки необходимо исходить от конкретной натурной модели, так как щеки бывают разные: у полных полные, у худощавых впалые, у средних средне-впалые и т. д. Переходя к рисованию волос на голове, надо помнить, что основная масса волос должна представляться в виде шапки-парика, облегающего форму головы. По мере приближения предмета к источнику света освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мерс удаления - ослабевать. Приступая к детальной прорисовке формы, проверьте, как всегда, правильность выполненной работы на предыдущем этапе. Для начала легкой штриховкой прокладываются основные тени, это позволит увидеть форму головы в целом, проследить за общим восприятием формы. Приступая к завершающей фазе, проверьте общую форму и характер головы таким образом, чтобы она смотрелась цельно, без каких-либо дробностей. Целостность восприятия формы головы должна быть прослежена на протяжении всех этапов ведения рисунка, с целостности начинают, целостностью заканчивают рисунок. Для того чтобы придать рисунку завершенность, необходимо привести все соответствующие части головы к единому целому. Исходя из светотональных теорий, вес детали дальнего плана по контрастности и четкости рисунка должны бы ть проработаны менее, чем детали переднего. На заключительном этапе, проверяя общую тональность, не забудьте проверить рефлексы.
|